«Салют-7»: невозможное возможно!

Предыстория такова. 11 февраля 1985 года подмосковный Центр управления полетами (ЦУП) неожиданно потерял связь с орбитальной космической станцией «Союз-7», которая в то время работала в беспилотном режиме. За...

Предыстория такова. 11 февраля 1985 года подмосковный Центр управления полетами (ЦУП) неожиданно потерял связь с орбитальной космической станцией «Союз-7», которая в то время работала в беспилотном режиме. За полгода до этого станцию планово покинула четвертая экспедиция посещения (Владимир Джанибеков, Светлана Савицкая, Игорь Волк), шла подготовка к очередному полету группы космонавтов на «Союз-7». И вот — ЧП. После анализа ситуации в ЦУПе пришли к предположению, что произошел сбой в системе электропитания. Станция перестала принимать команды и передавать информацию о своем состоянии и местонахождении.

«Салют-7»: невозможное возможно!

На четвертом витке «Союз-7» обнаружили представители военного космоса. Балистики рассчитали, что до ее входа в плотные слои атмосферы осталось 178 суток. За это время нужно было подготовить и провести операцию спасения.

Теоретически имелось два варианта: послать на орбиту грузовик многоразового использования, чтобы забрать на Землю аварийную станцию или отправить на нее опытных специалистов, способных ликвидировать поломку прямо на орбите. Первый вариант был невозможен, так как наш грузовой корабль многоразового использования «Буран» еще не закончил испытания. Оставалсь спасательная экспедиция.

Самым подготовленным командиром, знающим «Салют-7», был в то время Владимир Джанибеков. Его и назначили, предоставив возможность самому выбрать бортинженера. Он назвал Виктора Савиных, который тоже хорошо знал станцию. Они начали подготовку к тяжелейшей экспедиции. Параллельно шло переоборудование для этой цели корабля «Союз Т-13». С него предстояло снять систему автоматической стыковки и кресло третьего космонавта, улучшить средства визуального наблюдения для осуществления ручной стыковки, установить лазерный дальномер и разместить дополнительные запасы воды, питания и кислорода.

Работы шли по строгому графику. Но вдруг произошли события, заставившие ускорить подготовку к полету.

Американская авантюра

Главное разведывательное управление (ГРУ) советского Генштаба получило информацию о том, что в США в срочном порядке началась подготовка к запуску грузового корабля многоразового использования «Челленджер», способного снять с орбиты объект длиной 14 метров, шириной 6 метров, весом 27 тонн. «Салют-7» вполне соответствовал этим параметрам. Более того, американцы включили в состав своего экипажа французских космонавтов Патрика Бодри и Жана Лю Кретьена, которые прошли полную подготовку в СССР по программе «Салют-7» и хорошо знали эту станцию. Напрашивались нехорошие подозрения. Станция представляла собой сгусток ноу-хау, которые тогда были недоступными американской науке, а значит — вожделенными для политиков и военных.

«Салют-7»: невозможное возможно!

В документальном фильме «Битва за «Салют», снятом в Звездном, без обиняков говорится о том, что специалисты НАСА уже через несколько минут после ЧП с «Салютом-7» имели об этом точную информацию. Ее срочно доложили тогдашнему президенту США Рейгану, и тот дал добро на проведение дерзкой операции по похищению советской станции с орбиты. Технически это была хотя и трудная, но выполнимая задача. А вот политически тут могли быть неприемлемые сложности, вплоть до провоцирования ядерной войны. Но американские аналитики просчитали, что в сложившейся тогда обстановке риск был минимален. В то время номинальным руководителем СССР был тяжело больной, практически невменяемый Константин Черненко. В его окружении никто не сможет принять решение на ядерный ответ в случае удачного похищения станции, посчитали американцы.

Когда к старту «Челленджера» все было практически готово, ситуация резко изменилась. 10 марта из СССР пришло сообщение о кончине Черненко и о схватке за власть между достаточно молодыми и энергичными политиками, способными принять непредсказуемое решение. В тот же день Белый дом отменил старт и перенес его на неопределенный срок в ожидании более удобного случая.

«Мертвец» ожил

6 июня 1985 года «Союз Т-13» с Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных на борту поднялся в космос. Перед космонавтами стояли три наисложнейших задачи, которые еще никто в истории человечества не выполнял.

Для начала нужно было найти станцию в необъятных просторах космоса. Мастерство космонавтов и высокий уровень астронавигационных комплексов позволили это сделать в кратчайшие сроки.

— В правом иллюминаторе, — вспоминал Владимир Джанибеков, — мы увидели звездочку, которая прямо-таки сидела на лунном диске. Это был «Салют». Но радовались преждевременно. Приблизившись, поняли, что станция повернута к кораблю нерабочим стыковочным узлом. Предстояло обогнуть ее и подойти с другой стороны.

Дело усложнялось тем, что «Союз Т-13» не предназнячался для проведения сложных маневров в космосе. Он был просто космическим извозчиком, доставляющим космонавтов к работающей в автоматическом режиме станции, которая, как говорится, сама подставляла, когда нужно, стыковочный узел.

Космонавты сумели произвести необходимые маневры. Второй этап — пристыковка к «мертвой» станции. Никто еще ничего подобного никогда не делал. Впоследствии тогдашний руководитель полетов Валерий Рюмин так охарактеризует данное действие:

— Это все равно, что подойти к гигантскому булыжнику и пристыковаться.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector