Русский морской лётчик-ас времён Первой мировой

Соединению Северского выпала честь остаться на Эзеле. При наступлении немцы применили новую тактику, используя высадку десантных штурмовых батальонов, которым предшествовали массированные налёты авиации.

Впоследствии Северский заявлял чуть ли не о 8 сбитых им тогда вражеских самолётах, но поскольку никаких других свидетельств не сохранилось, победы эти следует считать неподтверждёнными.

Русский морской лётчик-ас времён Первой мировой

Единственное исключение составляют 2 победы, одержанные Северским 10 Октября 1917 года, когда вместе со своими подчинёнными ( Прапорщиком В. Н. Филипповым и Поручиком В. В. Петровым ) Александр бросился на перехват германского гидроплана. В том бою 3 русских «Ньюпора-17» совместными атаками заставили противника отказаться от выполнения поставленной боевой задачи и приводниться под прикрытие зениток германской эскадры.

А затем, вечером того же дня, Александр Северский и В. В. Петров атаковали ещё одного немца, который, в поисках спасения, также был вынужден совершить посадку на воду.

Русский морской лётчик-ас времён Первой мировой

Через 3 дня горстка храбрецов всё же была вынуждена покинуть остров Эзель, после того как аэродром и ангары были разрушены огнём германских корабельных орудий. Во время перелёта на побережье у самолёта Северского отказал двигатель ( повреждённый в предыдущем бою и наскоро «подлатанный» механиками ), и лётчику пришлось совершить посадку у Ориссарской дамбы, на ничейной территории. Сняв с повреждённой машины пулемёт и всё самое ценное, Северский поджёг аэроплан и двинулся пешком на восток. Ему пришлось пройти 16 километров по территории, которая уже была оставлена русскими войсками и вот-вот могла быть занята немцами.

Не минули подобной участи и подчинённые Северского — В. В. Петров и В. Н. Филиппов: в этот же день они были сбиты или потерпели аварию. К счастью, оба они остались живы, хотя Филиппов и угодил в плен к немцам.

Добравшись, в конце концов, до расположения своего соединения, Северский был приятно удивлён ожидавшими его наградами — орденом Св. Георгия 4-го класса и чином капитана 2-го ранга.

На этом деятельность Александра Северского в качестве лётчика — истребителя закончилась. Подводя итоги, следует признать, что, имея всего одну официальную победу ( документальные подтверждения 2-х побед 1917 года только теперь были обнаружены в отечественных архивах ), он формально не может претендовать на статус аса. Зато по количеству «вероятно сбитых» ( 10 ) противников он является рекордсменом, причём как минимум 5 из числа его «вероятных» побед были совершены на глазах других свидетелей. В общем, из-за хаоса, творившегося в штабах осенью 1917 года, Прокофьев — Северский так и остался непризнанным героем.

После завершения Моонзундского сражения Александр Прокофьев — Северский был назначен помощником военно — морского атташе посольства России в Вашингтоне. В министерстве иностранных дел при получении заграничного паспорта возникла забавная заминка. Чиновник, оформляющий документ, посетовал, что двойная фамилия не умещается в положенные графы, и предложил оставить либо «Прокофьев», либо «Северский». Александр Николаевич усмотрел в этом ущемление своего дворянского достоинства, и после непродолжительной беседы лётчик и чиновник сошлись на компромиссе.

Так как паспорт был на французском языке, в нём записали «де Северский». Приставка «де» как раз и должна была говорить о том, что владелец документа является дворянином. Александру Николаевичу этот вариант понравился, хотя с точки зрения грамматики он был не совсем точен. Дело в том, что у французских дворян приставка «де» происходила от родительного падежа названия фамильного замка, а никакого замка ни у самого Александра, ни у его родителей попросту не было. Тем не менее, с этого момента и на всю оставшуюся жизнь Александр Прокофьев — Северский стал «де Северским».

Накануне отъезда де Северского к месту нового назначения к власти в России пришли большевики. Однако, занявшись более насущными проблемами, они не только не отменили этого назначения «старого режима», но даже подтвердили его специальным мандатом.

