Летом 1943 года, пересев с устаревшего «Харрикейна» на новый Як-7Б, он принял участие в боях на Курско — Орловской дуге. К тому времени его боевой счёт уже изменился.
Свои последние победы Владимир Залевский одержал 5 Июля 1943 года. Это было в районе Курской дуги. В тяжёлом, неравном бою он сбил 2 самолёта, но и сам погиб. К тому времени на боевом счету Залевского числилось 17 немецких самолётов, сбитых лично, да ещё 23 в групповых боях, то есть при таких обстоятельствах, когда точно не определишь, кто именно поразил врага. Так и возникло в истребительных полках деление побед на личные и групповые.
В тот день эскадрилья получила задание вылететь на перехват вражеских бомбардировщиков. Как всегда Залевский осматривал перед вылетом свой истребитель. В это время к нему обратился один из партийных активистов и попросил написать несколько слов в боевой листок. Положив бумагу на планшет, Владимир стал быстро писать: «До вылета в бой остаётся несколько минут. Все помыслы направлены на то, чтобы встретить врага ураганным огнём пушек и пулемётов. Будем сражаться до последней капли крови…»
Когда взвыла сирена, Залевский передал недописанный листок товарищу и обещал дописать его после возвращения с боевого задания. Через несколько минут эскадрилья взмыла в воздух.
В тот день подчинённым Майора В. Ф. Волкова пришлось провести один из наиболее напряжённых и тяжёлых воздушных боёв с большой группой немецких самолётов. При патрулировании 18 Як-1 и Як-7Б разделились на 2 группы. Ударную восьмёрку, которая должна была атаковать вражеские бомбардировщики, возглавлял Герой Советского Союза Капитан В. Н. Залевский, а десятку прикрытия вёл командир полка. Не доходя линии фронта, наши лётчики заметили ниже себя большую группу Ju-88 и FW-190. Немецкие истребители не сопровождали бомбардировщики непосредственно, а патрулировали на разных высотах парами и четвёрками.
Используя облачность, Капитан В. Н. Залевский стал со своим подразделением заходить на «Юнкерсы» с тыла, в то время как лётчики Волкова вступили в бой с истребителями прикрытия. Однако полностью обеспечить атаку ударной группы им не удалось, поскольку FW-190 постарались связать боем все «Яки». Тем не менее 4 Як-7Б прорвались к бомбардировщикам, открыв огонь с близкой дистанции и подбив 3 Ju-88. Увлекшись атакой, наши лётчики своевременно не заметили неприятеля, открывшего губительный огонь с задней полусферы. Капитан В. Н. Залевский и Старший лейтенант М. А. Ануфриев вскоре были сбиты и оба с тяжёлыми ранениями выбросились с парашютами над расположением советской 2-й танковой армии. В этот же день В. Н. Залевский скончался в госпитале от полученных ранений.
Потеряв ещё 2 своих Як-7Б, потерпевших аварию на вынужденных посадках, лётчики 157-го ИАП доложили об уничтожении 9 самолётов противника. Командование признало эти данные завышенными, засчитав группе победу над 3 Ju-88 и 2 FW-190.
Немецкие источники утверждают, что единственной их потерей в том бою с «Яками» стал бомбардировщик Ju-88A (№ 144659). Судя по документам Люфтваффе, командир 8/KG1 Капитан Г. Михаэль [ H. Michael] со своим экипажем не вернулся на аэродром. Его поражённая снарядами машина взорвалась в воздухе. Михаэль отличился в боях под Ленинградом и Сталинградом, всего выполнил 282 вылета и его посмертно наградили «Рыцарским Крестом».
…Один за другим приземлялись истребители эскадрильи на свой аэродром. Редактор боевого листка искал среди них машину Залевского и не находил. Обращался к лётчикам, спрашивал, что с комэском. Люди молчали. Тогда он подошёл к стенду, на котором был прикреплён боевой листок, и крупными буквами вывел: «Слово командира». Он не написал «последнее». Ему, как и всем, хотелось верить, что Залевский всё — таки вернётся. Но на сей раз чуда не произошло. И всё равно долго ещё имя его не вычеркивалось из висевшего на видном месте «Боевого счёта» лётчиков полка. Против фамилии Заленского стояли цифры: 17 + 23…
Вот сколько вражеских самолётов сбил человек, которого в Августе 1941 года, неподалёку от Кингисеппа, фашисты заставили рыть себе могилу.
