Морская слава России. Потаенное судно — первая подлодка

О том, что вдохнуть из резервуара с воздухом на глубине свыше полутора-двух метров водолаз не сможет из-за давления воды, тогда еще не знали…

Морская слава России. Потаенное судно — первая подлодка

Уключина весла и иллюминатор лодки Никонова

А Петр полюбил бывать на Галерном дворе, в каморке мастера и проводить время во взаимнополезных беседах с инженером-самоучкой.

В конце января 1721 года строительство первой модели «потаенного судна» было завершено. А к 1724 году сделан и опытный экземпляр для практических испытаний на Неве.

Мастер лично вел испытательную программу. Отвесив поклон царю и присутствующему люду, коего, впрочем, было немного, Ефим перекрестился и спустился в лодку-бочку, плотно закрыв за собой деревянный люк. Дали сигнал к погружению, и мастер, находясь внутри своего корабля, открыл клапаны в оловянных водозаборниках…

Морская слава России. Потаенное судно — первая подлодка

Строительство и испытания «потаенного судна». Книжная иллюстрация

Это погружение оказалось чересчур быстрым: лодка буквально камнем канула на невское дно, крепко треснувшись о грунт. От удара в конструкции вышла течь, и попытка откачать лишнюю воду ручной помпой не удалась. По лихорадочно дергавшемуся тросу, связывавшему испытываемый аппарат с поверхностью, помощники изобретателя поняли, что дело неладно, и воротом подняли лодку на поверхность. Ефима извлекли из ее трюма полузадохнувшимся, с багровым от натуги лицом, но… счастливого: если бы не слишком быстрый спуск, испытания, почитайте, удались: под воду-то корабль идет, и охотно!

Пётр, лично руководивший подъемом лодки, велел над мастером не смеяться и «конфузий ему не чинить», работы над проектом продолжить, особое внимание уделив плавности спуска и подъема — «бережения народу ради».

Морская слава России. Потаенное судно — первая подлодка

Монумент на месте испытаний лодки Никонова

Но вскоре царь Пётр заболел и скончался. А иных покровителей у крепостного мастера в столице не было. Завистники написали на Ефима форменный донос: Меншиков получил бумагу без подписи о том, будто бы «Ефимка-вор, державе урон чинит и за казенный кошт родичей своих содержит», «делу не радеет», «корабля посуленного не строит», зря расходуя государственные деньги и дорогие материалы. Меншиков переправил навет Президенту Адмиралтейств-коллегии генерал-адмиралу Ф.М. Апраксину. Тот не стал мастера наказывать сразу, а велел представить экземпляр лодки, годный к испытаниям, и вновь провести пробные погружения.

Трижды Ефим Никонов погружался со своей лодкой в воды Невы. Трижды всплывал на поверхность. Но результаты флотоводцев не удовлетворили, полную герметичность корпуса-бочки обеспечить так и не удалось: «…пробовано-жь трижды, и в воду опускивано, но только не действовало за повреждением и течкою воды».

7 сентября 1725 года Екатерина I приказала продолжить работы над «потаенным судном». Очередные испытания судна были проведены весной 1727 года, однако результаты испытаний опять не удовлетворили членов Адмиралтейств-коллегии. 29 января 1728 года в Адмиралтейств-коллегии было принято решение о прекращении работ над «потаенным судном». Никонов был обвинен в «недействительных строениях», разжалован в «простые адмиралтейские работники» и сослан в составе бригады плотников в отдаленное Астраханское адмиралтейство, где в тот момент строились корабли для Каспийской флотилии.

Дальнейшие следы Ефима теряются. А его «потаённое судно» было заперто в складской амбар при Адмиралтействе — «для позднейшего осмотра и составления представления о пользительности содержать его далее». Там уникальную субмарину и забыли, в результате чего она пришла в негодность от времени и отсутствия должного ухода.

Морская слава России. Потаенное судно — первая подлодка

Плотник Ефим строит подводную лодку. Рисунок современного школьника

Памятник первой подводной лодке установлен в городке Сестрорецк, в 11 километрах от Санкт-Петербурга. Еще одна модель лодки Ефима Никонова стоит на родине изобретателя.

источник: polkrf.ru

AesliB