Покрышкин в небе — значит, гадам крышка

«Очевидно, что Александр Иванович знал больше, чем мы, о перспективе развития новых самолётов, знал о радиолокационных прицелах и радиоуправляемых ракетах, о новых разработках в методах борьбы за господство в воздухе, — вспоминает В.И. Торубаров, военный лётчик 1-го класса. — Много позже мне пришлось слышать от Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя Владимира Николаевича Кондаурова о воздушном бое между самолётами МиГ-21 и МиГ-23 с самолётом F-5А. К его огорчению он так и не смог зайти своему визави в хвост. С того времени конструкторские бюро Сухого и Микояна стали усиленно работать над самолётами Су-27 и МиГ-29. После бесед с Покрышкиным, мне стало понятным, почему Александр Иванович говорил нам, что самолёты МиГ-21, МиГ-23 — это коллективное оружие, что нужно оттачивать взаимодействие с офицером боевого управления. Противника надо уничтожать ещё до встречи с ним в ближнем бою. Или, встретившись с ним на встречных курсах. Вероятность повторно визуально обнаружить противника в этом случае близка к нулю. Обо всём этом с нами говорил наш великий лётчик-ас Александр Иванович Покрышкин. Это была его работа по обучению современных лётчиков новым подходам к организации ведения воздушного боя».

В музее Качинского ВВАУЛ хранится один из боевых блокнотов Покрышкина. А получен он был историком Качинского училища полковником Юрием Александровичем Манцуровым в 1980 году. Когда группа качинцев прибыла в Москву, чтобы пригласить Александра Ивановича и других знаменитых выпускников на юбилей училища, то в большом и просторном кабинете Председателя ЦК ДОСААФ СССР (эту должность занимал тогда Покрышкин) их встретили очень радушно и Покрышкин подарил этот бесценный блокнот для построенного музея.

Александр Иванович золотыми буквами вписал свою фамилию в историю Качинского Краснознамённого авиационного училища, а главное, в 100-летнюю историю развития мировой авиации. Его заслуги высоко оценены Родиной. Зарубежные политики и историки признают его весомый вклад в развитие тактики боевых действий истребительной авиации. Его воздушные бои с немецкими асами внимательно изучаются во всех авиационных школах мира. «Кубанские карусели и этажерки» признаны в мире, как авиационные «мясорубки» немецких лётчиков.

Покрышкин в небе — значит, гадам крышка

Впрочем после Победы над фашистской Германией, в некоторых мировых СМИ стали появляться различные публикации, в которых стала преднамеренно замалчиваться роль наших лётчиков в завоевании господства в воздухе в ходе Второй мировой войны. В книге «Авиация 100 лет» Р. Дж. Грэна нет даже упоминания о наших асах-пилотах Покрышкине, Кожедубе, о других русских лётчиках, поставивших свои подписи в мае 1945 года на Бранденбургских воротах в Берлине.

Думается, что зачастую мы сами даём возможность западным исследователям так себя вести по отношению к нашим лётчикам. Вот читаю в одном из авиационных журналов России «История авиации» №30 (статья А. Родионова и М. Быкова): «Мутное небо 1941 года — конфликт асов и их боевых расчётов». И приходят в голову по этому поводу определённые мысли.

Во-первых. Мы, современные люди, говорим о событиях тех лет только на основе того, что где-то, что-то читали или слышали. Мало кто работал в архивах. И эта информация, полученная нами, весьма субъективна. Каждый из авторов в своих воспоминаниях говорит и о своей роли в тех или иных событиях. И это нужно воспринимать как субъективную реальность. Человек рассказывает нам о себе и своём видении события. Надо считаться и с тем, что он где-то приукрашает себя и свою роль. Мы понимаем, что войну выиграли не маршалы, а, выражаясь фигурально, «те, чьё имя никто». Я нисколько при этом не приуменьшаю роль личности в истории. Но всегда нужно быть «иванами, помнящими родство», отстаивая при освещении исторических событий наши национальные интересы. А то иногда получается, что мы, умаляя свои достоинства, увеличиваем заслуги противника. После просмотра телепередачи о битве под Ржевом, складывается впечатление о бездарности нашего военно-политического руководства. По мнению тех, кто делал эту передачу, наши потери были бессмысленными. Их выводы основаны на высказываниях процветающих, холёных, побеждённых немцев и наших воинов, совершивших бессмертный подвиг, но живущих в нищете. Да потери на этом участке были ужасающими. Да с позиции сегодняшнего дня они были не оправдано высокими.

Но вернитесь в то время и почувствуйте ситуацию. Когда на других фронтах были убедительные победы и шло продвижение вперёд, можно ли было оставлять немцам плацдарм для удара во фланги нашим войскам, наступающим на главном стратегическом направлении?

У авторов телевизионной передачи не хватило элементарного человеческого и профессионального мужества, чтобы расследовать и ответить на вопрос: «До каких пор наши ветераны будут жить (и гореть) в незарегистрированных домах для престарелых и почему за их смерть в мирных, демократических условиях, никто из чиновников не несёт ответственности?».

Покрышкин в небе — значит, гадам крышка

Во-вторых. Субъективизм в оценке того, что происходило во время войны, признаём, был. К примеру, в начале августа 1944 года Ивану Никитовичу Кожедубу вручается вторая Звезда Героя. К тому времени он уничтожил 45 самолётов противника. В этом же месяце стал Героем Советского Союза Кирилл Алексеевич Евстигнеев, в представлении которого числилось 49 сбитых стервятников. Или пример из жизни лётчиков-штурмовиков. Балабин Юрий Михайлович службу в ВВС окончил начальником штаба ВВС СКВО. Он стал Героем Советского Союза после 220 боевых вылетов на ИЛ-2. При всём при этом история авиации знает примеры, когда за 200 боевых вылетов лётчики удостаивались звания Героя дважды. Это свидетельствует о том, что оценка подвигов наших асов зачастую лежала в плоскости личных отношений с командирами, политработниками, теми, кто волею службы стоял у источников представления. То есть в оценке заслуг боевого лётчика-офицера всегда был и есть человеческий фактор.

Общеизвестен также факт из истории 11-ой гвардейской ИАД, где в 5-ом гвардейском иап воевала эскадрилья Героев Советского Союза, а полком руководил подполковник М.В. Кузнецов, который формировал эту эскадрилью и представлял своих лётчиков к наградам, сам их не имея. Когда в полку стало более десяти Героев, то задумались вышестоящие начальники. А почему командир полка не Герой, если у него воюет столько Героев? И командир полка стал Героем Советского Союза. В тоже время существовал и другой подход в этом вопросе в соседнем полку, когда его командир ставил себе задачу получить Героя первым. И, как говорится, «ни себе, ни людям».

«Мы вновь учились у него»

После войны по-разному складывались военные судьбы звёздных полководцев и героев. Покрышкину повезло — он остался в строю и ещё долгие годы мог оперативно реагировать на запросы послевоенного времени, обучая будущих лётчиков умению вдумчиво вести бой.

По ряду причин Покрышкин уходит в запас и переходит на руководящую должность в ДОСААФ. Эта организация до Покрышкина и после — совершенно разная. Если прежде она влачила жалкое существование, то Покрышкин поднял её работу на принципиально новый уровень, сумев привлечь в свои ряды множество сторонников, выстроив мощную систему допризывной подготовки, которая эффективно работала вплоть до 90-х годов, когда лишившись поддержки государства ДОСААФ практически прекратило своё существование. А жаль. Эта структура помогла воспитать несколько поколений юношей и девушек, которые с благодарностью вспоминают свои годы крылатой юности.

Боевые лётчики, ставшие после войны преподавателями, продолжали учиться у Покрышкина умению создавать новые организационные структуры. Вспоминает заслуженный военный лётчик Е.М. Конохов: «Прошли годы, но и сегодня всё живо в памяти. Будучи преподавателем на кафедре ВВС в академии имени М.В. Фрунзе, мне представился случай вновь встретится с Александром Ивановичем Покрышкиным. По инициативе начальника кафедры генерала Лобова Георгия Агеевича, в 1980 году всем составом кафедры мы решили посетить ЦК ДОСААФ СССР.

В то время его возглавлял трижды Герой Советского Союза, маршал авиации А.И. Покрышкин. Посещение планировалось провести в период учебно-методических сборов. Официальная цель посещения — познакомиться, как обустроен музей Великой Отечественной войны в ДОСААФ, и что полезного можно позаимствовать для обустройства выделенных начальником академии кафедре ВВС нескольких комнат для создания специализированного учебного класса ВВС и лаборатории по боевому применению авиации.

Была и неофициальная причина: повидать лётчиков-фронтовиков, чьи фронтовые пути неоднократно пересекались во время войны с Покрышкиным, который когда-то, как Скоморохов, Алелюхин и другие лётчики, учился в общевойсковой академии имени М.В. Фрунзе.

