Православные молятся этой святыне, как правило, прося о помощи в семейных нуждах и в даровании благочестивого брака, поскольку блаженная Ксения всей своей жизнью не только показала высочайший образец любви и супружеской верности, но после отхода ко Господу стала признанной духовной покровительницей семейного очага.
Биографических сведений о блаженной Ксении сохранилось не так уж много. Известно, что в миру она именовалась Ксенией Григорьевной Петровой. Родилась в Санкт-Петербурге между 1719 и 1732 годами, скончалась между 1794 и 1806 годами. Воспитывалась в православной и достаточно состоятельной семье. Вышла замуж за полковника Андрея Федоровича Петрова. В 26 лет неожиданно овдовела и с этого момента резко изменила свою жизнь.
Ксения Григорьевна очень любила своего мужа и была ему верна не только до его последнего дня, но и до собственной кончины. Она очень переживала, что Андрей Федорович умер неожиданно, без предсмертного покаяния и причастия, и посчитала своим долгом посвятить свою жизнь молитвенной аскезе ради искупления грехов любимого мужа и спасения его души. Однажды, когда молодая вдова горячо, до изнеможения молилась о вразумлении свыше, как и чем помочь почившему Андрею Федоровичу, она без чувств упала перед иконами. В сонном видении благочестивую женщину посетила преподобная Мария Египетская (совершила подвиг искупления грехов в VI веке), которая благословила Ксению на юродство Христа ради (стезя юродства — намеренного старания казаться глупым — один из самых удивительных и трудных подвигов христианского благочестия). Раздав все свое имущество бедным и подарив дом своей хорошей знакомой Параскеве Антоновой, блаженная Ксения переоделась в костюм мужа и пошла скитаться по улицам Петербурга. При этом она называла себя Андреем Федоровичем и требовала того же от других, утверждая, что умерла Ксения, а не он.
Через некоторое время одежда «Андрея Федоровича» превратилась в лохмотья, башмаки продырявились, кожа на лице покраснела от холода и ветра, а на ногах — полопалась и покрылась язвами. Но юродивая этого, казалось, не замечала. В летний зной и в зимнюю стужу она в одном и том же одеянии скиталась по городу, ни у кого не прося милостыню, а когда кто-то «подносил копеечку» по собственному душевному порыву, тут же раздавала деньги нищим.
Вскоре люди стали замечать необычное влияние Ксении на окружающих. Торговец на рынке, у которого блаженная, скажем, взяла пирожок или пряник, или извозчик, которому посчастливилось подвезти ее хотя бы на несколько шагов, имели к вечеру богатую выручку. В домах, куда она заходила, водворялись мир и счастье, больной ребенок, которого она приласкала, быстро выздоравливал. Если Ксения сердилась на человека, его вскоре ожидала беда или утрата, если ласковое слово говорила, то — неожиданная радость. Где она проводила ночи, долгое время никто не знал. Однажды, проследив за блаженной, выяснили, что на всю ночь в любую погоду она уходит в поле и молится до восхода солнца, делая земные поклоны на четыре стороны света. И непонятно было, спала ли она вообще, потому что после ночных молитв опять неустанно ходила по улицам, напоминала о Боге, хулила грешников и прославляла праведных.
Народная память сохранила и такой эпизод. Рабочие, строившие новую каменную церковь на Смоленском кладбище (кстати, именно там будет впоследствии похоронена блаженная Ксения), стали замечать, что ночью во время их отсутствия кто-то натаскивает на верхние пролеты строящегося храма целые горы кирпича. Решили подстеречь добровольного помощника. Оказалось, это трудилась по ночам раба Божия Ксения.
В кратком «Житии святой блаженной Ксении Петербургской» отмечается: «Свидетельством истинности ее христианского подвига служили абсолютное бескорыстие, доброта, кротость и дар предвидения будущего.
В течение 45 лет после смерти мужа блаженная Ксения вела неустанную борьбу со злом, живя в постоянной готовности прийти на помощь каждому нуждающемуся. По ее молитвам люди (особенно же приходившие впоследствии на ее могилу на Смоленском кладбище в Петербурге) получали помощь и утешение свыше, некоторые тяжко больные исцелялись, неразрешимые до того семейные и жизненные проблемы разрешались, те, кто долгое время не мог получить желаемую работу, устраивались на хорошее место, пьяницы по молитвам жен совершенно исцелялись от пагубной страсти».
Церковное предание гласит, что перед кончиной блаженная Ксения увидела во сне Пресвятую Богородицу, которая сообщила ей о близости смертного часа и о том, что после смерти верующие будут почитать ее. Скончалась святая между 1794 и 1806 годами, вероятнее всего — около 1803 года, и была погребена на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.
В храме при этом кладбище хранятся письма многих людей, получивших духовную помощь от блаженной Ксении после ее физической смерти. Приведу лишь одно. Его прислала М. И. Сергеева из Елабуги: «В нашей местности память рабы Божией Ксении чтится особенно, потому что весьма многие люди, страдавшие различными болезнями, после молитвенного обращения к блаженной получали чудесное исцеление. На моих глазах одна женщина из селения Старые Сарали, разбитая параличом, заказала панихиду по рабе Божией Ксении и помолилась на ее могиле о своем исцелении. Она тут же почувствовала исцеление, а вскоре встала на ноги и сейчас чувствует себя здоровой». Подобных примеров сотни, а может быть, и тысячи. Ведь далеко не все они сохранились в записях на бумаге.
Сегодня, как и прежде, к ее молитвенной помощи прибегают в семейных нуждах и для дарования благочестивого супружества, а также в целях исцеления от физических и душевных недугов. Молитва ко святой блаженной Ксении Петербургской звучит так:
«О святая угодница Божия блаженная Ксения! Призри милостивым твоим оком на нас, раб Божиих (имена), честной твоей иконе умильно молящихся и просящих у тебя помощи и заступления. Простри ко Господу Богу нашему теплые твои молитвы и испроси душам нашим оставление прегрешений. Се бо мы сердцем сокрушенным и духом смиренным тебя, ходатаицу милостивую ко Владыке и молитвенницу за ны, грешныя, призываем, яко ты прияла еси от Него благодать молитися за ны и от бед избавляти. Тебя убо просим, не презри нас, недостойных, и исходатайствуй всем вся ко спасению полезная, яко да твоими ко Господу Богу молитвами получивши благодать и милость, прославим Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь!»
автор: Сергей Турченко
источник: rosgeroika.ru