Лётчик — ас Василий Иванович Шишкин

Летом 1944 года сотрудники областного музея краеведения обратились с просьбой передать им легендарную машину. Под новый год, 31 декабря 1944 года, самолёт Василия Ивановича Шишкина прибыл в Саратов из Бреста. Его боевой путь на этом и закончился.

Для него планировали построить отдельный павильон, даже разработали план. Но потом — Победа, послевоенное восстановление. Самолёт так и остался невостребованным. Залезшие в сарай грабители растащили Як-1 по частям. Разграбили кабину пилота, сняли аппаратуру. 25 ноября 1955 года самолёт списали и сняли с учёта фондов музея.

Сейчас киль самолёта выставлен в экспозиции музея. С одной стороны на нём нарисована красная звезда, с другой — золотая. Её нарисовали уже в военной части, где служил Шишкин. Герой должен был летать под золотыми звёздами.

Лётчик - ас Василий Иванович Шишкин

Почин колхоза «Сигнал революции» быстро распространился по городам и селам области. На завод прибывали делегации из колхозов, совхозов, всех районов этой и соседних областей, представители заводов, фабрик, учебных заведений, театров, институтов, учреждений. Коллектив Саратовского подшипникового завода внёс в Государственный банк на постройку самолётов 909 тысяч рублей, научные работники Института земледелия Юго — Востока — 500 тысяч, артисты оперного театра имени Н. Г. Чернышевского — 815 тысяч. Трудящиеся Хвалынского района приобрели 17 самолётов, Аткарского — внесли в Госбанк на строительство самолётов 4 миллиона рублей, Баландинского — 4,2 миллиона, Балаковского — 6,5 миллиона, Ершовского — 5,2 миллиона. Пугачевского — 6,5 миллиона рублей. Коллектив завода собрал средства на строительство эскадрильи боевых самолётов. Всего же на средства саратовцев было приобретено 1520 самолётов и большое количество другой боевой техники.

В декабре 1942 года майор В. И. Шишкин был назначен командиром 581-го истребительного авиаполка, которым командовал до конца войны.

В июне 1944 года Василий Шишкин был повышен в звании — стал Подполковником и командиром теперь уже 55-го Гвардейского истребительного авиационного полка (ранее именовался 581-м ИАП).

С утра 24 июня, после ночной авиационной и двухчасовой артиллерийской подготовки, войска правого крыла 1-го Белорусского фронта начали наступление, первый этап которого получил название Бобруйской операции. Несмотря на неблагоприятную в этот день погоду, преобладающее большинство лётчиков показали высокое лётное мастерство и стремление добиться победы иад ненавистным врагом.

Лётчик - ас Василий Иванович Шишкин

28 июня лётчики 1-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии тремя группами по 12 самолётов штурмовали автоколонну противника на дороге Березино — Червень. Эту задачу отлично выполнили группы 55-го Гвардейского ИАП под командованием Героя Советского Союза Гвардии подполковника В. И. Шишкина и Гвардии капитана А. Д. Кучерявого. Пушечно — пулемётным огнём они разгромили колонну, полностью дезорганизовав отход вражеских войск.

Так же умело В. И. Шишкин руководил действиями полка и в заключительные недели войны. Всего он произвёл более 540 успешных боевых вылетов. Проведя 178 воздушных боёв, уничтожил около 30 самолётов противника лично и в группе с товарищами. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 12 личных и 16 групповых побед лётчика; Н. Г. Бодрихин — на 15 + 16. ]

Вместе с прославленным асом росла и слава авиационного полка, которым он командовал. За успешные боевые действия по освобождению Украины он стал Гвардейским, удостоен наименования «Харьковский», награждён орденом Красного Знамени.

После войны Василий Иванович продолжал служить в ВВС. 10 лет летал на реактивных истребителях. В 1950 году окончил Высшие офицерские лётно — технические курсы. В 1956 году вышел в отставку в звании полковника. Жил и работал в Киеве. Умер 22 ноября 1992 года. Похоронен на Городском кладбище «Берковцы». В городе Далматово именем Героя названа улица.

*    *    *

Лётчик — ас Василий Иванович Шишкин.

