Отважный сталинский сокол Фёдор Шикунов

69-й Гвардейский истребительный авиационный полк, по праву считался одним из лучших в соединении. В рядах этого прославленного полка Фёдор Шикунов сразу проявил себя отважным и умелым воздушным бойцом....

69-й Гвардейский истребительный авиационный полк, по праву считался одним из лучших в соединении. В рядах этого прославленного полка Фёдор Шикунов сразу проявил себя отважным и умелым воздушным бойцом. Уже на 3-й день участия в боевых действиях — 7 октября 1943 года — одержал свою первую воздушную победу, сбив разведчик-корректировщик FW-189 (получивший у наших солдат прозвище «рама»).

В октябре — ноябре 1943 года принимал участие в битве за Днепр, в ноябре — декабре 1943 года в Ниднеднепровской наступательной операции, а в 1944 году — в Кировоградской (январь), Корсунь — Шевченковской (февраль), Уманско — Ботошанской (март — апрель) наступательных операциях, в воздушном сражении на подступах к Румынии (апрель — июнь).

Отважный сталинский сокол Фёдор Шикунов

Весной 1944 года наши войска вели наступательные бои на Кишинёвском и Ясском направлениях. Запомнилась жестокая схватка с противником в один из апрельских дней. С радиостанции наведения вызовы следовали один за другим. Группы наших истребителей садились, заправлялись горючим, лётчики уточняли задачу и вновь устремлялись в грозное фронтовое небо. В каждом вылете они встречались с «Мессершмиттами», «Фокке — Вульфами», «Хейнкелями», «Юнкерсами» и непременно выходили победителями. В тот день враг недосчитался 15 самолётов, не смог поддержать свои наземные части, а наши 12 машин остались целы.

Многие из тех, кто обеспечивал боевую работу группы, задавали себе вопрос: случаен ли успех советских истребителей? Может быть, в группу входили какие-то особые асы? Нет, успех был вполне закономерен. Документы военной поры, рассказы очевидцев и участников воздушных схваток свидетельствуют: лётчики полка не раз сражались в небе с численно превосходившими силами врага, всегда проявляли невиданное мужество и отвагу, показывали высокое мастерство и снайперскую точность огня.

Прикрывая наземные войска на Ясском направлении 2 мая 1944 года, группа из 4 самолётов, ведомая Гвардии лейтенантом Ф. И. Шикуновым (он летел в ударной паре, а Гвардии капитан В. И. Чиж — в прикрывающей), вступила в воздушный бой с 8 вражескими истребителями. Советские лётчики сбили 3 самолёта противника (2 — Шикунов, 1 — Чиж) и, не потеряв ни одного своего, вынудили врага повернуть назад. А 5 мая ударная четвёрка Шикунова и прикрывающая четвёрка Чижа в том же районе встретили последовательно одну за другой 2 большие группы бомбардировщиков Ju-87. Вступив с ними в бой, Шикунов, Чиж и Антонов сбили по 2 самолёта, а Гвардии младший лейтенант Павлюк — один. Таким образом, 8 наших истребителей уничтожили 7 самолётов противника, опять же не потеряв ни одного своего.

Как ни скупы строки боевых и политических донесений, но из них ясно, что боевой почерк полка, великое искусство лётчиков побеждать врага без потерь или с минимальными потерями вырабатывались непрерывной учёбой, напряжённым трудом.

Летом 1944 года участвовал в Львовско — Сандомирской наступательной операции (июль — август), а осенью — в прикрытии с воздуха Сандомирского плацдарма (сентябрь — октябрь).

К июлю 1944 года Фёдор Шикунов выполнил 128 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 18 самолётов противника лично и 1 — в паре. По итогам боевой работы был представлен к званию Героя Советского Союза, но не получил его.

В 1945 году принимает участие в Висло — Одерской (январь), в Нижне — Силезской и в Верхне — Силезской наступательных операциях советских войск (февраль — март).

15 марта 1945 года отважный воздушный боец погиб в районе города Фридевальде (Германия), имея на счету 25 сбитых самолётов противника. [М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 21 личную и 1 групповую победы лётчика.]

Отважный сталинский сокол Фёдор Шикунов

Р-39N-1 «Аэрокобра» Гвардии капитана Ф. И. Шикунова из 69-го ГвИАП. Весна 1945 года.

Отважный сталинский сокол Фёдор Шикунов

*    *    *

«В 6-й бомбардировочной дивизии техники и механики высказали обиду: воюем, мол, воюем, а наградами нас обходят. Жалобу проверили. Всё подтвердилось. Техник Щербина, например, прошёл со своим подразделением по многим фронтовым дорогам, работал безупречно, самолёты эскадрильи ни разу не имели отказов, а его тем не менее не удосужились поощрить. Механики Бондарчук, Шаловаленко, Коломиец обслужили более чем по сотне вылетов, но их усердия тоже никто не заметил.

…Во время проверки выяснилось, что даже некоторые лётчики, проявившие себя в боях, не получают вовремя заслуженных наград и званий. Так, командир звена Антонов уже 2 года ходил в звании младший лейтенант.

— Да что я, — сказал он. — Шикунов, командир эскадрильи, 25 самолётов сбил, а выше лейтенанта тоже не поднялся. А Царёв? Замкомэска, на счету 7 самолётов, а тоже, как я, младший лейтенант.

В штабе корпуса я попросил дать справку. Всё, о чём доложил Антонов, подтвердилось.

