Смелый сокол Фомченков Константин

Ещё 2 — 3 минуты полёта, и пелена облаков оборвалась так же внезапно, как и появилась. А вот и цель — вражеский аэродром. Под лучами солнца чётко просматривались и лётное поле, и различные аэродромные сооружения. Самолётов на аэродроме не было. Лишь в стороне от взлётной полосы стояло несколько машин: то ли не успевших взлететь, то ли неисправных. Враг, по всей вероятности, заранее был предупреждён о приближении такой большой группы советских самолётов и успел поднять в воздух истребители.

Оглянувшись, Фомченков увидел только трёх ведомых. Последней пары рядом не было. Куда же девались Фабристов и Рябов ? Неужели заблудились в облаках ?

— Командир ! — услышал он тут же в наушниках предостерегающий голос Сверкунова. — Впереди, выше — большая группа «Фоккеров».

Шесть пар немецких истребителей, одна за другой, шли им навстречу.

— «Коршун — 20» ! — предупредил Фомченков ведущего группы штурмовиков, которые находились на подходе к аэродрому. — Я «Ястреб — 101» ! Аэродром противника вижу, но самолётов на нём нет, видимо успели подняться в воздух. Работайте по цели номер два !

Штурмовать аэродром, где не было самолётов, не имело смысла. И Фомченков, как заранее условились, сообщил запасную цель. «Илы» перенацеливались на вражеские войска у линии фронта.

— «Волна»! «Волна»! — настроился Фомченков на позывной командира дивизии. — Я — «Ястреб — 101» ! Встретили шесть пар истребителей противника. Вступаем в бой !

И, сделав небольшую паузу, добавил:

— Высылайте подкрепление в квадрат 26 — 18 !

На одной с ними высоте находились 4 пары FW-190, а внизу ходили 2 пары Ме-109.

«Пока штурмовики выполняют свою задачу, свяжем вражеские истребители», — решил Фомченков.

И он передал команду ведомым:

— Атакуем «Фоккеры» в лобовую, затем переносим атаку на «Мессеры» !

Навстречу друг другу с огромной скоростью неслись истребители. Среди немецких лётчиков было немало воздушных бойцов не робкого десятка. Но ни один из них не решался применить в бою таран. И как бы они ни имитировали атаку на таран, но в последние секунды отворачивали. Такой приём им был не по плечу. Наши лётчики хорошо знали эту боязнь врагов и умело пользовались ею.

Так получилось и на этот раз. Когда расстояние между группами сократилось примерно до 500 метров, «Фоккеры» взмыли вверх. Нервы у врагов не выдержали, и они стали уходить, избегая лобовой атаки советских истребителей.

— Огонь ! — скомандовал Фомченков ведомым. Он нацелился на ведущего «Фоккера». Вот его силуэт уже в сетке прицела. От разящего удара FW-190 судорожно дёрнулся, наклонился на левое крыло, затем, перевернувшись, полетел вниз. Сильный взрыв в сосновой роще, куда упал «Фоккер», возвестил о заслуженном конце ведущего немецкой группы. Второй FW-190 загорелся от меткой очереди Фомы Журавлёва. А третьего сразил Николай Сверкунов.

Стремительная атака, умелый маневр и меткий огонь, проведённые в считанные секунды, принесли успех. Теперь можно заняться и «Мессерами». А они уже совсем близко, стремятся зайти в хвост нашим «ястребкам».

— Все в круг !

Пока вражеские истребители действовали разрозненно и была свобода маневра, Фомченков с ведомыми вёл бой на вертикалях, пикировал до бреющего полёта и снова устремлялся ввысь, атакуя то одну, то другую пару. Когда же немцы сумели организоваться и, используя численное превосходство, начали «зажимать» их, Фомченков перестроил группу. Теперь каждый лётчик своим огнём мог защищать от атак противника впереди летящего товарища.

Самолёты образовали два круга. Один, маленький, по окружности которого ходили 4 «ястребка», и большой, внешний, который очерчивали «Фоккеры» и «Мессеры». К ним вскоре подошли ещё 4 FW-190. Немецких истребителей стало 13, а наших только 4. «Надо продержаться до подхода помощи, — рассуждал Фомченков. — Оттянуть на себя «Фоккеров» и «Мессеров». Подкрепление должно вот — вот подойти. Оно где — то в пути».

Враг продолжал наседать. Замкнутая в круг четвёрка истребителей отражала его яростные атаки.

Секунды боя казались минутами. А напряжение схватки всё возрастало.

В какой-то момент круг, по которому курсировали «ястребки», разорвался. Лелик выскочил из него и оказался без прикрытия. Сзади с разных сторон на него сразу же бросились 3 «Фоккера».

— «103-й» ! В хвосте — «Фоккеры» ! — крикнул Фомченков и сразу же направил свой истребитель на помощь товарищу.

— «101-й» ! Прикройте, выхожу из боя ! — раздался в наушниках голос Лелика.

— Выходи ! Маневр ! — Фомченков дал заградительную пулемётную очередь. Удачно: задымил один из «Фоккеров». И тут же машина Фомченкова вздрогнула от сильных ударов. На фюзеляже появились языки пламени. Он попытался сбить огонь. Не удалось. Огонь жадно лизал плоскость, быстро подбирался к бензобакам. Когда доберётся — взрыв. Счёт идёт на секунды. Машину уже не спасешь. Что делать ? Прыгать ? Внизу занятая врагом территория. Можно, конечно, попытаться после приземления скрыться в лесу, а потом добраться до своих. Это шанс, но насколько он реален ?

Нет, не о своей жизни думал он, а о том, как нанести врагу наибольший ущерб.

Боевые друзья Фомченкова видели, как самолёт командира покачал крыльями в знак прощания. И уже в следующее мгновенье горящим факелом устремился в сторону аэродрома. Затем истребитель перешёл в отвесное пике и врезался в бензоцистерны, стоявшие на окраине лётного поля. Мощный взрыв взметнул вверх огромный столб огня и дыма…

Смелый сокол Фомченков Константин

Фома Журавлёв с трудом посадил сильно повреждённую в бою машину. Вылез из кабины. Тяжёлое чувство давило сердце. Вылетали шестером, а вернулся он один. В памяти вновь проплывали эпизоды только что проведённого боя. Его они начали вчетвером: Фабристов и Рябов так и не появились. Что стало с ними ? Из четвёрки, вступившей в бой, первым погиб командир. Потом, когда подбили Сверкунова, он с Леликом прикрывал его посадку. Истребитель Николая приземлился на небольшой поляне. Остался ли Сверкунов жив ? А Лелик погиб у него на глазах. Его истребитель, прошитый вражескими снарядами, с небольшой высоты камнем упал на землю.

Будто во сне Журавлёв добрел до штабной землянки. Доложил о выполнении задания. Командир дивизии выслушал доклад и тяжело вздохнул:

— Хорошие были ребята ! Орлы.

Ещё бы ! Он — то, Журавлёв, хорошо знал, какие это были лётчики.

— А о Фабристове и Рябове известно что — нибудь ?

— Отстали от группы в облаках. А когда вышли, на них навалились вражеские истребители. Оба вернулись. Фабристов в бою сбил 2 самолёта. Таким образом, на счету вашей группы 6 сбитых самолётов. Да разве они могут возместить наши потери ?!

В список безвозвратных потерь записали фамилии Фомченкова и Лелика. Сверкунова записывать пока воздержались. Его ждали день, второй. Он не появлялся, Судьба Николая стала известна, когда наши войска перешли в наступление и заняли места, над которыми происходил воздушный бой. Неподалеку от аэродрома в сосновой роще нашли самолёт Сверкунова, а вокруг — около десятка трупов немецких солдат.

Один из взятых в плен гитлеровцев оказался очевидцем последних минут жизни Сверкунова. На допросе он рассказал, что русский приземлился на повреждённой машине как раз в расположении его роты. Командир приказал взять лётчика живым и выделил для этого взвод. Самолёт окружили, но русский не хотел сдаваться и не подпускал к себе. Он ползал вокруг самолёта и, стоило кому — нибудь приблизиться, открывал огонь. Стрелял метко, наповал уложил несколько солдат и ефрейтора. Когда у русского кончались патроны, одному из солдат удалось подползти и прыгнуть на плечи лётчика. Тот в борьбе застрелил его. Но пока они боролись, подбежали другие солдаты. Русский отстреливался, а последний патрон пустил себе в грудь…

Гвардейский истребительный авиаполк, в котором сражались герои, и поныне несёт вахту по защите границ нашей Родины. В нём служат уже дети и внуки тех, кто сражался в составе полка в годы Великой Отечественной войны. Молодые воины свято чтут память однополчан, погибших в боях за Родину. Для них герои, каким был Константин Федорович Фомченков, пример образцового выполнения служебного долга. Герой ушёл в бессмертие…

*    *    *

Смелый сокол.

…С затаённым дыханием, до боли в глазах лейтенант Фомченков всматривался в голубое небо, где лётчики — спортсмены демонстрировали мастерство высшего пилотажа. Особенно его привлёк воздушный бой, который вели 2 краснозвёздных самолёта. Кто знает, о чём думал в те минуты майского дня 1941 года Константин Фомченков. То ли о том, как несколько лет назад он сам участвовал в подобных состязаниях в небе Подмосковья, а может, вспомнил недавние воздушные бои с вражескими истребителями над Карельским перешейком. Наблюдая за празднично настроенной публикой, Фомченков тогда не думал, что через месяц с небольшим ему снова придётся вступить в бой с хищным и коварным врагом — фашистскими захватчиками.

…С первого часа войны вёл воздушные бои лейтенант Фомченков. Трудное это было время. Но тяжёлые дни отступления лишь закаляли советских воинов. По 5 — 6 вылетов в день нередко совершали лётчики — истребители. Константин Фомченков чувствовал, как день ото дня совершенствуется боевое мастерство лётчиков звена да и его самого. Он летал в одиночку, водил звено, группу.

