Всего за годы войны Кирилл Алексеевич Евстигнеев совершил 296 боевых вылетов, провёл более 120 воздушных боев, лично сбил 53 и в группе 3 самолёта противника.
Сразу после войны Евстигнеев в 3-й раз был представлен к званию Героя. Представление подписали командиры полка, дивизии, корпуса, командующий 5-й Воздушной армией Генерал — Полковник авиации С. Горюнов. В Центральном Архиве Министерства обороны и сейчас хранится это представление. А тогда властью, сильнее командирской , оно было перечёркнуто. Похоже, было решено сделать вторым «трижды» лишь одного — «primus inter pares» — первого среди равных.
Возможно, определенную роль в этом решении сыграл и характер самого Евстигнеева, исключительный для военного лётчика, а тем более для лётчика — истребителя. Честолюбие в какой — либо форме, начетистость, самолюбование были ему абсолютно чужды, жизненно неинтересны. Восторженное внимание посторонних было для него явно обременительно. О своих победах он рассказывал, лишь обсуждая ход воздушного боя с людьми, которым очень доверял, или с теми, для кого считал это полезным и необходимым. И тогда повествование его было очень личным, ярким. Он словно ещё раз анализировал правильность своих действий, вместе с собеседником искал и находил ошибки. Скромный по натуре, предельно сдержанный, Евстигнеев становился оживлён и по — гусарски весел лишь в кругу друзей — ветеранов, однополчан, лётчиков…
Кириллу Алексеевичу, как и большинству лётчиков, повезло в личной жизни. Ещё в 1945 году он женился на однополчанке, своём боевом товарище Марии Ивановне Раздорской. Она умела быть как решительной и твёрдой, так и нежной и верной.
После войны он окончил Высшие лётно — тактические курсы. Командовал истребительным авиаполком. До 1954 года продолжал летать. В 1955 году окончил Военно — Воздушную Академию. После её окончания служил в городе Фрунзе начальником штаба переучивания лётного состава. В 1960 году окончил Военную академию Генерального штаба и был направлен в Волгоград начальником штаба Качинской военной авиационной школы. Затем была служба начальником оперативного отдела авиации Северо — Кавказского военного округа в Ростове-на-Дону, заместителем командующего 73-й Воздушной Армии в Киеве, вновь служба в Ростове, теперь уже начальником штаба ОКВО, первым заместителем командующего авиацией округа.
В 1966 году Евстигнееву было присвоено звание Генерал — майор авиации. Его последним назначением была служба в Управлении учебными заведениями ВВС. Демобилизовавшись в 1972 году, жил в Москве. Написал книгу воспоминаний о войне.
Его дом стоит в Большом Афанасьевском переулке, прямо напротив церкви Афанасия и Кирилла…
Кирилл Алексеевич долгие годы, ещё с довоенных времен, был тяжело болен. В своей жизни он перенёс 13 хирургических операций ! Порой, переживая мучительные боли, он говорил Марии Ивановне:
— Это оттого, Маша, что я стольких сбил…
Умер Кирилл Алексеевич 29 августа 1996 года.
Память об этом великолепном воздушном бойце, предельно честном и чистом человеке, будет жива, покуда жива Россия.
автор: Н. Г. Бодрихин.