Среди нашей делегации были именитые лётчики-фронтовики. Начальник кафедры Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Г.А. Лобов войну закончил командиром дивизии, командовал корпусом ПВО. В 1952 году был откомандирован в Корею старшим авиационной группы. В состав группы входила дивизия под командованием И.Н. Кожедуба. После Кореи — заместитель командующего авиацией МВО, затем служил в инспекции МО СССР. После инспекции возглавил кафедру ВВС в академии. Это ему Сталин прислал поздравительную телеграмму со словами: «Браво, Лобов!».

А повод для такой телеграммы был веский: наши истребители из авиационной группы Лобова устроили засаду американским бомбардировщикам Б-29, которые совершая ночные вылеты, сбрасывали десятки тонн смертоносных бомб на различные объекты, в том числе, и на мирное население Корейской республики. В ту ночь много американских бомбардировщиков не вернулось на базу. В Америке был объявлен траур.

Под стать Лобову были и другие товарищи. Заместитель начальника кафедры Герой Советского Союза, генерал-майор И.П. Лавейкин. Героя он получил в начале войны, а этот период был тяжёлым для нашей авиации: преимущество в воздухе было за фашистами. Поэтому победы в начальный период войны среди лётчиков, негласно, ценились выше, чем в последующие периоды. Следует сказать, что Лавейкин был командиром эскадрильи, под его началом служили два прекрасных лётчика, в последующем генералы: Герой Советского Союза Г.А. Баевский, заместитель командующего авиацией МВО и дважды Герой Советского Союза В.И. Попков.

Полковник А.Н. Прохоров после войны был начальником штаба. Удивительно скромный человек. Трудно вытянуть что-нибудь из его боевой биографии. Он совершил много боевых вылетов, но его долго не представляли к званию Героя Советского Союза. Оказывается, причина была в том, что его отец был священником. И начальство боялось, а вдруг кто-то из вышестоящих посчитает, что возвеличивают сына священника. Но нашёлся начальник, который поинтересовался, почему Прохоров не представлен к званию Героя. И когда ему объяснили причину, он приказал немедленно оформить представление. А уже после войны Прохоров в числе других лётчиков получил вторую Звезду Героя.

Дважды Герой Советского Союза, полковник А.Н. Брандыс. После войны — командир дивизии, затем работа в ДОСААФ, служба в академии Фрунзе и, наконец, в академии Генерального штаба, где дослужился до генерал-лейтенанта.

Среди прославленных пилотов были и молодые преподаватели, такие как я, не имеющие боевого опыта, но достаточно послужившие в войсках и освоившие не один тип современных самолётов и вертолётов. Мне, например, будучи командиром отдельного вертолётного полка в Торжке, а затем командиром опытной авиационной группы армейской авиации, довелось тесно взаимодействовать с руководством ПВО: по заявке выделял специально оборудованные для продолжительных полётов вертолёты, обеспечивал регламентные и другие ремонтные работы вертолётных подразделений Ржевского корпуса ПВО.

Вот такая команда именитых гостей побывала в ЦК ДОСААФ СССР и, конечно, встретилась с превосходным боевым асом Покрышкиным. Но, как и прежде, мы видели великого наставника, удивительно тонкого мастера общения с людьми — военными и гражданскими. И мы вновь учились у него».

Честность перед Брежневым

В 1972 году Покрышкин уходит с должности руководителя ДОССАФ из-за многочисленных кляузнических настроений некоторых гражданских бюрократов. По доносу одного из чиновников начинается крупномасштабная ревизионная проверка всей финансовой документации общества. Александр Иванович перенёс и это.

По результатам проверки его наградили орденом Ленина, но эта награда уже не стала для него радостной потому, что его имя всё равно втянули в грязные склоки, а он был выше этого. И не смог ради своей правды, ради своей чести настоящего офицера пойти на некий сговор со своей честной душой офицера.

Да, он был действительно русским офицеров, которые смогли сохранить понятия чести и достоинства, не идя на мелкие коленопреклонения перед властными мужами. Родственники Александра Ивановича вспоминают, как к их отцу то и дело подходили разные лица, приближённые к Брежневу и просили обмолвиться о генеральном секретаре хотя бы добрым словечком. Особенно настойчивыми стали поступать такого рода просьбы после выхода книги «Малая земля», в которой Леонид Ильич написал, что лучше всего знает об обстановке в небе Покрышкин. И когда Александру Ивановичу начали поступать звонки с просьбой рассказать о героической роли генерального секретаря в годы войны, он всем говорил, что никогда с Брежневым не встречался во время войны и никогда с ним не шагал рядом на Параде Победы в 1945 году. Кстати, сам Леонид Ильич при встрече с Покрышкиным сказал: А помните, как мы вместе с вами были на Параде?». На что Покрышкин ответил, что он такого случая не помнит. Это Брежневу не понравилось, и он не стал препятствовать чиновникам, затеявшим впоследствии унизительную проверку ДОСААФ. Но и тут Брежневу тоже нечего было сказать потому, что кристальная честность Покрышкина по сравнению с воровством власть имущих просто была поразительна для того времени, да и для нашего тоже.

