«Любимец полка» Залевский Владимир Николаевич

Летом 1943 года, пересев с устаревшего «Харрикейна» на новый Як-7Б, он принял участие в боях на Курско — Орловской дуге. К тому времени его боевой счёт уже изменился.

Свои последние победы Владимир Залевский одержал 5 Июля 1943 года. Это было в районе Курской дуги. В тяжёлом, неравном бою он сбил 2 самолёта, но и сам погиб. К тому времени на боевом счету Залевского числилось 17 немецких самолётов, сбитых лично, да ещё 23 в групповых боях, то есть при таких обстоятельствах, когда точно не определишь, кто именно поразил врага. Так и возникло в истребительных полках деление побед на личные и групповые.

В тот день эскадрилья получила задание вылететь на перехват вражеских бомбардировщиков. Как всегда Залевский осматривал перед вылетом свой истребитель. В это время к нему обратился один из партийных активистов и попросил написать несколько слов в боевой листок. Положив бумагу на планшет, Владимир стал быстро писать: «До вылета в бой остаётся несколько минут. Все помыслы направлены на то, чтобы встретить врага ураганным огнём пушек и пулемётов. Будем сражаться до последней капли крови…»

Когда взвыла сирена, Залевский передал недописанный листок товарищу и обещал дописать его после возвращения с боевого задания. Через несколько минут эскадрилья взмыла в воздух.

В тот день подчинённым Майора В. Ф. Волкова пришлось провести один из наиболее напряжённых и тяжёлых воздушных боёв с большой группой немецких самолётов. При патрулировании 18 Як-1 и Як-7Б разделились на 2 группы. Ударную восьмёрку, которая должна была атаковать вражеские бомбардировщики, возглавлял Герой Советского Союза Капитан В. Н. Залевский, а десятку прикрытия вёл командир полка. Не доходя линии фронта, наши лётчики заметили ниже себя большую группу Ju-88 и FW-190. Немецкие истребители не сопровождали бомбардировщики непосредственно, а патрулировали на разных высотах парами и четвёрками.

Используя облачность, Капитан В. Н. Залевский стал со своим подразделением заходить на «Юнкерсы» с тыла, в то время как лётчики Волкова вступили в бой с истребителями прикрытия. Однако полностью обеспечить атаку ударной группы им не удалось, поскольку FW-190 постарались связать боем все «Яки». Тем не менее 4 Як-7Б прорвались к бомбардировщикам, открыв огонь с близкой дистанции и подбив 3 Ju-88. Увлекшись атакой, наши лётчики своевременно не заметили неприятеля, открывшего губительный огонь с задней полусферы. Капитан В. Н. Залевский и Старший лейтенант М. А. Ануфриев вскоре были сбиты и оба с тяжёлыми ранениями выбросились с парашютами над расположением советской 2-й танковой армии. В этот же день В. Н. Залевский скончался в госпитале от полученных ранений.

Потеряв ещё 2 своих Як-7Б, потерпевших аварию на вынужденных посадках, лётчики 157-го ИАП доложили об уничтожении 9 самолётов противника. Командование признало эти данные завышенными, засчитав группе победу над 3 Ju-88 и 2 FW-190.

Немецкие источники утверждают, что единственной их потерей в том бою с «Яками» стал бомбардировщик Ju-88A  (№ 144659). Судя по документам Люфтваффе, командир 8/KG1 Капитан Г. Михаэль  [ H. Michael]  со своим экипажем не вернулся на аэродром. Его поражённая снарядами машина взорвалась в воздухе. Михаэль отличился в боях под Ленинградом и Сталинградом, всего выполнил 282 вылета и его посмертно наградили «Рыцарским Крестом».

…Один за другим приземлялись истребители эскадрильи на свой аэродром. Редактор боевого листка искал среди них машину Залевского и не находил. Обращался к лётчикам, спрашивал, что с комэском. Люди молчали. Тогда он подошёл к стенду, на котором был прикреплён боевой листок, и крупными буквами вывел: «Слово командира». Он не написал «последнее». Ему, как и всем, хотелось верить, что Залевский всё — таки вернётся. Но на сей раз чуда не произошло. И всё равно долго ещё имя его не вычеркивалось из висевшего на видном месте «Боевого счёта» лётчиков полка. Против фамилии Заленского стояли цифры: 17 + 23…

Вот сколько вражеских самолётов сбил человек, которого в Августе 1941 года, неподалёку от Кингисеппа, фашисты заставили рыть себе могилу.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана В. Н. Залевского:

(Из книги М. Ю. Быкова — «Победы сталинских соколов».  Изд. «ЯУЗА — ЭКСМО», 2008 год.)

 


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 27.07.1941 г. 1  Ju-88  (сбит тараном) юж. оз. Чёрное И-16, «Харрикейн», Як-7.
2 15.08.1941 г. 1  Hs-126  (в группе — 1 / 4) Морозово
3 07.03.1942 г. 2  Ju-88  (в группе — 2 / 6) зап. Холм
4 1  Do-215  (в группе — 1 / 6) сев — зап. Холм
5 1  Ju-88 Холм
6 2  Ju-88  (в группе — 2 / 5) зап. Холм
7 1  Hs-126  (в группе — 1 / 5) Тёмный Бор
8 1  Ме-109 зап. Холм
9 08.03.1942 г. 1  Ju-88 зап. ст. Водокачка
10 1  Ju-88  (в группе — 1 / 3) юго — зап. Холм
11 1  Ме-109 юго — зап. Холм
12 09.03.1942 г. 2  Ju-88  (в группе — 2 / 4) зап. Холм
13 12.03.1942 г. 1  Do-215 Старо-Пригорино — Смыковка
14 16.03.1942 г. 1  Ju-88 Велиж
15 18.03.1942 г. 1  Ju-88 сев. — зап. Торопец
16 23.03.1942 г. 1  Hs-126 Рацковицы
17 24.03.1942 г. 1  Ме-110 сев. Верх. Ольгово
18 30.03.1942 г. 1  Ju-88 зап. Платонежки
19 06.04.1942 г. 1  Ju-88 зап. Беляево
20 25.04.1942 г. 1  Ju-88 ст. Усвяты
21 01.05.1942 г. 1  Ju-88  (в группе — 1 / 3) р-н Торопец
22 06.07.1942 г. 1  Ju-88  (в группе — 1 / 5) сев. Хрущево
23 07.07.1942 г. 1  Ju-88  (в группе — 1 / 10) Замостье
24 2  Ju-88  (в группе — 2 / 10) Брагино — Нестерово
25 08.07.1942 г. 1  Ju-88  (в группе — 1 / 8) сев. — вост. Красный Холм
26 1  Ju-88  (в группе — 1 / 8) сев. Нестерово
27 12.08.1942 г. 1  Ju-88  (в группе — 1 / 6) Ржев
28 13.08.1942 г. 1  Ju-88  (в группе — 1 / 7) Тимофеево
29 14.08.1942 г. 1  Ju-88  (в группе — 1 / 7) сев. Грибово
30 2  Ju-88  (в группе — 2 / 7) сев. — вост. Ржев
31 1  Ju-88 сев. — зап. Ржев
32 15.08.1942 г. 1  Ju-88  (в паре — 1 / 2) сев. — вост. Ржев
33 06.06.1943 г. 1  Ме-110 Елизаветское
34 05.07.1943 г. 1  Ju-88 Синьковец
35 1  Ju-88 зап. Глазуновец
Всего сбитых самолётов — 17 + 23;  боевых вылетов — более 300.

источник: airaces.narod.ru

 

AesliB