Список известных побед Гвардии капитана К. А. Евстигнеева:
( Из книги М. Ю. Быкова — «Победы сталинских соколов». Издат. «ЯУЗА — ЭКСМО», 2008 год. )
№ п / п |
Д а т а | Сбитые самолёты |
Место воздушного боя ( одержанной победы ) |
Свои самолёты |
1 | 28.03.1943 г. | 1 Ме-109 | Титовка | Ла-5. |
2 | 12.04.1943 г. | 1 Ме-110 | сев. — зап. аэр. Уразово | |
3 | 06.05.1943 г. | 1 Ме-110 | сев. — зап. Великий Бурлук | |
4 | 1 Ju-88 | Великий Бурлук | ||
5 | 07.07.1943 г. | 1 Ju-87 ( в группе — 1 / 6 ) | Быковка | |
6 | 08.07.1943 г. | 3 Ju-87 | Красная Поляна | |
7 | 09.07.1943 г. | 1 Ме-109 | вост. Карташовка | |
8 | 13.07.1943 г. | 1 Ме-109 ( в группе — 1 / 2 ) | юго — зап. Прохоровка | |
9 | 16.07.1943 г. | 1 Ме-109 | зап. Быковка | |
10 | 02.10.1943 г. | 1 Ме-109 | Орлик | |
11 | 1 Ju-87 | Андреевка | ||
12 | 1 Ме-109 | зап. Калужино | ||
13 | 03.10.1943 г. | 1 Ме-109 | юж. Бородаевка | |
14 | 04.10.1943 г. | 1 Ju-87 | юго — зап. Бородаевка | |
15 | 05.10.1943 г. | 1 FW-190 | зап. Мишурин Рог | |
16 | 1 Ju-87 | зап. Бородаевка | ||
17 | 07.10.1943 г. | 2 Ju-87 | сев. — зап. Бородаевка | |
18 | 1 Ме-109 | сев. Бородаевка | ||
19 | 10.10.1943 г. | 1 Ме-109 | юго — вост. Бородаевка | |
20 | 16.10.1943 г. | 1 Ju-87 | сев. — зап. Лиховка | |
21 | 20.10.1943 г. | 1 Не-111 ( в группе — 1 / 6 ) | зап. Зелёное | |
22 | 21.10.1943 г. | 1 FW-189 | зап. Саевка | |
23 | 28.10.1943 г. | 1 Ju-87 | зап. Кривой Рог | |
24 | 29.10.1943 г. | 1 Ме-109 | Ивановка | |
25 | 29.03.1944 г. | 1 Ме-109 | сев. Яссы | |
26 | 17.04.1944 г. | 1 Ju-88 | юж. Таутошти | |
27 | 1 FW-190 | юж. Редиу Улуй | ||
28 | 23.04.1944 г. | 1 FW-190 | вост. Яссы | |
29 | 28.04.1944 г. | 1 Ju-87 | сев. — зап. Яссы | |
30 | 1 FW-190 | юж. Тэтэрушул | ||
31 | 29.04.1944 г. | 1 FW-190 | зап. Тэтэрушул | |
32 | 05.05.1944 г. | 1 Hs-126 | Думешти | |
33 | 07.05.1944 г. | 1 Ме-109 | Костешти | |
34 | 1 Ме-109 | сев. — зап. Костешти | ||
35 | 30.05.1944 г. | 1 Ме-109 | Скулени | |
36 | 31.05.1944 г. | 1 FW-190 | Тэтэрушул | |
37 | 01.06.1944 г. | 1 Ju-87 | сев. Яссы | |
38 | 1 Ме-109 | Антонину | ||
39 | 02.06.1944 г. | 1 Ju-87 | Скулени | |
40 | 03.06.1944 г. | 1 Hs-129 | Скулени | |
41 | 2 FW-190 | Епурени | ||
42 | 05.06.1944 г. | 2 FW-190 | Захорна | |
43 | 1 Ме-109 | сев. Яссы | ||
44 | 07.10.1944 г. | 1 FW-190 | Кереш — Тарча | |
45 | 15.10.1944 г. | 1 FW-190 | юго — вост. Надь-Лета | |
46 | 16.11.1944 г. | 1 Me-109 | Ясароксаллаш | |
47 | 16.01.1945 г. | 2 Ju-52 | зап. Пилишверешвар | |
48 | 17.02.1945 г. | 1 FW-190 | зап. Солдины | |
49 | 26.03.1945 г. | 1 FW-190 | Будапешт | |
Всего сбитых самолётов — 52 + 3; боевых вылетов — 283; воздушных боёв — 113. |
источник: airaces.narod.ru