Список всех известных побед Капитана В. Н. Залевского:
(Из книги М. Ю. Быкова — «Победы сталинских соколов». Изд. «ЯУЗА — ЭКСМО», 2008 год.)
№ п / п |
Д а т а | Сбитые самолёты |
Место воздушного боя (одержанной победы) |
Свои самолёты |
1 | 27.07.1941 г. | 1 Ju-88 (сбит тараном) | юж. оз. Чёрное | И-16, «Харрикейн», Як-7. |
2 | 15.08.1941 г. | 1 Hs-126 (в группе — 1 / 4) | Морозово | |
3 | 07.03.1942 г. | 2 Ju-88 (в группе — 2 / 6) | зап. Холм | |
4 | 1 Do-215 (в группе — 1 / 6) | сев — зап. Холм | ||
5 | 1 Ju-88 | Холм | ||
6 | 2 Ju-88 (в группе — 2 / 5) | зап. Холм | ||
7 | 1 Hs-126 (в группе — 1 / 5) | Тёмный Бор | ||
8 | 1 Ме-109 | зап. Холм | ||
9 | 08.03.1942 г. | 1 Ju-88 | зап. ст. Водокачка | |
10 | 1 Ju-88 (в группе — 1 / 3) | юго — зап. Холм | ||
11 | 1 Ме-109 | юго — зап. Холм | ||
12 | 09.03.1942 г. | 2 Ju-88 (в группе — 2 / 4) | зап. Холм | |
13 | 12.03.1942 г. | 1 Do-215 | Старо-Пригорино — Смыковка | |
14 | 16.03.1942 г. | 1 Ju-88 | Велиж | |
15 | 18.03.1942 г. | 1 Ju-88 | сев. — зап. Торопец | |
16 | 23.03.1942 г. | 1 Hs-126 | Рацковицы | |
17 | 24.03.1942 г. | 1 Ме-110 | сев. Верх. Ольгово | |
18 | 30.03.1942 г. | 1 Ju-88 | зап. Платонежки | |
19 | 06.04.1942 г. | 1 Ju-88 | зап. Беляево | |
20 | 25.04.1942 г. | 1 Ju-88 | ст. Усвяты | |
21 | 01.05.1942 г. | 1 Ju-88 (в группе — 1 / 3) | р-н Торопец | |
22 | 06.07.1942 г. | 1 Ju-88 (в группе — 1 / 5) | сев. Хрущево | |
23 | 07.07.1942 г. | 1 Ju-88 (в группе — 1 / 10) | Замостье | |
24 | 2 Ju-88 (в группе — 2 / 10) | Брагино — Нестерово | ||
25 | 08.07.1942 г. | 1 Ju-88 (в группе — 1 / | сев. — вост. Красный Холм | |
26 | 1 Ju-88 (в группе — 1 / | сев. Нестерово | ||
27 | 12.08.1942 г. | 1 Ju-88 (в группе — 1 / 6) | Ржев | |
28 | 13.08.1942 г. | 1 Ju-88 (в группе — 1 / 7) | Тимофеево | |
29 | 14.08.1942 г. | 1 Ju-88 (в группе — 1 / 7) | сев. Грибово | |
30 | 2 Ju-88 (в группе — 2 / 7) | сев. — вост. Ржев | ||
31 | 1 Ju-88 | сев. — зап. Ржев | ||
32 | 15.08.1942 г. | 1 Ju-88 (в паре — 1 / 2) | сев. — вост. Ржев | |
33 | 06.06.1943 г. | 1 Ме-110 | Елизаветское | |
34 | 05.07.1943 г. | 1 Ju-88 | Синьковец | |
35 | 1 Ju-88 | зап. Глазуновец | ||
Всего сбитых самолётов — 17 + 23; боевых вылетов — более 300. |
источник: airaces.narod.ru