Он сказал Гагарину «ПОЕХАЛИ!»

Марк — родом из Волковыска, из большой еврейской семьи. Его отец, Лазарь Моисеевич, был инженером-энергетиком; мать, Зинаида Александровна Ливенсон — актрисой разговорного жанра в Ленгорэстраде.

Закончив школу, Марк работал токарем на заводе и одновременно учился в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота, потом окончил Ленинградский политехнический институт. С 1935 года летал на планёрах и прыгал с парашютом в Ленинградском аэроклубе.

В сентябре 1937 года талантливый молодой авиаинженер стал лётчиком-испытателем ЦАГИ. И уже тогда начал вести дневники, которые потом легли в основу уникальных книг — «истории советской авиации, поданной через призму мироощущения человека, любившего свою работу» (В. Коккинаки).

Он сказал Гагарину "ПОЕХАЛИ!"
Обложка книги мемуаров Марка Галлая

Когда началась Великая Отечественная война, в июле 1941 г. Марк стал лётчиком-истребителем 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ПВО Москвы. И до сентября 1941 г. участвовал в защите столицы от налётов немецкой авиации. И уже во время первого полета 22 июля 1941 года сбил дальний немецкий бомбардировщик «Дорнье-215». Это — машина хорошо вооруженная и устойчивая в полете. За ликвидацию такого врага сразу давали орден, и Марк был представлен к награждению орденом Красного Знамени.

В январе — марте 1942 г. Марк был заместителем командира эскадрильи 128-го бомбардировочного авиаполка совершил 28 боевых вылета (Калининский фронт). С мая 1943 г. был лётчиком 890-го полка авиации дальнего действия. В июне 1943 года, в составе экипажа ТБ-7, летевшего через линию фронта, был сбит над оккупированной территорией в районе Брянска и выпрыгнул с парашютом. Раненому летчику удалось найти партизан Рогнединской бригады, и через 12 дней он на самолёте был вывезен за линию фронта. «Я едва не разделил судьбу Маресьева, слава богу — дело было не зимой, а летом, и сам я был менее искалечен при вынужденной посадке, мог идти», — вспоминал он впоследствии.

Он сказал Гагарину "ПОЕХАЛИ!"
Летчики дальней авиации Карпов, Панкратов, Козлов, Гринчук, Ежов и Галлай

Однако на фронт после этого его уже не пустили — вернули к летно-испытательной работе. В оставшиеся годы войны Марку пришлось заниматься очень важным делом — испытывать, например, перспективные советские дисколеты и самолет «Стрела» конструктора Москалева — проекты, которые в дальнейшем способствовали развитию советской реактивной авиации. Победу летчик встретил … за изучением чертежей прибывшего на испытания вертолета.

Исследовал Марк — в практических полетах! — явление флаттера, резонансных вибраций, приводящих на высоких скоростях к разрушению самолета в воздухе. «Пожалуй, это было не менее опасно, чем бомбить Берлин: флаттер может на полном ходу оторвать самолету крылья. Со стороны это стремительное — в доли секунды — нарастание вибраций выглядит так, будто машина взорвалась в воздухе».

Он сказал Гагарину "ПОЕХАЛИ!"
Вывезенный из поверженного берлина экспериментальный реактивный «мессер». За штурвалом — Марк Галлай

В 1950 году до Марка докатилась «волна репрессий». Летчик-универсал был внезапно уволен из ЛИИ им. Громова. И со дня на день ожидал ареста — в стране началась «борьба с космополитизмом». «Я — еврей, а этого слова в паспорте порой оказывалось достаточно, чтобы чудесным образом очутиться в списке потенциально ненадежных граждан». К счастью, безукоризненная биография фронтовика и испытателя не оставила у чекистов никаких сомнений в том, что Галлаю можно доверять — Марка вернули на летную работу.

Он сказал Гагарину "ПОЕХАЛИ!"

«Одесская кепочка» — талисман, с которым Марк не расставался даже в полете: «настоящий еврей должен быть с причудами»

В 1950–1953 годах — лётчик-испытатель НИИ-17, в 1953–1958 годах — лётчик-испытатель ОКБ В. Мясищева. За время лётно-испытательной работы освоил около 125 типов самолётов, вертолётов и планеров. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено в 1957 году за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники.

Он сказал Гагарину "ПОЕХАЛИ!"
Испытатели ЛИИ им. Громова. Второй слева — Марк Галлай

В 1958 г. М. Галлай был уволен в запас из Вооружённых сил СССР в звании полковника. В 1958–1975 годах он работал в ЛИИ старшим научным сотрудником. В 1960–1961 годах — инженер-методист первого отряда космонавтов, работал с первой группой — «гагаринской шестёркой». С 1959 года М. Л. Галлай был заместителем председателя методического совета Министерства авиационной промышленности СССР по лётным испытаниям. Опубликовал около 30 научных работ, преподавал в Московском авиационном институте, Академии гражданской авиации.

Награждён одиннадцатью орденами: трижды — орденом Ленина, четырежды — орденом Красного Знамени, дважды — орденом Отечественной войны I степени , орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», 15 медалями. Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959). Доктор технических наук (1972), профессор (1994), академик Академии транспорта Российской Федерации.

Он сказал Гагарину "ПОЕХАЛИ!"
Галлай обсуждает полет с авиационным инженером-механиком. Аэродром Тушино

Первую книгу «Через невидимые барьеры» опубликовал в 1960 г. В 1965 г. Галлай стал членом Союза писателей СССР. С 1975 г. полностью сконцентрировался на литературном труде. Книга «Испытано в небе» — не просто мемуары, а настоящий учебник современных испытателей…

14 июля 1998 года Марк Лазаревич Галлай скончался. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Эльдар Рязанов о знаменитом летчике, своем друге: «Если бы нужно было создать эталонную единицу абсолютной порядочности (как скорость света), ее надо было бы назвать «один галлай».

источник: polkrf.ru

AesliB