Токарь одного из московских заводов Евгений Михайлов был призван в Красную Армию в 1940 году, а в 1941-м окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов и остался в ней инструктором — лётчиком. Готовил он молодых лётчиков для фронта и когда началась война, хотя сам мечтал попасть на передний край — встретиться с врагом в ближнем бою.
Наконец в Феврале 1943 года он прибыл в 32-й Гвардейский истребительный авиационный полк, сражавшийся на Северо — Западном фронте. В ту пору войска фронта вели упорные бои в районе Демянска. Об этой поре в боевой истории части сказано кратко и ясно:
«В Феврале 1943 года лейтенант Е. Михайлов прибыл в наш полк лётчиком, а затем был назначен старшим лётчиком. Спокойный, уравновешенный, Михайлов отличался в бoю хладнокровием и выдержкой. Вскоре он уже имел на своём боевом счету 4 сбитых самолёта противника, за что был награждён орденом Красного Знамени и орденом Отечественной войны 1-й степени».
— Мы, технари, — вспоминает Майор технической службы Азов, — любили Женю за то, что он уважал и ценил нашу работу. Нам, скажу без преувеличения, доставалось порой на земле не меньше, чем лётчикам в воздухе. Работали дни и ночи. Иная ночь и вовсе без сна: подготовишь один самолёт в бой — и тут же, без передышки, к другой машине. Было ведь и так, чего греха таить, что находились некоторые лётчики, которые позволяли себе иногда прикрикнуть на своих техников. У Жени такого не было ни разу. Увидит, что туго нам приходится, — спешит помочь, хотя и сам спал не более 3 — 4 часов…
После Сталинградской битвы на фронте наступило относительное затишье. Фашисты, мечтая о реванше, изо всех сил готовились к летнему наступлению. Наши войска зорко следили за противником, изучали оружие и технику, накапливали силы для сокрушительного контрнаступления.
Накапливал их и Гвардии лейтенант Евгений Михайлов. Он, как и в училище, атаковал вопросами лётчиков, побывавших в воздушных схватках, просил совета, прислушивался к замечаниям о поведении в воздухе нашего истребителя Ла-5, который только что поступил на вооружение.
Самолёт Ла-5Ф из состава 32-го Гвардейского ИАП. Брянский фронт. Лето 1943 года.
Первое боевое задание оказалось необычным и интересным: нужно было подстеречь немецкий самолёт — корректировщик FW-189 — так называемую «Раму» — и сбить его.
За этой «Рамой», немецким самолётом — корректировщиком FW-189, и наши лётчики, и наземные фронтовики следили особенно зорко. Этот самолёт обладал хорошей скоростью, достаточным потолком, маневренностью, имел броневую защиту. Но, пожалуй, главным оружием «Рамы» были её «глаза» — оптические приспособления. Надо сказать, что видели эти «глаза» далеко. Покружит корректировщик над нашими позициями, причём на довольно большой высоте, засечёт важные цели, а через десяток минут, глядишь, близ этих целей рвутся вражеские снаряды. А проклятая «Рама» приглядывается к разрывам и корректирует огонь. И притом успевает вовремя улизнуть.
Чтобы удар по «Раме» был безошибочным, командир приказал Михайлову и его напарнику лётчику Красавину устроить засаду на небольшой, надёжно укрытой деревьями лесной опушке, недалеко от переднего края.
Лётчики прибыли туда под вечер. Самолёты замаскировали в лесу, сразу же установили наблюдение. Они знали почти наверняка, что «Рама» появится на рассвете.
Близость переднего края давала себя знать. Нет-нет, да и разорвётся неподалёку от засады шальной снаряд, тоненько просвистит над головой и клюнет в ствол обессиленная дальним полётом пуля. Повеет ветерок — и потянет от свежей воронки терпкой гарью — запахом обожжённой земли, тола и искромсанного железа. Но этот запах тут же приглушается медовым ароматом трав, смолистым духом сосен. А сухое кряканье взорвавшейся мины или снаряда быстро тонет в звонком птичьем разноголосье.
«Рама» появилась, как всегда, на рассвете. Михайлов и Красавин, давно занявшие свои места в кабинах истребителей, с трудом сдерживали себя: надо было не спугнуть «Раму» раньше срока, дать ей время пройти над нашим передним краем и углубиться в ближний тыл.
Сдержаться, усидеть в кабине, слушая прерывистый, с тонким присвистом рокот моторов вражеского корректировщика, кружившего над нашими позициями, было очень трудно. Обнаглев, «рама» снизилась настолько, что стали видны невооружённым глазом чёрные кресты на жёлтых концах её плоскостей.
Красавин сделал знак Михайлову. Краснозвёздные «Лавочкины» взмыли ввысь и разошлись в разные стороны, стремительно набирая высоху. Сделав по гигантской петле, истребители развернулись на 180° и пошли на «Раму» сверху вниз с противоположных направлений. Эта концентрическая атака, выполненная при хорошем запасе высоты, отсекла «Раме» путь к бегству. Подожжённый, прошитый встречными очередями, вражеский корректировщик сделал отчаянную попытку дотянуть к своим на бреющем полёте, но вскоре рухнул на землю.
— Ну что ж, счёт открыт, — сказал Михайлову командир, поздравляя его и напарника с успехом. — Боевое крещение состоялось. Так летать !
Победа в бою всегда окрыляет, придает силы. К Евгению пришло радостное ощущение своего равенства в соколиной семье.
Близилось сражении на Орловско — Курекой дуге. Всё чаще с запада на восток шли под охраной истребителей стаи бомбардировщиков, меченных чёрными свастиками. И всё реже возвращались они обратно ! Боевые друзья Михайлова, истребители, и содружестве с зенитчиками били фашистов насмерть.
Инициативу, вырванную у противника под Сталинградом, наша армия удерживала и в воздухе, и на земле. Но до полной победы было ещё далеко.
Наступление фашистов на Орловско — Курском выступе, начатое 5 Июля 1943 года, было отчаянной попыткой вернуть утраченное преимущество. Тысячи вражеских самолётов обрушили в то утро смертоносный груз на наши позиции. Десятки тысяч орудий ударили по переднему краю. Сотни новых танков — «Тигров» и «Пантер» — таранили узким броневым клином нашу обороту. Кое-где пришлось отойти. Но уже к исходу дня стало ясно, что тактический успех фашистов не перерастет в оперативный, а тем более в стратегический. Лопнул последний шанс врага на летний реванш. Советская Армия доказала, что они может громить и побеждать врага в любое время года, в любых условиях !
В эту огромную победу внесли свой вклад и Гвардейцы — истребители 32-го авиаполка, где служил Михайлов. В дни тяжелейшей Орловско — Курской битвы нашим лётчикам приходилось совершать по 5 — 6 вылетов. Слезились от напряжения глаза, они валились с ног от усталости, но никто не видел их унывающими. Плечом к плечу с боевыми друзьями в этих ожесточённых боях участвовал и Михайлов.
Евгений Михайлов, спокойный, с приветливым взглядом, умел дружеской шуткой подбодрить уставших, всегда находил нужные слова.
В один из редких дней затишья Гвардейцам вручались боевые награды. Принимая орден Красного Знамени, Евгений обратился к товарищам, собравшимся накоротке в походной столовой:
— Скажем фроптовое спасибо Родине — за любовь, за материнскую ласку. Дадим ей клятву — бить врага ещё крепче, а если понадобится, жизни своей не пощадить для победы !
Эту Гвардейскую клятву Евгений Михайлов выполнил.