Василий Шишкин родился 13 февраля 1914 года в селе Белом Далматовского района Курганской области в крестьянской семье. В родном селе окончил школу и некоторое время работал в колхозе, а потом уехал в город Свердловск. В 1931 году по путёвке Свердловского обкома ВЛКСМ направлен на учёбу в Пермскую военную школу авиационных техников, по окончании которой работал авиатехником. Учебу продолжил в военной школе лётчиков в городе Борисоглебске. С 1936 года до начала Великой Отечественной войны служил в Киевской авиабригаде.

Довоенное поколение советских людей было влюблено в этого киногероя из фильма «Истребители». Сергей Кожухоров покорил их своим мужеством и благородным характером, задушевным исполнением песни «В далёкий край товарищ улетает», демонстрацией техники высшего пилотажа. Но не все знают, что это блестящее лётное мастерство показал именно Василий Иванович Шишкин, лётчик — истребитель Киевской авиабригады. Именно из-за высокого уровня техники полёта его ещё раз пригласили участвовать в создании фильма «Валерий Чкалов», где Василий Шишкин вёл свой самолёт И-15 за известного советского лётчика Георгия Байдукова.

Большой талант и виртуозное владение техникой вождения самолёта ярко проявилось в боях Великой Отечественной войны. Уже в июле 1941 года фронтовая газета «Красная Армия» в статье «Штурмовой атакой» рассказала читателям, как эскадрилья капитана Шишкина разбомбила большую вражескую автоколонну и склады с горючим и боеприпасами. А спустя месяц та же газета в статье «Крылатая стража» вновь осветила боевое мастерство лётчика.

Материал военного корреспондента Натальи Бодэ был иллюстрирован фотоснимком, на котором был запечатлён Василий Шишкин со своим командиром. Когда спустя много лет фотокопию этого снимка показали ветерану, он вспомнил об этом военном эпизоде.

— 23 августа 1941 года меня срочно вызвали к командующему ВВС Юго — Западного фронта генералу Астахову. Генерал подвёл меня к карте и, указав на село, сказал, что в этом месте движутся фашистские танки и чтобы задержать их, надо взорвать мост через Днепр. Для выполнения задания я отобрал пятёрку самых отважных и умелых лётчиков. Среди них был и мой заместитель Михаил Бубнов, позднее погибший в одном из боёв. Сделав над аэродромом круг, легли на курс. Кругом море огня. Вражеские зенитчики встретили наши самолёты заградительным огнём. Я поставил перед своими товарищами задачу пикировать на мост до минимальной высоты. Если с первого захода промажем, то со второго я врежусь в мост сам…

К счастью нам удалось прорваться сквозь огонь без потерь и разбомбить мост с первого захода. Одновременно с мостом я с моими ребятами сжёг 9 вражеских танков»

Но не всегда боевое счастье было на стороне отважного лётчика. Глубокой осенью 1941 года в бою под Киевом его самолёт был подбит, а сам он ранен в ноги и живот. Пришлось садиться на вражеской территории. Но боевые товарищи не оставили его в беде. Эскадрилья, охраняя его, кружила над местом вынужденной посадки, а командир звена Куприянчик приземлился рядом и под самым носом врага сумел забрать и вывезти своего командира. Отказавшись от госпитализации, Василий Шишкин уже через несколько дней повёл своих товарищей на очередную штурмовку.

Война ещё только разгоралась, а капитан Шишкин уже зарекомендовал себя отличным воздушным бойцом и опытным командиром — организатором боевой работы эскадрильи.

30 января 1942 года командир 43-го истребительного авиаполка подполковник Сюсюкалов представляет его к званию Героя Советского Союза. В наградном листе говорится, что за время войны эскадрилья Шишкина уничтожила в боевых вылетах на штурмовку до 3500 немецких солдат и офицеров, около 300 автомашин с боеприпасами и живой силой противника, 13 батарей полевой и зенитной артиллерии, 3 склада с боеприпасами, 3 переправы через Днепр и много другой вражеской военной техники. На счету командира к этому времени было более 125 боевых вылетов, в том числе 65 на штурмовку войск противника.

Оценивая все эти заслуги, Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 27 марта 1942 года удостоил Василия Ивановича Шишкина высокого звания Героя Советского Союза.