Фундамент нравственности

Судьба отмерила Покрышкину ещё несколько лет для того, чтобы он смог обобщить свой опыт в книге. Несмотря на свою болезнь, он закончил работу, и каждый раз звонил редакторам и просил рассказать ему о сроках выхода книги, как продвигается корректура, каким шрифтом будет отпечатан текст. Его интересовали практически все мелочи, связанные с изданием книги. И в этом тоже проявлялся его высочайший профессионализм, желание сделать всё на самом высоком уровне.

Покрышкин в небе — значит, гадам крышка

Дело Покрышкина продолжается в судьбах и делах сегодняшнего поколения, которое находит в судьбе этого удивительного лётчика лично для себя мощные духовно-нравственные ориентиры. Имя Покрышкина становится своего рода знаменем для новых свершений и дел.

На боевой родине Покрышкина, Кубани, в 90-х годах зародилась новая организация «Юные покрышкинцы». А в Ростовской области под началом Совета ветеранов четвёртой Краснознамённой воздушной армии стали появляться «Соколы России». Именно такие значки стали получать школьники в разных школах за хорошую учёбу, примерное поведение, активное участие в общественной жизни. Причём это звание нужно несколько раз подтверждать в течение всего срока обучения в школе. А уж как дальше сложится жизнь мальчиков и девочек, которые надели покрышкинский значок «Соколы России» покажет время. Но главное сегодня они встали на можно духовное крыло, которое им вовремя смогли подставить их старшие наставники.

Председатель Союза ветеранов войны и военной службы 4-ой Краснознаменной воздушной армии Виктор Владимирович Гришин ведёт большую просветительскую и разъяснительную работу, направленную на увековечивание имени легендарного лётчика. Благодаря этим начинаниям в трёх школах области появились музеем, посвящённые Покрышкину и его боевым товарищам. Эти музеи ветераны стараются поддерживать и пополняют их интересными экспонатами, наглядно демонстрирующими мощь и значимость воздушных сил.

С.Н. Захаров, президент фонда «Мемориальный комплекс маршала А.И. Покрышкина» в своей статье «Мы — земляки Покрышкина рассказал о том, что более десяти лет работу по увековечиванию памяти национального героя России в Новосибирской области проводит фонд «Мемориальный комплекс маршала А.И. Покрышкина». Созданный по инициативе и при непосредственном организационно-техническом и финансовом участии фонда и открытый 8 мая 2005 года памятник Покрышкину стал одним из главных символов современного Новосибирска. В 2010 году был организован автопробег «Марш победы» по местам боевой славы А.И. Покрышкина, в котором принимала участие общественность Волгоградской области и Краснодарского края.

Мероприятия фонда давно вышли на межрегиональный и международный уровень. В течение 2012 года фондом осуществлено тесное взаимодействие с Национальным музеем авиации и космонавтики Смитсоновского института (г. Вашингтон), где в галереи самых выдающихся асов помещён портрет Покрышкина. Этот музей ежегодно посещают миллионы человек из разных стран.

Но выяснилось, что в течение многих лет в музейной экспозиции представлялись устаревшие материалы об Александре Ивановиче. Фондом была предоставлена в музей обновлённая информация, переданы на выбор несколько фотографий с корректным набором наград для размещения в экспозиции. И 27 ноября 2012 года новый портрет выдающегося советского аса занял достойное место в галерее. Таким образом, фонду удалось восстановить историческую справедливость в отношении биографии национального героя нашей страны.

2013 год в Новосибирской области по распоряжению губернатора был признан годом Александра Ивановича Покрышкина.

Жизнь и подвиги Покрышкина в сегодняшнее, далеко не простое время встают на защиту будущности Российского государства. Сегодня можно и нужно заявить всему миру, что историческая память нашего Отечества крепка, что подвиги и жизнь Покрышкина — в фундаменте нравственности России.

