Лётчик-истребитель Иван Лихобабин

Всё же в последний момент экипаж одной «рамы» заметил пару Едкина. Он сманеврировал, и Едкину пришлось повторять атаку. Она была удачнее: «рама» задымила и со снижением потянула на свою территорию, под прикрытие зенитных батарей. Лихобабин был более удачлив и сбил свою цель с первой атаки. «Рама» упала в районе Старой Руссы. Пара немецких истребителей, прозевавших атаки наших лётчиков, пошла на сближение с парой Едкина. Тот, имея некоторое превышение над «Фоккерами», атаковал ведомого вражеской пары на встречном курсе и сбил его короткой очередью. Боевое задание командования было блестяще выполнено…

Лётчик-истребитель Иван Лихобабин

Отличился Иван Лихобабин и в боях при освобождении города Полоцка. 30 Июня 1944 года, прикрывая боевые порядки наземных войск, он штурмовал аэродром противника и поджёг самолёт. Затем, вступив в бой с 8 вражескими самолётами, сбил один из них.

26 Октября 1944 года за 17 самолётов противника сбитых лично и 9 в группе с товарищами Иван Дмитриевич Лихобабин был удостоен звания Героя Советского Союза.

Лётчик-истребитель Иван Лихобабин

К концу войны заместитель командира 72-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 5-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 11-й истребительный авиационный корпус, З-я Воздушная армия ) Гвардии майор И. Д. Лихобабин совершил 321 боевой вылет. Проведя более 60 воздушных боёв, лично сбил 30 и в составе группы 9 самолётов противника. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 32 личные и 5 групповых побед ] Среди лично сбитых им машин имеются: Ju-88, Do-217, Ме-110, FW-189, Ме-109, FW-190, Hs-126.

Лихобабин отличался точным, выверенным пилотированием и исключительной отвагой. Мощный физически и опытный, он легко держал большие перегрузки и был неутомим в боевых вылетах. Иногда делал по 5 вылетов в день.

После войны Иван Дмитриевич продолжал служить в ВВС, окончил Военно — Воздушную академию. До 1961 года летал на реактивных истребителях.

В 1962 году вышел в отставку в звании Полковника. Жил и работал в подмосковном городе Одинцово.

*    *    *

Бой истребителей со штурмовиками FW-190.

За годы Отечественной войны наш полк провёл много успешных воздушных боёв с истребителями противника FW-190, действовавшими в качестве штурмовиков. Большинство из них падает на период 1944 — 1945 годов, когда мы входили в состав 2-го Прибалтийского фронта. Наши наземные войска успешно продвигались в направлении городов Рига и Тильзит.

Немцы, как известно, не смогли создать самолёт — штурмовик, поэтому широко использовали истребитель FW-190 в качестве штурмовика. Эффективность штурмовых действий FW-190 была невысокая, однако приходилось с ними считаться. Нельзя было допустить, чтобы наши наземные войска несли потери от штурмовых действий FW-190 и тормозилось наше победоносное продвижение.

Лётчик-истребитель Иван Лихобабин

В Апреле 1944 года нам была поставлена задача: непосредственным патрулированием звеньев со сменой патруля через 40 минут ( перекрытие 10 минут ) прикрыть наземные войска в районе Бауска. Первым на выполнение поставленной задачи вылетело звено во главе с командиром эскадрильи Гвардии старшим лейтенантом Горбуновым. Моё звено находилось в готовности № 1.

Спустя 20 минут после вылета звено Горбунова обнаружило 8 FW-190 и завязало с ними воздушный бой, о чём Горбунов передал по радио на КП командира полка. На помощь звену Горбунова ( по сигналу с КП ) вылетело моё звено.

При подходе к линии фронта я связался по радио со станцией наведения и звеном Горбунова. Горбунов сообщил, что успешно закончил воздушный бой и возвращается на свой аэродром. Я пошёл в район патрулирования. Вскоре заметил впереди и ниже себя, примерно на высоте 2000 метров, 2 группы FW-190, идущих навстречу моему звену. Группы шли с превышением одна над другой. Боевой порядок первой группы, состоящей из 16 FW-190, был плотно сомкнутый правый «пеленг» звеньев. Боевой порядок верхней группы, состоящей из 6 FW-190, представлял разомкнутый фронт. По боевым порядкам истребителей противника нетрудно было догадаться, что нижняя группа представляет собой ударную группу штурмовиков, а верхняя — её прикрытие.