Отважный сталинский сокол Фёдор Шикунов

— Воюем, руки до бумаг не доходят, — повторил начальник штаба не раз слышанную фразу.

— А Шикунова к званию Героя представили?

— Шикунова? — оседлав очками переносицу, он взялся перебирать карточки. — Минуточку… Это мы сейчас проверим. Да, правильно, сбил 25. К Герою не представлялся.

«С таким начальником штаба, — прикинул я, — каши, пожалуй, не сваришь. Он, кроме своих бумаг, ничего другого не видит». Поэтому я тут же связался по телефону с начальником политотдела корпуса и дал ему необходимые указания.

— Подвели кадровики, — сетовал политработник.

— Ну а вы? Как вы могли не знать о таком безобразии?

В политотделе армии мы собрали всех кадровиков, указали некоторым из них на безответственность в оформлении наградных документов, представлений на присвоение очередных воинских званий и предупредили: за невнимание к людям, волокиту с документами будем наказывать вплоть до отстранения от занимаемой должности.

С начальником отдела кадров армии Сидовым состоялся особый разговор. На второй же день все офицеры отдела, в том числе и его начальник, выехали по частям и не появлялись в штабе армии около недели. С наградами и званиями был наведён порядок…»

Строки приведённые выше принадлежат генерал-полковнику авиации А. Г. Рытову, взяты они из его книги воспоминаний — «Рыцари пятого океана».

К сожалению, Андрей Герасимович оказался не совсем прав — свою «Золотую Звезду» Героя Советского Союза Фёдор Иванович Шикунов так и не получил… Лишь в 1998 году указом Президента РФ был посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации.

25 сбитых Фёдором Шикуновым фашистских самолётов.

Об этом человеке писать с одной стороны легко, с другой стороны тяжело. Легко потому, что перед нами храбрый лётчик-ас, любимец всего авиационного полка, командир эскадрильи, награждённый двумя орденами Красного Знамени, сбивший в воздушных боях более 25 вражеских самолётов, человек, который представлялся к званию Героя Советского Союза; тяжело потому, что в силу невыясненных причин он так и не получил этого высокого звания.

Военный журналист, полковник в отставке X. И. Сиджах уделяет большое внимание боевым подвигам своих земляков, воевавших в годы Великой Отечественной войны. Перебирая архивные материалы, он находит интересные материалы, рассказывающие о их героических делах в годы войны. В архиве Министерства обороны СССР он глубоко изучил наградные листы капитана Фёдора Шикунова. В газете «Советская Адыгея» от 21 июня 1991 года и 21 ноября 1991 года были опубликованы статьи полковника Сиджаха, посвящённые прославленному лётчику: «Истребитель» и «Почему герой не Герой».

Истребитель.

Родился Ф. И. Шикунов в Майкопе в 1921 году в многодетной крестьянской семье, где кроме него росли ещё 2 брата и 3 сестры, работавшие впоследствии на комбинате «Лесомебель». С юных лет Федя страстно мечтал летать. В 1938 году, окончив с отличием среднюю школу № 9, он поступил в Майкопский аэроклуб. Учился юноша с невероятным упорством и настойчивостью и вскоре стал одним из лучших пилотов. А на следующий год он уже курсант Таганрогской военной авиационной школы имени В. П. Чкалова.

Овладевал лётным мастерством Шикунов с присущей ему целеустремлённостью и настойчивостью. В характеристике, утверждённой начальником авиашколы полковником И. Куриленко говорилось, что «Шикунов пройденное усваивает быстро и надёжно. Осмотрительность на земле и в воздухе отличная. Много работает над собой. Стреляет отлично. Физически подготовлен отлично. Пользуется деловым и политическим авторитетом. Лично дисциплинирован, требователен к себе. Энергичен, решителен, инициативен».

Отважный сталинский сокол Фёдор Шикунов

В октябре 1940 года Ф. Шикунов по первому разряду (на отлично) оканчивает авиашколу. Ему присваивают звание младшего лейтенанта и, как одного из лучших лётчиков, оставляют в школе на инструкторской работе, где в течение 1,5 лет он готовил лётные кадры, дав путёвку в небо 38 курсантам.

Когда разразилась война, Фёдор Иванович пишет рапорт за рапортом, просясь на фронт. Отпустили его лишь в июне 1942 года, но… в 22-й запасной авиационный полк, где в качестве лётчика-инструктора он вновь готовил пополнение для истребительных частей.

В действующую армию лейтенант Ф. Шикунов попал только 5 октября 1943 года, когда 69-й Гвардейский истребительный авиационный полк, куда он был назначен командиром звена, в составе 304-й (впоследствии 23-я Гвардейская) истребительной авиадивизии прибыл на Степной фронт, войска которого в это время вели ожесточённые бои по расширению плацдармов на правом берегу Днепра южнее Кременчуга.

Боевое крещение Фёдор Шикунов получил 7 октября. Летая ведомым у командира эскадрильи капитана И. Рыбкина, опытного боевого лётчика, грудь которого украшали два ордена Красного Знамени, он совершил за октябрьские дни 35 боевых вылетов, поднимаясь в воздух порой по 2 — 3 раза в день, и провёл 7 воздушных боёв, в ходе которых надёжно прикрывал своего ведущего от атак противника и обеспечил ему возможность уверенно вести бои и сбить 4 вражеских самолёта.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector