Лётчик — истребитель Иван Фёдоров

В сентябре 1943 года перед боями за Мелитополь и Никополь полк был перевооружён на Як-9 и возвращён на фронт, под Большой Токмак. Через несколько дней на аэродром приехал командующий Воздушной армией, и в его присутствии случился налёт нескольких групп немецких бомбардировщиков на кавалерийский корпус генерала Н. Кириченко. Командир полка приказал группе Фёдорова взлететь и с ходу атаковать противника. Разгонявшие машины лётчики попали под удар одной из немецких групп прикрытия, потеряли двоих и не смогли прорваться к бомбардировщикам.

Разъярённый командующий приказал: «Командира полка и командира группы — под суд !» — и уехал. Послушные следователи наскоро приговорили лётчиков соответственно на 12 и на 8 лет лишения свободы. Их было велено отчислить из авиации и направить в штрафную роту. Твёрдая позиция комдива А. Корягина и комкора Е. Савицкого, потребовавшая от них немалого гражданского мужества, позволила оставить осуждённых в корпусе. 28 Октября 1943 года судимость была с них снята за героизм и мужество, проявленные в воздушных боях.

В начале 1944 года лейтенанту И. Фёдорову был передан Як-9Т с бортовым номером «31». Воюя на этой машине, он одержал 15 побед, стал командиром 2-й эскадрильи, за 24 лично сбитых самолёта противника был представлен к званию Героя Советского Союза.

Лётчик - истребитель Иван Фёдоров

Надпись на борту машины — «За Георгия !» сделана в память о верном товарище — Георгии Чуракове, погибшем в 1943 году.

Иван Васильевич имел склонность к постоянству: воевал исключительно на «Яках», в паре со своим ведомым Н. Сухоруковым одержал большинство своих побед — 26, а с механиком К. Мотыгиным прошёл до конца войны.

Позднее генеральный конструктор А. С. Яковлев, узнав, что первый вылет Иван Фёдоров выполнил в 1939 году на УТ-1 и до конца 1960-х годов летал на Як-28, подарил ему свою книгу с лаконичной надписью — «Патриоту и ветерану «Яков».

Лётчик - истребитель Иван Фёдоров

Летом 1944 года лётный состав 812-го ИАП вместе со своим командиром ( майором И. Ф. Поповым ) попал на страницы журнала «Огонёк». Оказалось там и фото Ивана Фёдорова, что само по себе также говорило о значительных боевых заслугах, оценённых на самом «верху». В то время советская пропагандистская машина сбоев не давала.

К середине 1944 года старший лейтенант И. В. Фёдоров получил широкую известность как непревзойдённый воздушный боец, по выражению одного из соратников, «энергичный и нервный, вертящийся в воздухе как чёрт». Он стал мастером воздушных разведок, неоднократно выполнявшим на Як-9Д опаснейшие задания. Лётчику, как правило, поручалось фотографировать результаты ударов по наземным войскам и аэродромам. Неоднократно генерал Е. Савицкий брал его своим ведомым.

Едва ли найдётся другой фронтовой лётчик, через руки которого прошло столько модификаций «Яковлевых». Тут и Як-1, и Як-7, и Як-9, Як-9Д, Як-9У и Як-3, и даже Як-9К с пушкой НС-45 калибра 45-мм, выпущенный малой серией в 44 машины ( такую машину он испытывал в Августе 1944 года и сбил на ней 1 самолёт ). Для него было характерно крайне бережное отношение к своим машинам, почти языческое поклонение им. Трогательно на нескольких страницах он описал прощание с одним из своих «Яков»: «Пришли на память слова из знаменитого пушкинского стихотворения: «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время…»

Я обошёл самолёт, осмотрел залатанные специалистами раны, долго стоял под кабиной, наконец, сел в неё потрогал ручку управления, педали, гашетку огня. Хотелось говорить с машиной, как с живым существом»…

Лётчик - истребитель Иван Фёдоров

Один из самолётов Як-9К, проходивших войсковые испытания в 3-м ИАК в 1944 году.

Лётчик - истребитель Иван Фёдоров

И. В. Фёдоров у своего Як-3, 1945 год.

В сентябре 1944 года полк был перевооружён новейшими истребителями Як-3. Летая на этой машине до самого конца войны Иван Фёдоров совершил 131 боевой вылет и сбил 12 самолётов.

Всего за войну произвёл 416 боевых вылетов, из них 180 — на разведку, 84 — на штурмовку, в 107 воздушных боях одержал лично 37 побед. [ По другим источникам имел 36 личных и 1 групповую победы ] Штурмовыми действиями уничтожил на земле 9 самолётов, большое количество живой силы и другой техники. Сам сбит не был.

Он участвовал в боях на Кубани, на юге Украины, в Крыму, в Белоруссии, Польше, последних «Фоккеров» сбил в небе Берлина.

После войны Иван Васильевич Фёдоров продолжал служить служил в ВВС и ПВО. В числе первых освоил реактивные самолёты. Свой последний полёт выполнил 21 марта 1969 года — спустя ровно 30 лет после первого вылета.

Лётчик - истребитель Иван Фёдоров

Демобилизовался 21 сентября 1978 года в звании Генерал — майора авиации. Последние годы жил и работал в городе Черкассы ( Украина ), где возглавлял Черкасский обком ДОСААФ.

Написал книгу воспоминаний о войне и боевых товарищах — «В небе оставили след».

Скончался 28 августа 2000 года.

источник: airaces.narod.ru

AesliB