«Песнь о Ладоге» — рождение легенды в борьбе за Дорогу Жизни

В начале апреля 1942 года в связи с подтаиванием ледового покрова и угрозой ледохода на Ладоге была прекращена работа уникальной автомобильно-гужевой магистрали, проложенной по Ладожскому льду. Трассы, связывающей...

В начале апреля 1942 года в связи с подтаиванием ледового покрова и угрозой ледохода на Ладоге была прекращена работа уникальной автомобильно-гужевой магистрали, проложенной по Ладожскому льду. Трассы, связывающей блокированный фашистами Ленинград с «большой землей». Этот ледовый путь с сопутствующими коммуникациями носил в народе название Дорога Жизни…

Еще 17 декабря 1942 г. в ленинградской газете «Фронтовой дорожник» был впервые опубликован текст «Песни о Ладоге» — с нотами. Авторы этой песни не были профессиональными композиторами и поэтами. И уж подавно, создавая эту песню, не думали они о том, что она переживёт года. Всё, что связывало их — общее место службы, Ленинградский фронт, 526 отдельная рота связи (позже — 544 отдельный батальон связи 123 стрелкового корпуса 1 ударной армии).

«Песнь о Ладоге» — рождение легенды в борьбе за Дорогу Жизни
Дорога жизни. Рисунок Зензинова Славы, г. Санкт-Петербург

Когда над Ленинградом нависла угроза полного окружения, продовольствия в городе было катастрофически мало, взоры руководства всех рангов обратились к Ладоге. Дорога Жизни — была единственной связью блокадного Ленинграда с Ладогой, а Ладога связывала ленинградцев со всей обороняющейся страной. Ладога была основной составляющей всего коммуникационного комплекса, в который входили водная, ледовая, воздушная трассы через Ладожское озеро, а также железнодорожные и шоссейные дороги, ее значение для обороны Ленинграда переоценить невозможно.

«Песнь о Ладоге» — рождение легенды в борьбе за Дорогу Жизни
Первый обоз отправляется в Ленинград по льду Ладожского озера

Корабли с трудом пробирались через льды, а в городе продукты стали выдавать по карточкам… В частях, особенно в тех, которые находились во втором эшелоне, многие бойцы, как и горожане, болели алиментарной дистрофией — голодным истощением.

«На 1 декабря 1941 г. в войсках Ленинградского фронта, действовавших на блокированной территории, болели тяжёлой формой дистрофии 6 061 человек, на 1 января 1942 г. количество больных возросло до 12 604, на 1 февраля — до 13 719. За три месяца части потеряли более 11 тысяч командиров и рядовых бойцов, то есть фактически полную дивизию. С февраля 1942 г. количество больных дистрофией начало постепенно сокращаться, и к лету случаи заболеваний уже почти не встречались» (ЛПА — Ленинградский партийный архив — ф. И-43, ед. хр. 313, стр.83-84).

Крылатыми в городе стали слова старых рабочих Кировского завода: «Камни есть будем, а Ленинград не сдадим!». Но камни могут защитить, силу даёт только хлеб, а его-то и не было. Спасти могла только Ладога. Корабли встали, и предстояло осваивать ледовую дорогу.

Зима 1942 года началась крайне поздно. С одной стороны, лёд Ладожского озера уже не давал возможности осуществлять судоходство, но, в то же время, для открытия автодороги он был слишком хрупким. Тем не менее, важность перевозок по этому пути для выживания блокадного Ленинграда — города-фронта, ни у кого не вызывала сомнений.

«Песнь о Ладоге» — рождение легенды в борьбе за Дорогу Жизни
Ладога. Постройка моста через трещину во льду

Но не только природа противодействовала личному составу Дороги жизни. Враг понимал её значение для осаждённого Ленинграда и принимал все меры к для того, чтобы уничтожить связь города с «большой землей».

Дорога жизни была под личным контролем А.А. Жданова, который говорил: «Ладога — не учебный плац. Ладога — поле боя. Каждая ошибка — это удар по снабжению Ленинграда, это гибель людей, это… кость в горле врага!».

Значение Дороги Жизни отлично понимал и начальник генерального штаба германских сухопутных сил генерал-полковник Ф. Гальдер, о чем свидетельствуют его записи в дневнике: «…Противник организовал движение колонн войск и транспорта по льду Ладожского озера к устью Волхова». Ф. Гальдер уже тогда понял, что Дорога жизни — это крушение блокадных замыслов немцев, но ничего противопоставить ей, кроме воздушных налетов, не мог.

Да, гитлеровское командование хорошо понимало важность ледовой трассы, ее значение для Ленинграда и войск фронта. Фашисты сразу же обрушили на дорогу значительные силы авиации, а через некоторое время стали обстреливать ее из Шлиссельбурга. «Юнкерсы», «хейнкели», «мессершмиты», «дорнье» днем и ночью бомбили, обстреливали трассу из пушек и пулеметов, охотились не только за колоннами, но и за отдельными машинами. Но господство авиации противника над Ладогой было недолгим. За период действия Дороги было сбито свыше 500 самолетов противника.

«Песнь о Ладоге» — рождение легенды в борьбе за Дорогу Жизни
Эта опасная Дорога Жизни… Через неделю лед тронется. Март 1942 года

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector