Михаил Ююкин. Хино акума

5 августа Михаил Ююкин с товарищами получил задание провести бомбардировку тыловых позиций японской армии в районе города Халун-Аршан.

В воздух поднялась целая эскадрилья. Но японцы словно ждали налета: над серебряной излучиной реки Халхин-Гол, текущей в крутых холмах, над желтой сухой равниной, над старым городом вспухли плотные дымные клубы зенитных разрывов.

Михаил Ююкин. Хино акума

Советские бойцы осматривают трофейный японский танк

Ююкин успел отбомбиться, выбрав целью плотную колонну японских войск на дороге, успел заметить пожар внизу — у обочины пыльной дороги ярко пылал грузовой фургон. Он видел, что дорога была буквально усеяна чужими покойниками в пыльной, тусклого цвета вражеской форме, видел воронки от своих бомб, заметил, что к пылающей машине бегут по каменистому долу люди — и не боятся же, что самолеты сейчас пойдут на второй заход! И паники нету… Что уж что, а в отваге самураям не откажешь, хорошо им промыла мозги военная пропаганда!

Михаил Ююкин. Хино акума

Красное знамя над Халхин-Голом

И тут самолет Михаила крепко тряхнуло… Громом ворвался в наушники бас второго пилота Разбойникова:

— Горим, комиссар!!! Слева зенитка движок зацепила!

Над разорванным снарядом левым крылом, над раскореженной моторной гондолой бешено заметались в копоти черного дыма оранжевые кисточки огня.

— Спокойно, товарищи. Сейчас пламя собьем, — Ююкин заложил пологий вираж под ветер. Но пожар в моторе только разгорался, пожирая плоскость крыла, самолет начал терять полетную устойчивость, заваливаться набок. В руках пилота затрясся мелкой дрожью, словно в лихорадке, теплый штурвал…

Ююкин потянул рукоятки на себя, до предела утопил сапогами педали — в последней попытке набрать высоту.

— Внимание, экипаж!.. В общем, ребята, не могу я с вами сейчас официально. Машина гибнет, на одном моторе не долетим, это — факт. А потому приказываю: покинуть самолет. Валяйте, прыгайте — и побыстрее!

— А ты, комиссар?

— Я — командир, командиру уходить последним.

Над полем боя расцвел одинокий купол парашюта: выбраться из кабины удалось только штурману Морковкину. Второй пилот и командир остались в горящем самолете.

Михаил Ююкин. Хино акума

На таком самолете воевал Ююкин

Парашют Морковкина далеко отнесло плотным боковым ветром от места сражения. Но, беспомощно болтаясь на стропах меж небом и землей, штурман успел заметить, как превратившийся в огненную комету бомбардировщик хищником ринулся к земле — туда, где шли колонной к пунктиру ДОТов вражеские грузовики с боеприпасами, где пылил бегом по каменистой равнине даже не строем — густой толпой японский пехотный батальон…

Огненный смерч с небес врезался в толпу бегущих солдат, пронесся по инерции еще добрые полсотни метров, снес грузовик — и исчез в ослепительной вспышке взрыва. Только густой черный дымовой гриб вырос над позициями.

От батальона и доброй половины автоколонны, считайте, ничего не осталось. Когда час спустя японский медбрат дотащил до санбата тяжко контуженным одного из немногих уцелевших офицеров, тот, заикаясь, сказал врачу:

— Нас атаковал хино акума…

У японцев есть легенда: если самурай ведет бой за неправое дело, например, разбойничает или защищает нечестивого князя-сёгуна, боги насылают на него особенное проклятие. С небес спускается хино акума — огненный бес. И безжалостно расправляется с бойцом.

Михаил Ююкин. Хино акума

Заправка самолета СБ-2 топливом

Михаил Ююкин и Петр Разбойников не были священными карателями, посланниками богов. Обыкновенные парни 27 и 25 лет от роду… Но поверить в то, что захватническая война — дело неправое, и победы в ней не будет, врага заставили.

— Я был уверен, что, даже теряя сознание, в удушье и пламени, наш комиссар направит свою гибнущую, превратившуюся в стремительный факел машину в самый центр вражеских огневых точек. Так и произошло, — рассказывал впоследствии единственный выживший из экипажа авиатор Александр Морковкин. Ему самому после боя пришлось сутки пешком добираться на родной аэродром. Хорошо, местные жители помогли — не выдали самураям…

Вот как написала о подвиге Ююкина и Разбойникова военная газета «Сталинский сокол» в августе 1939 года:

«…Советские бомбардировщики выходили на цель. Кругом рвались шрапнели вражеской зенитки. Клочья чёрного дыма ложились то ниже, то выше самолетов. Вот сбросил бомбы на врага командир Бурмистров. Следом за ним вышел на цель комиссар Ююкин. Смертельный груз сброшен. Левым разворотом комиссар отводит свою машину, чтобы уступить место другим. В это время у его левого мотора раздался взрыв и брызнуло яркое пламя: прямое попадание снаряда зенитки. Комиссар принимает решение: чтобы сбить огонь, он делает скольжение вправо, летчик дает время своему экипажу приготовиться к прыжку. Стрелок тов. Разбойников — один из лучших людей части — сбрасывает маску и поднимается с места, но, увидев, что самолет над территорией врага, садится обратно. На соседних самолетах товарищи видели, как комиссар железной рукой развернул горящий самолет и резким пикированием направил его в самую гущу скопления противника».

В военных мемуарах приходится иногда читать, что комиссар Ююкин таранил сами ДОТы на передовой линии японской обороны. Поводом тому послужили слова выжившего штурмана. Но на деле самолет врезался именно в колонну пехоты и боевой техники — летчик до последнего мига сохранял контроль над полумертвой машиной и принимал сознательное решение нанести таранным ударом возможно больший урон врагу…

Михаил Ююкин. Хино акума

Аварийная посадка подбитого бомбардировщика

В августе 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за героизм и образцовое выполнение боевого задания командир корабля, батальонный комиссар Михаил Ююкин был посмертно награждён орденом Ленина, а члены его экипажа штурман старший лейтенант Александр Морковкин и стрелок-радист старшина Пётр Разбойников (посмертно) — отмечены орденами Красного Знамени.

В день рождения своего комиссара, 10 августа, когда уже всему полку, всей советской стране были известны подробности подвига, экипажи построились у своих боевых машин на летном поле. И принесли торжественную клятву отомстить за комиссара и его боевого товарища. Одним из тех, кто в тот день преклонил колено у Боевого Знамени, был лейтенант Николай Гастелло…

До его собственного подвига оставалось еще три года.

Михаил Ююкин. Хино акума

Николай Гастелло

источник: polkrf.ru

AesliB