Лётчик-истребитель Иван Лихобабин

Истребители прикрытия, углубившись на нашу территорию, стали делать левый разворот, причём группа прикрытия опустилась на высоту ударной группы и сделала разворот позже, оторвавшись от основной группы.

Мы находились на солнечной стороне выше противника. Видимо, не замечая нас, вся группа FW-190 развернулась влево, и мы оказались сзади неё. Оценив обстановку, я приказал паре Гвардии капитана Кузнецова связать боем группу прикрытия, сам же парой с лётчиком Гвардии лейтенантом Князевым пошёл в атаку на ударную группу.

Паре Кузнецова легко удалось выполнить мой приказ, причём с первой же атаки был сбит один FW-190. Атака моей пары совпала с моментом, когда ударная группа FW-190 растянулась попарно, снижаясь для атаки. Высота, скорость и солнце дали возможность подойти вплотную к самолётам противника с задней полусферы и расстреливать их в упор. Наша пара зажгла один за другим 3 FW-190. Но после 3-го сбитого самолёта противник заметил нас и резким разворотом стал в левый круг, сбрасывая бомбы куда попало. Я, используя преимущество в высоте и скорости, продолжал атаковать задние самолёты. Вскоре образовался замкнутый левый круг. Замыкающей была моя пара.

Немцы старались сделать вираж как можно круче. Один — с целью зайти в хвост моей паре, другие — чтобы уйти из-под удара. Сделав 6 кругов, немцы потеряли высоту до 400 метров. Я же со своим ведомым, когда замечал, что FW-190 заходят мне в хвост, выскакивал вверх и снова продолжал атаковать противника. На одном из виражей один FW-190 сорвался в штопор и врезался в землю, 3 FW-190 перешли на бреющий полёт и ушли на свою территорию. Оставшиеся FW-190 активизировались и стали переходить от обороны к нападению.

Лётчик-истребитель Иван Лихобабин

Истребитель Airacobra Р-39Q-15 из состава 72-го Гвардейского ИАП. Осень 1944 года.

Во время боя я заметил в стороне и выше себя ещё 2 группы FW-190, которые шли в нашем направлении. Но, как только эти группы приблизились к нам, их внезапно атаковали сверху звенья Старшего лейтенанта Зиборова и Гвардии старшего лейтенанта Мешкова, которые пришли на помощь моему звену. Внезапно атакованные подошедшими в район боя нашими истребителями, FW-190 частично спикировали. Образовался общий бой в 3 яруса. В результате удачного маневра мне и моему напарнику Гвардии лейтенанту Князеву удалось зайти в хвост 2-м FW-190 и сбить их.

Однако моя пара уже находилась в невыгодных условиях. Вновь подошедшие истребители то и дело атаковали меня сверху. Предупредив по радио ведущих, мы перешли на набор высоты. Когда превышение над противником было достигнуто, мы снова вступили в бой.

В это время наземная радиостанция сообщила о приближении в нашем направлении ещё 12 FW-190. Я приказал звену Мешкова, находившемуся в верхнем ярусе, набрать высоту и быть готовым для отражения атаки. Однако этой группе не удалось подойти к нам, так как она была своевременно атакована группой командира полка, вышедшей для наращивания боя.

Лётчик-истребитель Иван Лихобабин

Понеся большие потери и не имея возможности выполнить своей задачи ( в результате нашего активного противодействия ), истребители противника парами и по одному стали выходить из боя.

Бой длился в течение 20 минут. Со стороны противника в этом бою участвовало до 60 самолётов FW-190, с нашей стороны 22 самолёта «Аэрокобра». В результате воздушного боя нами было сбито 16 FW-190 без единой потери с нашей стороны. Моя пара сбила 5 FW-190, лично я сбил в этом бою 3 самолёта.

Нашей победе способствовали: близость базирования к линии фронта; отличная система оповещения и радионаведения, а также отличная радиосвязь между самолётами; активное ведение боя, навязывание противнику своей воли; слётанность пар, звеньев и отличная техника пилотирования; грамотный выбор тактических приёмов ведущими и чёткое взаимодействие звеньев, пар; упорство в достижении цели; чёткая организация наращивания сил в бою.

источник: airaces.narod.ru

AesliB