Через Сибирь Александр де Северский отправился в Америку, но по дороге поезд был остановлен революционными матросами, которые решили перестрелять пассажиров, как представителей «эксплуататорского класса». К счастью, один из «братишек» узнал знаменитого лётчика и защитил его от расправы; выяснилось, что в годы воины Северский спас корабль, на котором служил этот моряк, от атак вражеского бомбардировщика.

Прибыв в США, новый военный дипломат вступил в должность, но, поскольку дипломатические отношения между Советской Россией и США так и не были установлены, сотрудникам российской дипмиссии постепенно пришлось перейти на самофинансирование.

Русский морской лётчик-ас времён Первой мировой

Александр де Северский, вместе со своим непосредственным начальником — известным лётчиком-черноморцем Виктором Утгофом — занимался созданием прицела для бомбометания, причём поначалу эти работы оплачивались американским правительством. Однако на первоначальных испытаниях прицелы были признаны неудачными, и Северскому пришлось изыскивать другие способы заработка.

Некоторое время он занимал должности инженера — консультанта и лётчика — испытателя военной авиации округа Буффало, а в 1921 году произошла встреча, в значительной степени определившая его дальнейшую карьеру.

Однажды Александру довелось присутствовать на маневрах, которыми руководил будущий «отец американских стратегических ВВС» — Генерал Уильям Митчелл. Американским бомбардировщикам никак не удавалось потопить учебную мишень — трофейный германский крейсер, и тогда Северский посоветовал сбрасывать бомбы не на палубу, а у борта корабля, с тем, чтобы взрывом «распарывать» швы между стальными листьями корпуса. К его совету прислушались, и в результате крейсер был благополучно затоплен, а Генерал У. Митчелл с этих пор стал другом и покровителем русского эмигранта. Именно по его протекции Северского назначили советником ВВС США при военном министре, хотя на тот момент он ещё даже не имел американского гражданства.

Русский морской лётчик-ас времён Первой мировой

Затем Александр отправился на испытательный аэродром Мак — Кук ( в Дейтоне, штат Огайо ), где познакомился с элитой американской авиации: Джимми Дулиттлом, Ральфом Леквудом и Арчи Смитом.

Русский морской лётчик-ас времён Первой мировой

Проникнувшись духом американского предпринимательства, Северский выкупил все авторские права на прицел, который он некогда конструировал вместе с Утгофом, и уже самостоятельно занялся его доделкой. После кропотливой, длившейся несколько месяцев работы, нужное решение было найдено. Новый прибор был продан правительству за 50 000 долларов, а на вырученные деньги в 1922 году Александр де Северский создал собственную компанию — «Северски Аэрокорпорейшн».

В 1927 году Александр де Северский стал гражданином США и довольно скоро получил звание Майора в американской армии.

Закрепляя отношения со своей новой родиной, он женился на Эвелин Оллифант ( представительнице одного из самых знатных семейств Нового Орлеана ). Супруги поселились в Нью — Йорке и жили необычным для Америки открытым домом. Эвелин, получившая хорошее гуманитарное образование и одно время бравшая уроки у известного русского балетмейстера Фокина, не захотела быть молчаливой хозяйкой своего дома и тайком от мужа стала учиться летать в одном из аэроклубов. Сохранить это в секрете не удалось: Александр заинтересовался, чему же её там учат, и, придя к выводу, что учат неправильно, сам стал её инструктором. Вскоре красивая и широко образованная женщина, гуманитарий по природе, научилась летать и даже установила несколько женских авиационных рекордов. Затем она стала одной из основательниц клуба американских летчиц «99», а среди её близких подруг были знаменитые американские лётчицы Амалия Эрхардт и Рее Николе.

Тем временем фирма «Северски Аэрокорпорейшн» была преобразована в «Северски Аэркрафт Корпорэйтед», а должность главного конструктора досталась русскому эмигранту Александру Картвели. Де Северский занял пост президента компании, но при этом активно участвовал в инженерных разработках. Наиболее известным из созданных им аппаратов стал SEV-3 цельнометаллический трёхместный моноплан — амфибия ( гидросамолёт с дополнительным колёсным шасси, позволявшим использовать как наземные, так и водные посадочные площадки ). 15 Марта 1935 года SEV-3 установил мировой рекорд скорости для амфибий с поршневым двигателем — 371 км/час.