Совсем другая «сирень», или Наследники Покрышкина

Валентин Самусев с 1939 года жил в Жуковском (бывший посёлок Стаханово). А родился он 1 февраля 1938 года в Евпатории, где служил в это время его отец, выпускник Ейского лётного училища, в будущем заслуженный лётчик-испытатель СССР Самусев Михаил Алексеевич.
О Валентине рассказал заслуженный лётчик-испытатель России А.С. Гусев.

Мальчик рос в окружении лётчиков-испытателей ЦАГИ-ЛИИ — друзей и товарищей отца. Читал книги о подвигах Чкалова, Покрышкина, Кожедуба, поэтому с детства вопрос «кем быть?» не возникал — только лётчиком! Первый полёт на Як-18 сделал в Коломенском аэроклубе ДОСААФ, а окончив его, стал курсантом вначале ВАШПОЛ (город Каменка), а затем Орловского ВАУЛ, где летал на самолёте Ил-28.

В 1960 году, после массового (хрущёвского) увольнения в запас, в сентябре был принят Валентиной Степановной Гризодубовой и стал лётчиком на предприятии, которое она создала и возглавила. За несколько лет известные лётчики-испытатели и прекрасные инструкторы И.В. Эйнис, Л.И. Тарощин и другие помогли освоить Ли-2, Ил-12, Ил-14, Як-12.

В 1964 году Валентина Гризодубова направила Валентина Самусева в школу лётчиков-испытателей, где он получил необходимые знания и допуск для выполнения испытательной работы на всех к тому времени летающих истребителях МиГ, Су и Як.

После окончания школы лётчиков-испытателей был переведён на Кратовскую лётно-испытательную базу НИЛИЦ (НПО «Взлёт»), где летал до 2006 года и работал начальником лётно-испытательного комплекса.

На Кратовской ЛИИБ сразу приступил к интенсивной работе на самолётах Як-25, Як-27, на полигоне — на МиГ-19, на аэродроме Кировское — на Як-25РВ. Даже учёба в Московском институте инженеров Гражданской авиации не прерывала командировки на полигоны, аэродромы ПВО и ВВС.

В 1966 году получил в Иркутске самолёт Як-28И, на котором в дальнейшем, базируясь на заводских аэродромах городов Новосибирска и Куйбышева, в течение нескольких лет проводил испытания создаваемых станций активных помех «Ландыш», «Сирень» и других.

Валентин летал на родине Покрышкина, и как только выдалась возможность, побывал на могиле Покрышкина и положил цветы. Покрышкин всегда в его душе. А книга о нём и сегодня лежит на его рабочем столе.

В 1968 году на заводе в Тбилиси Валентин Михайлович принял новенькую спарку МиГ-21УС, на которой после переоборудования в летающую лабораторию провёл огромный объём работ по исследованию характеристик баллистических ракет, летая на полигонах Тюра-Там и Плесецк.

На самолёте-лаборатории Ту-104 провёл этап научно-исследовательской работы бортовой радиолокационной станции «Заслон», создаваемой для МиГ-31. А в 1980 году на летающей лаборатории Ту-104, оборудованной для сброса спецреагентов, провёл испытание по теме «Гроза», выполняя полёты в мощнокучевой облачности для изучения способов и методики её разрушения.

Но основной его работой были полёты на истребителях. На самолёте МиГ-21 провёл исследования по имитации полёта крылатой ракеты на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности. На Су-17М2 — полёты с отвесным пикированием с высоты 11 километров до 3 километров для создания ракет с телевизионной головкой наведения и абсолютной точностью попадания. В течение нескольких лет на самолётах МиГ-19, МиГ-21, Як-25РВ, МиГ-25 выполнял полёты для создания и усовершенствования ракетных комплексов С-200, С-300, С-400, а также пояса ПВО вокруг Москвы.

Это далеко не полный перечень испытаний, которые провёл Валентин Самусев по программам оборонных предприятий, институтов, Академии наук СССР, Министерства обороны.

За 46 лет работы выполнял испытательные полёты на самолётах МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-25, Ил-28, Ил-18, Ил-76, Ту-124, Ту-134, Ту-104, Ту-16, Су-7, Су-9, Су-17М2, Ан-26, Ан-12, Як-25, Як-27, Як-28, Як-25РВ, И-1Л и их модификации.

В 1988 году Валентину Самусеву было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». После выхода на пенсию, он также как и Покрышкин не остался в стороне от проблем своих коллег. Федеральный закон №213 от 24 апреля 2009, существенно изменивший пенсионное обеспечение лётно-испытательного состава, был принят при его непосредственном участии.

автор: Полина Ефимова

источник: topwar.ru

AesliB