Это был второй герой на Зауральской земле в годы Великой Отечественной войны. Боевые товарищи Героя искренне радовались за него. Во фронтовую газету пришло письмо от заместителя командира эскадрильи Михаила Бубнова:

«Вот уже несколько месяцев я летаю с моим командиром крыло в крыло. И с первых же дней войны, в каждом воздушном бою вижу его гордую, непобедимую стальную птицу. И дружба наша нерушима. Трассы наших пулемётных очередей скрещивались в телах врагов. Мы познали с ним радость побед, когда дымились и горели в воздухе сбитые нами стервятники».

Знойным летом 1942 года в донских и приволжских степях разгоралась величайшая в мировой военной истории Сталинградская битва. В это время майор Шишкин был назначен командиром авиаполка.

За развёртыванием битвы под Сталинградом напряженно следила вся страна. Каждый советский человек стремился помочь защитникам города — героя. В эти дни сюда пришло письмо от колхозников сельхозартели «Сигнал революции» Саратовской области:

«Дорогие товарищи бойцы, командиры и политработники, мы купили боевой самолёт, который дарим вам, защитникам Сталинграда. Просим вас вручить его самому отважному, тому, кто умеет бить врага без промаха и беспощадно».

Выбор пал на командира авиаполка майора Василия Ивановича Шишкина. 7 ноября 1942 года колхозники вручили ему эту краснозвёздную птицу. В письме к матери героя Анне Ефимовне Шишкиной колхозники писали:

«С вашим сыном у нас установилась тесная дружба. Провожая его на фронт на самолёте, построенном на наши средства, мы дали ему наказ беспощадно бить фашистов, храбро отстаивать родную землю, честь и независимость нашей Родины. Мы же обещаем помогать ему всеми мерами, по-стахановски работать в тылу».

И Василий Иванович выполнил наказ колхозников. На этом самолёте отважный лётчик летал до конца 1943 года и сбил 12 вражеских самолётов. В конце войны его самолёт был отправлен в Саратовский музей.

Вместе с прославленным асом росла и слава авиационного полка, которым он командовал. За успешные боевые действия по освобождению Украины он стал Гвардейским, удостоен наименования «Харьковский», награждён орденом Красного Знамени.

Есть на земле такая высокая благородная профессия — защищать Родину. Её и выбрал Василий Иванович Шишкин вопреки желанию отца, который хотел, чтобы его любимый сын стал хорошим портным. Ежедневно рискуя жизнью, он в годы военного лихолетья совершил 520 боевых вылетов, участвовал в 178 воздушных боях. На его счету 30 сбитых вражеских самолётов. А кроме того, были многие десятки полётов на штурмовку живой силы и техники противника, сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, на прикрытие с воздуха наших наземных войск.

По окончании Великой Отечественной войны Василий Иванович продолжил службу в рядах Советской Армии. В течение 10 лет осваивал новую реактивную авиационную технику. В 1950 году окончил Высшие офицерские лётно — технические курсы. В 1951 году получил высокое звание «Военный лётчика 1-го класса». И только в 1956 году по состоянию здоровья ушёл в запас. Последние годы жизни жил и работал в Киеве, вёл большую воспитательную работу и щедро делился своим богатым боевым опытом с молодым поколением авиаторов.

За героизм, проявленный на фронтах Великой Отечественной войны, отважный летчик награжден двумя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, многими ме далями. В городе Далматово именем Героя названа улица.

автор: Михаил Мозин.

(Из материалов сборника — «Золотое созвездие Зауралья». Курган, «Парус», 2000 год.)

*    *    *

Как Василий Шишкин стал Героем.

Люди, постоянно балансирующие на грани смерти, хотят, хоть немного, пожить по-человечески. И это фронтовое веселье, когда поднимаешь лётные 100 грамм с человеком, который возможно завтра на своём самолёте, горящим факелом полетит к земле, эти последние в жизни многих задушевные разговоры, остаются в памяти на всю жизнь. Где уж здесь бороться с пьянством, после лётной работы. Любил «расслабиться» и мой боевой командир и ещё очень молодой человек Вася Шишкин.

