В начале апреля 1942 года в связи с подтаиванием ледового покрова и угрозой ледохода на Ладоге была прекращена работа уникальной автомобильно-гужевой магистрали, проложенной по Ладожскому льду. Трассы, связывающей блокированный фашистами Ленинград с «большой землей». Этот ледовый путь с сопутствующими коммуникациями носил в народе название Дорога Жизни…
Еще 17 декабря 1942 г. в ленинградской газете «Фронтовой дорожник» был впервые опубликован текст «Песни о Ладоге» — с нотами. Авторы этой песни не были профессиональными композиторами и поэтами. И уж подавно, создавая эту песню, не думали они о том, что она переживёт года. Всё, что связывало их — общее место службы, Ленинградский фронт, 526 отдельная рота связи (позже — 544 отдельный батальон связи 123 стрелкового корпуса 1 ударной армии).
Дорога жизни. Рисунок Зензинова Славы, г. Санкт-Петербург
Когда над Ленинградом нависла угроза полного окружения, продовольствия в городе было катастрофически мало, взоры руководства всех рангов обратились к Ладоге. Дорога Жизни — была единственной связью блокадного Ленинграда с Ладогой, а Ладога связывала ленинградцев со всей обороняющейся страной. Ладога была основной составляющей всего коммуникационного комплекса, в который входили водная, ледовая, воздушная трассы через Ладожское озеро, а также железнодорожные и шоссейные дороги, ее значение для обороны Ленинграда переоценить невозможно.
Первый обоз отправляется в Ленинград по льду Ладожского озера
Корабли с трудом пробирались через льды, а в городе продукты стали выдавать по карточкам… В частях, особенно в тех, которые находились во втором эшелоне, многие бойцы, как и горожане, болели алиментарной дистрофией — голодным истощением.
«На 1 декабря 1941 г. в войсках Ленинградского фронта, действовавших на блокированной территории, болели тяжёлой формой дистрофии 6 061 человек, на 1 января 1942 г. количество больных возросло до 12 604, на 1 февраля — до 13 719. За три месяца части потеряли более 11 тысяч командиров и рядовых бойцов, то есть фактически полную дивизию. С февраля 1942 г. количество больных дистрофией начало постепенно сокращаться, и к лету случаи заболеваний уже почти не встречались» (ЛПА — Ленинградский партийный архив — ф. И-43, ед. хр. 313, стр.83-84).
Крылатыми в городе стали слова старых рабочих Кировского завода: «Камни есть будем, а Ленинград не сдадим!». Но камни могут защитить, силу даёт только хлеб, а его-то и не было. Спасти могла только Ладога. Корабли встали, и предстояло осваивать ледовую дорогу.
Зима 1942 года началась крайне поздно. С одной стороны, лёд Ладожского озера уже не давал возможности осуществлять судоходство, но, в то же время, для открытия автодороги он был слишком хрупким. Тем не менее, важность перевозок по этому пути для выживания блокадного Ленинграда — города-фронта, ни у кого не вызывала сомнений.
Ладога. Постройка моста через трещину во льду
Но не только природа противодействовала личному составу Дороги жизни. Враг понимал её значение для осаждённого Ленинграда и принимал все меры к для того, чтобы уничтожить связь города с «большой землей».
Дорога жизни была под личным контролем А.А. Жданова, который говорил: «Ладога — не учебный плац. Ладога — поле боя. Каждая ошибка — это удар по снабжению Ленинграда, это гибель людей, это… кость в горле врага!».
Значение Дороги Жизни отлично понимал и начальник генерального штаба германских сухопутных сил генерал-полковник Ф. Гальдер, о чем свидетельствуют его записи в дневнике: «…Противник организовал движение колонн войск и транспорта по льду Ладожского озера к устью Волхова». Ф. Гальдер уже тогда понял, что Дорога жизни — это крушение блокадных замыслов немцев, но ничего противопоставить ей, кроме воздушных налетов, не мог.
Да, гитлеровское командование хорошо понимало важность ледовой трассы, ее значение для Ленинграда и войск фронта. Фашисты сразу же обрушили на дорогу значительные силы авиации, а через некоторое время стали обстреливать ее из Шлиссельбурга. «Юнкерсы», «хейнкели», «мессершмиты», «дорнье» днем и ночью бомбили, обстреливали трассу из пушек и пулеметов, охотились не только за колоннами, но и за отдельными машинами. Но господство авиации противника над Ладогой было недолгим. За период действия Дороги было сбито свыше 500 самолетов противника.
Эта опасная Дорога Жизни… Через неделю лед тронется. Март 1942 года