Русский морской лётчик-ас времён Первой мировой

В 1936 году командование ВВС США объявило конкурс на создание новою истребителя для замены самолёта «Боинг П-26». Победителем стал самолёт Северского — истребитель «П-35». Благодаря самому мощному в то время двигателю воздушного охлаждения ( «Пратт — Уитни Р1830» ), применению винта изменяемого шага и убирающемуся шасси этот цельнометаллический моноплан развивал скорость большую, чем «П-26» на 75 км/час, а герметичные крылья, занятые под топливные баки, обеспечивали этой машине гораздо большую полётную дальность — более 1500 км. Правда, «П-35» строился небольшими сериями, так как американское руководство, в силу географического расположения своей страны, не видело особой необходимости в мощной авиации.

Следующая модель Северского — дальний истребитель сопровождения «П-43» — не понравилась командованию американской армии. Оно считало, что, благодаря высокой скорости, бомбардировщики смогут обходиться без истребителей сопровождения.

Русский морской лётчик-ас времён Первой мировой

 

Русский морской лётчик-ас времён Первой мировой

Во время Второй Мировой войны подобная точка зрения стоила жизни тысячам американских лётчиков. Зато японцы в 1938 году купили 20 экземпляров этой машины, переименовав её в «А8В-1». Поскольку Япония уже тогда считалась потенциальным противником США, сделка была оформлена как продажа самолётов королевству Сиам. СССР также захотел приобрести 2 экземпляра «П-43» и лицензию на производство истребителей данной модели ( за 1 млн. долларов ).

На сей раз отношение американского правительства было прямо противоположным: будучи заинтересовано в укреплении отношений с Советами, оно специально надавило на Северского, не желавшего подписывать какие — либо контракты с большевиками. Впрочем, в СССР в серийное производство «П-43» так и не пошёл, поскольку Сталин всё — таки предпочел дать карт — бланш собственным конструкторам.

Получив отказ от правительства США на финансирование своего нового детища, Северский, вопреки мнению компаньонов, решил вложить в выпуск своего «Р-43» все средства своей фирмы. Но стоимость самолёта оказалась неподъёмной, и это поставило компанию на грань финансового краха.

Русский морской лётчик-ас времён Первой мировой

В Феврале 1939 года, во время поездки по Европе, Александр Николаевич совершил рекордный ( всего 33 минуты ) перелёт Париж — Брюссель, а чуть позже выступил с заявлением о том, что в Сентябре в Европе начнётся война. Большинство аналитиков обвинили его в стремлении привлечь внимание к собственной персоне, что, по-видимому, действительно имело место. Хотя война началась именно в Сентябре…

Русский морской лётчик-ас времён Первой мировой

Северский в это время активно искал покупателей на «П-43», но в самый разгар поисков узнал о том, что совет директоров «Северски Аэркрафт Корпорэйтед» снял его с поста президента компании. В качестве официальных причин этого решения назывались неэффективная финансовая политика и история с продажей 20 «П-43» японцам. Реально же дело заключалось в опале покровителя Северского — Генерала У. Митчелла.

Во главе новой компании, переименованной в «Рипаблик Аэрокрафт», встал бывший соратник Северского — авиаконструктор А. М. Картвели. Во время Второй Мировой компания «Рипаблик» получила миллионы долларов, производя отвергнутый в 1939 году истребитель «П-43», который Картвели доработал и назвал «П-47 Тандерболт». До конца 1945 года «Рипаблик» произвела около 15 000 таких машин.

Русский морской лётчик-ас времён Первой мировой

В связи с этим Александр Николаевич подавал на «Рипаблик» в суд, но вместо финансовой компенсации получил благодарность от правительства США, подписанную лично президентом Рузвельтом. В ней говорилось, что Северский «предвидел необходимость истребителя дальнего действия и несмотря ни на что преданно и целеустремленно трудился над своим изобретением. В результате его настойчивости наша страна была готова применить его наработки в критический момент и обеспечить себе господство в воздухе, что привело к полной победе над врагом».