Впервые я познакомился с ним в 1936 году, когда мне пришлось облётывать и вводить в строй двух молодых лётчиков, приехавших с курсов командиров звеньев в нашу штурмовую эскадрилью: Шишкина и Горбунёва. У Шишкина сразу всё получалось, чувствовалась авиационная струнка, а Горбунёв всё никак не мог приземлиться в указанном месте. Я, бывший тогда опытным командиром звена, подсказал командиру отряда Михайлову, что к нам лучше взять Шишкина. Так и сделали. Некоторое время он летал четвёртым лётчиком в моём звене из-за отсутствия вакансий. После первых удачных полётов Вася, как полагается, выставил в лётной столовой два пузатых графина с пивом — этого добра и даже водки у нас было всегда достаточно, нужно было только знать время и место. Таким образом, мы отпраздновали вступление Васи Шишкина в лётный строй.

Лётчик - ас Василий Иванович Шишкин

В боевой работе Вася был надёжным человеком, но вот беда, если он уезжал в Киев, то ожидать его возвращения в тот же день было бесполезно. Приходилось мне по несколько раз в день водить группы на барражирование и штурмовки, сильно переутомляясь. Я укорял Васю, но он всегда объяснял, что в Киеве есть масса проблем и, честно, не увиливая, весь следующий день водил группы на боевые задания, а я отдыхал. Во время одного из таких исчезновений Васи я познакомился с его «проблемой». Вася пропадал всю ночь, а наутро я застал его спящим в домике аэродромной команды. Я принялся воспитывать проснувшегося Васю, он оправдывался, натягивая к подбородку одеяло.

И вдруг, к своему удивлению, в разгар своей педагогической речи я обнаружил, что из-под нижнего края одеяла выглянуло четыре ноги. От удивления и страха, что Вася вдруг превратился в Кентавра, я запнулся на полуслове. Но к лишней паре ног нашлась, для полного комплекта, взлохмаченная голова. «Проблему» Васи звали Асей…

К августу 1941 года в боях и штурмовках наш 43-й ИАП потерял почти половину лётчиков и было произведено переформирование: из 4-х эскадрилий сделали только 2. Мы с Васей Шишкиным стали, соответственно командиром и комиссаром 2-й эскадрильи, а 1-й командовал капитан Евгений Петрович Мельников — хороший боевой парень, живший одно время до войны со своей семьёй — женой Нелей и маленьким сынишкой, в одной коммунальной квартире с нами в доме № 3 в Василькове. После войны он был командиром дивизии.

Вася Шишкин был храбрым парнем и хорошим лётчиком. Но таких в нашей эскадрилье было примерно половина, а Героем стал именно Вася. Почему ? Да потому что Вася, призадумавшись, более или менее раскусил технологию производства Героев в нашей армии и понял, что в жизни нет ничего случайного: стать Героем, как и девушке выйти замуж, нужно суметь. И Шишкин принялся обмозговывать, как воплотить в реальность эту свою давнюю мечту. А здесь в нашу эскадрилью заглянул разъезжающий по частям корреспондент фронтовой газеты «Красная Армия» Михаил Розенфелъд, молодой, высокий холёный еврей. Он был не дурак выпить и побалагурить. Видимо, ему очень льстила дружба молодого командира эскадрильи, и они с Васей сделались — не разлей водой. Перед самой сдачей Харькова они умудрились несколько раз «погудеть» в ресторане «Интернационал» за счёт Васи, принципиально не отсылавшему деньги по аттестату очередной жене (рассказ о них заслуживает отдельной страницы). Заезжал к нам Миша Розенфельд и на аэродром в Клиновец. Кроме поклонений Бахусу, их с Васей объединял ещё и общий интерес: Мише нужен был хлёсткий материал в газету, а Васе — «Золотая Звезда» Героя.

Таким образом, Шишкин вышел на отдалённые рычаги, разветвлённой еврейской мафии, которая в любом государстве стремится оставаться на втором плане, потихоньку решая дела первостепенного значения. Скромные еврейские бухгалтера, литредакторы и врачи — стоматологи, умело нажимают на руководящие кнопки в любом государстве, перебирая власть и управляя политиками и грозными диктаторами как в кукольном театре. Цепочка замыкается и переплетается таким образом, что и представить трудно. Тонок этот древний народ, терпелив и вкрадчив. Думаю, что репрессии, которые на них обрушил Гитлер, а потом и Сталин, во многом объясняются именно бешеной ревностью этих диктаторов, не желавших ни с кем делить власть, особенно со своими самыми реальными конкурентами. Боже упаси обвинять меня в антисемитизме. Но ведь таковы евреи, у которых нам многому нужно учиться, только вот вряд-ли получится. Недаром Ленин отмечал, что русские нередко талантливы, а евреи просто умны.

