«Лётчик от Бога» Евстигнеев Кирилл Алексеевич

В большом бою 8 июля Евстигнеев одержал свою первую тройную победу ( результат достаточно редкий — в советских ВВС за войну всего около 150 случаев ). На большой скорости уходя из — под огня прикрывающих «Мессеров», он зажёг ведущего девятки Ju-87 и, выполнив боевой разворот, тут же, в упор, сбил замыкающего. Осмотревшись, атаковал следующую девятку, поразил левофланговый бомбардировщик и, преследуя его на малой высоте, добил несколькими очередями.

"Лётчик от Бога" Евстигнеев Кирилл Алексеевич

В воздушных боях советские лётчики творчески решали боевые задачи, искали новых путей в достижении победы. Нередко в одном бою они сбивали по нескольку вражеских самолётов. Об одном из таких воздушных боёв, проведённых 8 июля 1943 года, Младший лейтенант Евстигнеев писал:

«Мы вылетели на прикрытие переднего края обороны наших войск. К намеченному району подошли двумя ярусами на высоте 5000 метров. Внизу под командованием Капитана Подорожного шла ударная группа из 6 истребителей. Она должна была уничтожать бомбардировщиков противника. Вторая группа из 3 самолётов шла на 400 — 500 метров выше. В случае появления вражеских истребителей она должна была связать их боем и создать благоприятные условия для действий ударной группы.

Как только показались вражеские бомбардировщики, Капитан Подгорный повёл свою шестёрку в атаку. Он умело зашёл в хвост «Юнкерсам» и вместе со своим ведомым с первой же атаки поджёг один самолёт. Я шёл слева от ведущего и вслед за ним атаковал крайний «Юнкерс» из последней пары. Подойдя к нему слева сверху под углом 45°, с дистанции 50 метров я первой очередью сбил его. Но в это время появилась вторая группа «Юнкерсов». Имея превышение над ними, я немедленно устремился в атаку и врезался в их строй. Развернувшись, зашёл в хвост «Юнкерсу» и с дистанции 50 — 60 метров зажёг его. Строй бомбардировщиков распался, они стали удирать.

Я погнался за очередной целью. С резким снижением враг пытался улизнуть, но я, не отставая, преследовал его и бил короткими очередями. То был 3-й самолёт, сбитый мною в этом бою. В этом воздушном бою советские истребители уничтожили 5 бомбардировщиков и 1 истребитель противника. С нашей стороны потерь не было».

В том же бою погиб М. Шабанов. Из четвёрки инструкторов — дальневосточников остался один Евстигнеев…

9 июля Евстигнеев сбивает Ме-109; 13 и 16-го июля — снова по одному «Мессеру». Итак вплоть до августа — из боя в бой лётчик одерживает победу за победой. В середине июля его, имевшего на счету уже 10 побед, назначают командиром 2-й эскадрильи. Он выбирает себе ведомым «рыжего» — Валентина Мудрецова.

"Лётчик от Бога" Евстигнеев Кирилл Алексеевич

Сбито ещё два фашиста…

5 августа 1943 года самолёт Евстигнеева был сбит очередью по левому борту над своей территорией, сам он ранен в ноги. Самолёт сразу же загорелся и вошёл в пике. С большим трудом лётчику удалось выбраться из машины, дернуть кольцо парашюта. Так и осталось загадкой, что было причиной этого смертельно опасного происшествия: не то очередь с земли, не то — с проходившей над его группой четвёрки «Яков», не то взрыв шального снаряда.

Ранение было весьма неприятным. За сохранение левой стопы пришлось побороться, а на 9-й день после прыжка он убежал из госпиталя. Пройдя по лесным дорогам на костылях около 35 километров, вышел на аэродром соседнего полка.

Так, второй, и последний, раз, вновь при странных обстоятельствах, был сбит Кирилл Евстигнеев. Пора становления прошла, больше его не сбивали и он не потерял никого из своих ведомых.

Особенно ярко проявились высокие боевые качества Евстигнеева в воздушных сражениях над Днепром. Осень 1943 года воистину стала для него золотой. Лишь за один месяц сражений, в 9 воздушных боях он одержал 12 побед. Иногда отсюда, с аэродрома Большая Даниловка, поднималась в воздух особенно грозная четвёрка: Евстигнеев — Мудрецов, Кожедуб — Мухин.

2 октября 1943 года четвёрка Ла-5, ведомая Евстигнеевым, трижды вылетала на выполнение боевых заданий. В районе Бородаевки они вступили в бой вначале с вдвое, а затем с втрое превосходящим количеством вражеских самолётов. Только мужество и находчивость, высокое боевое мастерство и смелость помогли нашим лётчикам выйти победителями из схваток с противником. Так в схватке с группой Ме-109, прикрывающих пикировщики Ju-87, в первой же атаке Кирилл сбил «Мессер», во второй — «Юнкерс». Всего в этот день он уничтожил два Ме-109 и один Ju-87.

Через день Евстигнеев, ведя шестёрку Ла-5 на боевое задание, встречает группу из 20 «Юнкерсов» и дерзкой атакой рассеивает их боевой порядок, не допустив до цели. В результате этого смелого поединка самолёты противника сбросили бомбы на головы своих же войск. В этом бою Кирилл увеличил счёт сбитых враженских самолётов ещё на один.