Смелый сокол Фомченков Константин

Фомченков не просто летал, а изучал тактику воздушного боя, учился, подмечая те или иные изменения в действиях немецких лётчиков. Всё это было необходимо для достижения победы над врагом. Однажды, это было в феврале 1942 года, полк получил ответственное боевое задание: требовалось нанести удар по аэродрому врага. Командир полка решил послать небольшую группу истребителей, которая смогла бы незаметно для противника появиться над объектом. Ведущим группы был назначен старший лейтенант Фомченков.

Он во всех деталях уточнил с лётчиками план предстоящего полёта, напомнил об условных сигналах, предупредил, что аэродром прикрывается большим количеством зенитных средств. Намеченный план действий удался. Снизившись до бреющего полёта, истребители прицельным огнём ударили по укрытым в капонирах бомбардировщикам. А когда заговорили зенитки, идущие сзади лётчики быстро заставили их замолчать.

После штурмовки истребители легли на обратный курс. Им отчётливо было видно, как на земле догорали 8 вражеских машин.

Скоро боевые друзья горячо поздравили своего командира с новой победой в воздушном сражении. На этот раз старший лейтенант Фомченков, вылетев на перехват большой группы «Юнкерсов», шедших под прикрытием «Мессершмиттов», действовал особенно напористо. Шестёрка наших истребителей вступила в бой с 30 фашистскими самолётами, пытавшимися прорваться к Мурманску. Наши лётчики смело навязывали врагу одну атаку за другой. Они сразу же сумели разбить строй немецких бомбардировщиков. Ошеломлённые столь дерзкими атаками, фашисты, беспорядочно побросав бомбы, пытались уйти. Но Фомченков со своей группой преградил отход противнику. Один за другим падали вниз «Юнкерсы», объятые пламенем. Группа Фомченкова уничтожила тогда 5 фашистских машин, из них 2 «Мессера» и 1 «Юнкерс» сбил метким огнём сам командир.

Вскоре истребительный авиационный полк, в котором воевал Фомченков, за успешное выполнение боевых заданий получил звание Гвардейского. Многие лётчики, в том числе и Константин Фёдорович, были отмечены боевыми наградами.

Смелый сокол Фомченков Константин

Наступил 1943 год. Фомченков уже был опытным воздушным бойцом, боевым командиром, за плечами которого десятки воздушных боёв. Коммунисты полка приняли его в свои ряды, а вскоре Гвардии капитана Фомченкова назначили заместителем командира эскадрильи.

Молодой коммунист с ещё большим энтузиазмом дрался с врагом. Как-то звено истребителей во главе с Гвардии капитаном Фомченковым вылетело на прикрытие важного объекта. На подходе к нему ведущий группы заметил, что с северо — запада под прикрытием 5 «Мессеров» приближаются вражеские бомбардировщики. Командир решил немедленно атаковать врага и, первым открыв огонь, врезался в строй «Юнкерсов». Немцы заметались из стороны в сторону. Прикрывающие их «Мессеры» поспешили на выручку. Но при первом же сближении прицельная очередь Фомченкова прошила вражеский истребитель. Бомбардировщики беспорядочно сбросили бомбы и поспешили уйти. Группа же Фомченкова и на этот раз вернулась без потерь.

Весной 1943 года Константин Фомченков с четвёркой истребителей вылетел на прикрытие электростанции, по которой противник готовился нанести удар с воздуха. Подлетая к заданному району, Гвардейцы встретили 7 «Мессершмиттов». Несмотря на численное превосходство, они смело вступили в бой. Удачно применив вертикальный маневр, Гвардии капитан Фомченков и его ведомый с ходу расстреляли пару истребителей. Но оставшиеся 5 «Мессеров» яростно отбивались. Фомченков снова зашёл в хвост одному «Мессеру», и через считанные секунды 3-й вражеский самолёт, теряя горящие обломки, камнем пошёл вниз. В том бою Гвардейцы сбили 5 вражеских машин. Только двум фашистам удалось уйти. Группа Фомченкова вернулась на свою базу без потерь.

Через 2 месяца, 24 августа 1943 года, воины 19-го Гвардейского полка сердечно поздравляли Константина Фёдоровича Фомченкова с высшей правительственной наградой. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1131).

Смелый сокол Фомченков Константин

Вскоре Фомченков стал командовать эскадрильей. Новыми победами в воздушных боях встретили гвардейцы 1944 год. Следуя примеру своего командира, лётчики с каждым днём наращивали удары по врагу.

23 февраля 1944 года после напряжённого лётного дня Гвардейцы торжественно отметили славную годовщину Советской Армии. В тот день Константин Фёдорович совершил 4 вылета и сбил ещё 3 вражеских самолёта.

А на другой день Гвардии майор Фомченков не вернулся с боевого задания. В неравной схватке с врагом он дрался до последней возможности, до последнего вздоха.

источник: airaces.narod.ru

AesliB