Следствием нежной дружбы Васи с Мишей, стало появление в газете «Красная Армия» (или «Красной Звезде») в январе 1942 года большого подвала с рассказом о героических подвигах воздушного аса Василия Шишкина, который, над населённым пунктом Чигры, почему-то, один на один встретился с несколькими немецкими истребителями и, после былинного поединка, сбил новейший немецкий истребитель — двухмоторный пушечный Mе-110. Мы прочитали этот опус и разинули рты. Мало того, что наша «Чайка», по сравнению с многоцелевым Mе-110, соответствовала бамбуковой китайской джонке рядом с линкором, но где находятся эти самые Чигры ? Мы долго искали их на карте и нашли километрах в 250 к северу от нашего аэродрома Клиновец. Туда сроду не залетали наши латаные — перелатаные, битые — перебитые «этажерки». Все принялись смеяться над тем, как ловко Вася Шишкин упрятал свои героические подвиги. Вместе со всеми смеялся и сам Шишкин, объяснивший мне следующее: «Ну их на хер, Пантелеевич, по честному всё равно ничего не получится».

Лётчик - ас Василий Иванович Шишкин

А Миша Розенфельд не терял времени даром. Вырезка с его материалом уже пошла по еврейской эстафете из одних, не испорченных мозолями, шустрых рук в другие — всякий знает, как важно приделать бумаге ноги. В конце концов вырезка приземлилась в вышестоящих штабах и превратилась в представление Васи Шишкина, за компанию с «забалуевцами» к званию Героя Советского Союза. Не задержалась она и в Президиуме Верховного Совета СССР, а уж мотавшему козлиной бородкой Калинину, «всесоюзному старосте», фактически игрушке в руках ловких клерков, как и все грозные руководители, было всё равно, что подписывать. Таким образом, наш Вася стал Героем. Бог ему в помощь, он, как и многие другие, заслужил не одну Звезду, а гораздо больше. Мы отнеслись к этому с юмором: никто не знал, будет ли завтра жив твой боевой товарищ, радующийся сегодня блестящей цацке. Просто я немножко показал, как в нашей армии делались Герои.

Вася Шишкин был первым Героем в нашей Воздушной армии, и потому её командующий — Зайцев, вручил ему «Золотую Звезду» и орден Ленина с большой помпой. Не успели мы обмыть это дело, как в наш полк из Президиума Верховного Совета СССР пришла бумага, прошедшая через вышестоящие штабы, по-моему, за подписью секретаря Президиума Горкина, в которой нам предлагалось, по всей форме, представить документы ещё только на награждение Васи Шишкина званием Героя Советского Союза. Ну и ловкачи евреи ! Недаром пил водочку Миша Розенфельд: Вася Шишкин получил «Золотую Звезду» и орден Ленина на основании одной только газетной вырезки. А ещё говорят, что у нас бюрократическое государство !!! Просто нужно уметь жить в этом государстве.

Я оказался стрелочником и пару дней пыхтел, вместе с командиром полка Сюсюкаловым, наскребая всяческие факты для жизнеописания нашего героя Васи Шишкина. Даже ноги, простреленные в ресторанной драке, легли в боевые строки представления, как подлые проделки пилотов немецких истребителей. Со временем Вася забыл, как он получил эту «Золотую Звезду» и стал совершенно всерьёз уверять всех, что действительно совершил нечто необыкновенное. Несколько раз после войны я вежливо напоминал ему эту историю — Вася очень обижался и психовал.

Если за что и стоило давать Васе звание Героя Советского Союза, то это за геройские атаки на женщин, каждую десятую из которых он, утомившись ловить триппер (при жизни Васи не публиковать !) делал своей женой. Уже из лётной школы в Борисоглебске, где он окончил курсы командиров звеньев в 1936 году, Вася привёз маленькую, шуструю, довольно симпатичную женщину. Им дали комнатку. Но скоро Вася запсиховал — жена никак не беременела. Правда после исследований стало ясно, что виноват в этом сам Вася, последствием хронического триппера, которого стала неподвижность сперматозоидов, а, как известно, чтобы сделать своё дело, они должны вращаться со скоростью винта истребителя.

Но, тем не менее, преодолеть антипатию к своей первой жене Вася не смог и она уехала из Киева. Вообще, Вася пошёл в свою маму, на которую был похож: вреднющий, липучий и нудный кацапский курнопей, хитрый мужичок с Южного Урала. Лётчики его не любили, но Вася плевал на симпатии и антипатии и своё дело знал туго. Я, как комиссар, старший по званию и возрасту, неосознанно применял к Васе политику кнута и пряника: то пытался сглаживать резкости его характера, то начинал его воспитывать, чему Вася вообще-то поддавался. Видимо жена убежала ещё из-за противного характера Васи, который мог загнать в стресс кого угодно.

Второй жертвой Васи стала маленькая 15-летняя Аня с Южного Урала, по-моему из района Шадринска, которую Вася прихватил с собой, уезжая из дому в последний день отпуска. Впервые мы увидели Аню, когда она, которую мы приняли за случайно зашедшую в его комнату дочку кого-то из соседей, намазывала пальцем сливочное масло, которое доставала из банки, полученной Шишкиным как паек, на кусок хлеба. Я думаю читателю уже ясно, что психологический тип Васи был «вампир» и вскоре Аня, после целого ряда приключений и скандалов, даже жила одно время у моей жены Веры, когда я был в Китае, подалась на родину.

Аню сменила красивая блондинка Нина, похожая на популярную в те годы актрису Карлу Доннер, игравшую в кинокартине «Большой вальс». Правда Нина слегка заикалась, но это её не портило. Вася подобрал Нину на скамейке в военном городке, где она сидела, рыдая после ссоры с мужем, действительно, могу подтвердить, дурноватым лётчиком первой эскадрильи. Вася успокоил Нину, выяснил причину её отчаяния и заявил, что дело можно легко поправить — он берёт её в жены. Они зажили на удивление дружно, но Вася снова начал психовать по причине отсутствия детей. С началом войны Нина уехала на Урал к Васиной матери. Весной 1942 года Вася получил от матери письмо, прочитав которое, прямо на аэродроме заплакал и поделился со мной извечным мужским горем: «И эта оказалась блядью !»…

Я стал успокаивать Васю и выяснять: в чём дело ? Оказалось, что Васина мама, въедливая старушка, сообщила ему, что Нина уехала на тачанке с райвоенкомом в Шадринск для оформления получения денег по аттестату, и её двое суток не было дома. Такие проститутки в семье Шишкиных, не ко двору, — резюмировала мать. Со слезами на глазах Вася согласился с родительницей, о чём не раз вслух впоследствии сожалел. Он написал Нине разводное письмо и отозвал аттестат.

Наученный опытом, пяток своих следующих отношений с женщинами Вася не оформлял официально, просто объявляя очередную женой, а прогоняя, сообщал, что «поиздержал на неё много денег». Оказавшись в 1943 году в Москве, наш неказистый Вася, теребивший «Золотую Звезду» Героя, с большим трудом сумел охмурить свою жену Марию Михайловну, которая работала на авиационно — диспетчерском пункте при Центральном аэродроме. Вася привёз Марию на фронт и начал скандалить, воспитывая её недозволенными методами. Будучи по национальности белоруской, а значит человеком очень терпеливым, Мария сумела найти тихие заводи и экологические ниши в буйном нраве нашего эскадрильского героя.

Вася Шишкин, как я заметил, после получения «Золотой Звезды» Героя, стал заметно терять интерес к боевым вылетам, видимо считая, что и с одной «Золотой Звездой» ему после войны будет житься неплохо. Следует сказать, что все эти «Звёзды» и шум вокруг них, очень плохо действовали на их обладателей. Вася, например, уже под Берлином, даже направился к Маршалу Г. К. Жукову выпрашивать вторую «Золотую Звезду», правда, неудачно, а уж цифра сбитых им лично немецких самолётов, после войны росла в геометрической прогрессии. Вася — мой боевой друг, но истина дороже, да и типичен этот пример для наших авиационных героев…

источник: airaces.narod.ru

AesliB