5 октября 1943 года К. А. Евстигнеев, возглавляя группу из 11 Ла-5, в районе Мишурин Рог атаковывает 6 Ме-109 и 8 FW-190 и в первой же атаке сбивает вражеский самолёт. Во втором боевом вылете в составе 10 Ла-5 в районе Бородаевки он встречает и атаковывает две группы пикировщиков Ju-87 ( до 27 машин ), а так же 6 прикрывавших их Ме-109. Бомбардировщики были рассеяны и повернули назад, понеся потери. В этом бою Евстигнеев сбил один «Юнкерс».

"Лётчик от Бога" Евстигнеев Кирилл Алексеевич

7 октября шестёрка Евстигнеева вылетела на прикрытие своих войск на линию фронта. В районе Бородаевки встретили 3 группы Ju-87 ( до 27 машин ) под прикрытием 6 Ме-109. Решительной атакой своей группы Евстигнеев срывает замысел противника. Не сбросив бомбы, те поворачивают назад. «Мессеры» бросаются на нашу группу. В этом воздушном бою, который длился 30 минут, шестёрка Ла-5 уничтожила 5 самолётов противника. Лично старший лейтенант Евстигнеев сбил 3 самолёта, в том числе 2 Ju-87 и 1 Ме-109.

Боевой счёт Кирилла Алексеевича рос с каждым днём. Командование полка неоднократно отмечало его боевые заслуги. В мае 1943 года за отличное выполнение боевых заданий по блокировке Харьковского аэродрома был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. В сентябре 1943 года за 10 лично сбитых самолётов противника и отличное выполнение боевых заданий в период Белгородской операции — орденом Красного Знамени.

Во второй половине октября 1943 года в районах Пятихатки, Лиховки и Кривого Рога Кирилл Евстигнеев записывает на свой боевой счёт 6 самолётов противника — 2 Ме-109, 2 Ju-87, 1 He-111 и 1 FW-109.

В период успешного форсирования нашими войсками Днепра и расширения плацдарма боевых действий на правом берегу К. А. Евстигнеев, прикрывая свои войска на линии фронта, с 2 по 21 октября лично сбил 13 самолётов противника, за что был награждён орденами Суворова 3-й степени и Красного Знамени.

За время боевой работы с 28 марта 1943 года, когда им был сбит первый вражеский самолёт, по 19 ноября 1943 года, к моменту представления его к званию Героя Советского Союза, на счету старшего лейтенанта К. А. Евстигнеева было 144 успешно выполненных боевых задания, в том числе: прикрытие своих войск — 58, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков — 52, разведка войск противника — 9, патрулирование над военными объектами — 16, блокировка аэродромов противника — 1, перехват самолётов противника — 7, «свободная охота» — 1. За этот период им сбито 26 самолётов  ( 9 Ме-109, 10 Ju-87, 2 Ju-88, 2 Me-110, 1 FW-190, 1 FW-189, 1 He-111 ), из них 23 лично и 3  ( 1 Ju-88, 1 Ju-87, 1 He-111 )  — в группе с товарищами.

После ранения Евстигнеев летал на Ла-5ФН  ( бортовой номер «95» ), на котором сбил 36 самолётов противника. И, по имеющимся данным, это наибольшее число побед, одержанных на одной машине.

Зимой 1944 года отважный лётчик принимает участие в боях по уничтожению окруженной группировки врага в районе Корсунь — Шевченковского, а весной — на Черновицком и Уманско — Ясском направлениях. Изо дня в день идут тяжёлые, напряжённые бои и буквально в каждом бою он сбивает по 2, а то и по 3 самолёта.

"Лётчик от Бога" Евстигнеев Кирилл Алексеевич

В начале марта 1944 года, по просьбе командира полка, он пошёл на исключительный риск, опробуя «годность к работе» раскисшего аэродрома. При разбеге его истребитель, едва не улетев в овраг, встал на попа, увязнув колёсами в грязи. А через месяц из — за халатности представителя службы Воздушной армии, перепутавшего кислородный баллон с воздушным, пусковой насос с баллоном взорвался. Евстигнееву обожгло лицо и выбросило из кабины, а машина, ускоряя бег, побежала по аэродрому, затем круто развернулась и остановилась. Евстигнеев настоял на ремонте своего «боевого коня», и теперь его левый борт был покрыт затейливым камуфляжем, скрывавшим заплаты, на который были нанесены чёрные цифры «95» с красной окантовкой.

На этой машине ему довелось сражаться под Яссами. В начале Апреля над Кишинёвским аэродромом, на малой высоте он сбил 4-моторный FW-200 «Кондор». Но этот «раритет» официально не был записан на его боевой счёт. В 27 боевых вылетах под Яссами и в 13 воздушных боях старший лейтенант Евстигнеев сбил 7 вражеских самолётов.

В июне 1944 года он продолжает наращивать дальнейший счёт своих блестящих побед: 1 июня им сбит Ме-109 и Ju-87; 3 Июля — Hs-129, FW-190 и Me-109; 5 Июня — 2 FW-190 и Me-109…

"Лётчик от Бога" Евстигнеев Кирилл Алексеевич

Истребитель Ла-5ФН Капитана К. А. Евстигнеева.  178-й ГвИАП, осень 1944 года.

Евстигнеева назначают командиром эскадрильи и он с честью оправдывает это доверие. На счету его пилотов к Августу 1944 года значилось 97 воздушных боёв и 71 сбитый вражеский самолёт. В одном из боёв лётчики уничтожили 6 вражеских бомбардировщиков, 2 из них — лично сбил Кирилл.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB