Отважная летчица Раиса Аронова

Раиса Ермолаевна Аронова- летчица 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознаменного полка, гвардии лейтенант, герой Советского Союза.

Родилась Раиса в городе Саратове, в семье рабочего железнодорожного депо. Училась в самой обыкновенной городской школе 95, потом по настоянию семьи поступила в институт механизации сельского хозяйства имени М. И. Калинина. Однако работа на селе не влекла девушку: к тому времени ее душой уже овладела мечта стать авиатором. Еще в десятом классе написала письмо в комитет комсомола – с просьбой направить ее в летное училище. Но получила ответ, что в текущем году девушки, даже члены ВЛКСМ и отличницы учебы, на специальность «военный летчик» приниматься не будут.

До небес можно дотянуться и другим способом. Раиса закончила Саратовский Аэроклуб ОСОАВИАХИМ, освоив полеты на У-2 и Р-5, а в 1940 году перевелась в Московский авиационный институт, намереваясь стать инженером-испытателем самолетов. Удивительно, но факт: активная общественница Раиса Аронова еще в студенческие годы стала депутатом городского совета – от молодёжи…

Отважная летчица Раиса Аронова
Раиса Аронова и ее По-2

С началом войны Раиса добровольно пришла в военкомат и попросилась на фронт. Сразу воевать ее не отправили — сначала пришлось около двух месяцев провести на оборонных работах, где московские студенты рыли окопы, обкладывали мешками с песком памятники, заготавливали дрова… Раиса не боялась работы. Но, узнав о спецнаборе ЦК ВЛКСМ девушек-добровольцев для создания специальной летной воинской части, обратилась не к кому-нибудь — к легендарной Марине Расковой, самой известной на тот момент в СССР женщине-авиатору. Марина Михайловна лично встретилась с «настырной дивчиной» и … распорядилась отправить комсомолку Аронову в Энгельсскую военную школу лётчиков. Раиса закончила ее в 1942 году — уже членом ВКП(б).

Из письма Ароновой близкому другу— студенту:

«Какими словами рассказать вам о том чувстве, которое охватило меня, когда я произнесла торжественные слова присяги? С этого момента я стала бойцом Красной Армии. Пройдет еще немного времени, и я получу звание штурмана. С великим нетерпением жду я дня, когда поведу свою боевую машину на запад. Беспощадно будем мы бомбить проклятых фашистов, вторгшихся на нашу родную землю!

Майор Раскова сказала нам: «Учитесь упорно, используйте каждую минуту для учебы — экзамен будете сдавать не инструктору, а Родине — на поле боя». Товарищ, заверяю вас, что экзамен этот я выдержу с честью».

Отважная летчица Раиса Аронова
По-2 на взлете

Летал девичий полк на самолетах По-2. Тот же аэроклубовский У-2, только по минимуму вооруженный для работы легкого бомбардировщика. Пожалуй, ни одна боевая небесная машина не имела столько прозвищ у острых на язык летчиков: «капустник» и «кукурузник», «кофемолка» и «тарахтелка»… В действительности компактный, недорогой в производстве и очень устойчивый в полете биплан был настоящим трудягой войны. Эти «кукурузники» доставляли секретные пакеты и вели разведку, бомбили врага и вывозили раненых, снабжали патронами окруженцев и налаживали связь с партизанами в глубоком немецком тылу…

Из послужного списка летчика-штурмана ночного бомбардировочного полка Ароновой Раисы Ермолаевны:

«В ночь на 19 июля 1942 года Аронова производила бомбометание по скоплению мотомехчастей противника в лесу, у поселка Нижне-Греческое. Несмотря на сильный заградительный огонь, Аронова отыскала цель, удачно сбросила бомбы. В результате наблюдался сильный взрыв и пожар».

«4 декабря 1943 года Аронова при низкой облачности (с высоты 170 метров) сбрасывала в районе Эльтигена для десантников мешки с продуктами и боеприпасами. В течение ночи произвела шесть вылетов и все — отлично».

«В ночь на 11 мая 1944 года производила бомбометание по аэродрому противника в районе Севастополя. Наблюдались три сильных взрыва с густым черным дымом».

В послужном списке только об одном не сказано: скелет у По-2 — деревянный, а крылья обтянуты тугой лаковой перкалью. Брони — никакой, это ведь не Ил-2, прозванный «летающим танком». При вражеском попадании такой самолет превращается в пылающий факел за 20 секунд! Желая избежать массовых потерь среди летного состава, советское командование использовало девичий полк, в основном, для бомбежек в ночное время.

Да, в ночном полете труднее штурманам. Но зато и риск быть сбитой зенитками или истребителями гораздо меньше. Тем более, что биплан способен на такую хитрую тактику: подобраться к цели на большой высоте, там заглушить мотор, и пользуясь отличной устойчивостью в полете, бесшумно спланировать буквально на голову врагу. Скользя по воздушным потокам, как осенний лист. Без радара, на котором у По-2, если честно, и виден-то один мотор, такой самолет немцы зачастую замечали только тогда, когда на земле взорвутся его бомбы. А летчик на бреющем вновь запустит двигатель, чтобы уйти от преследования…

Читай продолжение на следующей странице
AesliB