Кроме этой грамоты, вклад Северского в развитие американской авиационной промышленности дважды ( в 1939 и 1947 гг. ) отмечался Почётным призом Хармана «За заслуги в области авиации».

Отойдя от бизнеса, Александр Николаевич стал выступать в качестве эксперта по авиационным вопросам. Летом 1940 года, когда Гитлер собирался вторгнуться в Англию, де Северский предсказал, что осуществить это удастся лишь завоевав полное господство в воздухе. Далее он сравнил тактико — технические данные немецкой и британской авиации и сделал выводы, полностью оправдавшиеся в период «Битвы за Британию».

В Июне 1941 года, когда нацисты напали на СССР, Александр Николаевич выступил в американских газетах с заявлениями, которые по своему духу очень напоминали хорошо известные заявления Черчилля. Суть их сводилась к следующему, большевистский режим преступен, но на сегодня главная задача Америки — помочь России. «Никогда не покорится народ, давший миру Ивана Павлова и Дмитрия Менделеева, Льва Толстого и Федора Достоевского». Перечислив имена, известные каждому образованному американцу, Северский переключился на технику и, основываясь лишь на отрывочных сведениях о советских военных самолётах, предсказал очень большое будущее «МиГам».

Вышедшая в 1942 году книга Северского «Воздушная мощь — путь к победе» разошлась полумиллионным тиражом и с тех пор стала одним из основных трудов по стратегии воздушной войны. В 1943 году книга была экранизирована студией Уолта Диснея. Фильм продемонстрировали Рузвельту и Черчиллю на конференции в Квебеке, и, судя по всему, увиденное произвело на них большое впечатление, поскольку именно после этого просмотра союзники приступили к тотальным бомбардировкам Германии и Японии.

Миссии, которые Северский выполнял по заданию американского правительства, в ряде случаев были довольно необычными. Так, 9 Мая 1945 года вместе с генералами Спааком и Ванденбергом он присутствовал на первом допросе Геринга. Бывший командующий Люфтваффе поначалу разговаривал только с двумя Генералами, но, услышав профессиональные вопросы от неизвестного ему Майора, снисходительно поинтересовался: кто это такой ? Северский назвал своё имя, и с Геринга мгновенно слетела вся спесь. Он с интересом спросил, не тот ли это Северский, имя которого он помнит с Первой Мировой войны. Услышав подтверждение, Геринг вздохнул и высказал сожаление, что встреча двух знаменитых асов проходит в столь непрезентабельных условиях.

Через 4 месяца, в качестве консультанта правительства США, де Северский посетил Хиросиму и Нагасаки с заданием изучить результаты использования атомного оружия. В следующем году Александр Николаевич присутствовал на ядерных испытаниях на атолле Бикини, а по возвращении был награждён медалью «За заслуги».

В Америке он был известной фигурой. Из-под его пера вышли ещё 2 книги, а его дом часто посещали корреспонденты ведущих газет и журналов. Однако, в своих интервью Александр Николаевич был достаточно сдержан, и самые пикантные факты, которые журналистам удалось у него выпытать, заключались в том, что его кокер — спаниеля зовут Водкой, и что супруги Северские часто берут эту собаку с собой в полёты.

В 1967 году Эвелин скончалась после тяжёлой болезни, и её смерть стала для Александра Николаевича тяжёлым ударом. Тем не менее, он не удалился от дел и даже основал корпорацию по разработке приборов и средств контроля за загрязнением окружающей среды. Большинство этих приборов были его собственным изобретением. Северский по-прежнему выступал с лекциями, как в США, так и за рубежом, а также был консультантом по делам ВВС в нескольких латиноамериканских государствах.

Скончался Александр Николаевич де Северский 24 Мая 1974 года от рака, не дожив ровно 2-х недель до своего 80-летия, и был похоронен в Нью-Йорке — городе, где прошла большая часть его жизни.

источник: airaces.narod.ru

AesliB