Летчик Иван Кудашкин. Пять секунд на подвиг

Строки пожелтевшего от времени официального извещения по-военному сухи и кратки: «Ваш сын, Кудашкин Иван Степанович, летчик 36-го гвардейского бомбардировочного полка 1 Украинского фронта, 31 марта 1944 года не вернулся с боевого задания – бомбардировке колонны вражеской бронетехники. Пропал без вести». В архивах осталось лишь фото лихого парня в остроконечной довоенной буденовке, да эти несколько строк…

Летчик Иван Кудашкин. Пять секунд на подвиг
Иван Кудашкин — курсант Энгельсского летного училища

Как пропадают без вести летчики? Сажают горящий подбитый самолет на вынужденную на занятой врагом территории, сжигают документы, отбиваются до последнего патрона от наседающих фашистов, а последнюю пулю оставляют себе. Терпят аварию в ночном полете в непогоду за сотни миль от человеческого жилья, чтобы потом, много лет спустя после войны, быть найденными следопытами в полуразвалившейся кабине — в глухом лесу, в непроходимых болотах. Попадают ранеными в плен и не называют врагу своего имени – так и хоронят их потом безымянными, безжалостно расстрелянных или замученных каторжным трудом, в братских могилах при лагере военнопленных… Какая бы ни стояла судьба за словами «пропал без вести», а как правило, это все-таки смерть, живыми вернуться удается очень немногим.

Летчик Иван Кудашкин. Пять секунд на подвиг
Сбитый советский бомбардировщик «Пе-2»

Иван Кудашкин, простой деревенский юноша, до войны мечтал стать учителем. Почетная работа, да и гордость для скромной мордовской крестьянской семьи…

Он родился 14 июля 1922 года в селе Подлесная Тавла Кочкуровского района Мордовии, старшим сыном в многодетной семье. До войны жил, как все деревенские парни: ходил в сельскую школу, где учился на отлично, помогал родителям-колхозникам, начал даже осваивать трактор. Но душа парня лежала не к сельскому труду – к педагогике. Возможно, сказался опыт воспитания младших сестер и братьев, возможно, повлиял авторитет его собственной учительницы в школе, а только после десятого класса Ваня отправился в Саранск – поступать в педагогическое училище.

Но доучиться Ивану не пришлось: в сороковом году осенью настал для него срок идти служить Родине. Юноша был призван в Красную Армию, и, так как к тому времени был еще и курсантом аэроклуба, с началом войны был направлен в летное училище – под Саратов, в городок Энгельс.

А в декабре сорок второго молодой командир-пилот с комсомольским экипажем получил назначение в действующую воинскую часть.

Летчик Иван Кудашкин. Пять секунд на подвиг
Полк пикирующих бомбардировщиков на аэродроме

Служить Ване выпало в 36-м гвардейском авиаполку 202-й авиадивизии 2-й воздушной армии. Полк был укомплектован легкими пикирующими бомбардировщиками, и очень скоро грудь молодого бойца украсила первая медаль — за точность бомбометания по врагу.

Летчики – народ лихой, часто стремятся подчеркнуть свою индивидуальность, всячески украшая свои боевые машины. По штату на боевом самолете не должно быть ничего нарисовано, кроме опознавательных красных звезд на крыльях да номера на фюзеляже – разве что, мелкие звездочки под кабиной по числу сбитых врагов – наглядное свидетельство боевых побед. Правда, звездочки рисуют, в основном, истребители, потому что бомбардировщики редко сбивают чужие самолеты.

Но к третьему году войны политруки стали менее строги к внешнему виду военной техники. Тогда-то и появились на советских самолетах рисунки, отражающие индивидуальность пилота. Эскадрилья «Нормандия-Неман», укомплектованная французскими экипажами, красила коку винта в цвета национального флага, в на фюзеляжах носила стремительную золотую молнию. На дареных самолетах летчики писали надписи: «От колхозников Тамбовской области», «Веселые ребята. Подарок ансамбля Леонида Утесова»… Морские летчики-торпедоносцы украшали воздухозаборник двигателя изображением оскаленных акульих зубов, а фюзеляж – лозунгом «Смерть фашистскому пирату!»…

Появилась надпись и на «Пе-2» лейтенанта Кудашкина. Одно слово – короткое русское имя «Иван». Надпись отлично читалась, когда стремительная машина проносилась на высоте 5-10 метров над вражескими позициями…

Летчик Иван Кудашкин. Пять секунд на подвиг
Звено «Пе-2» на боевом вылете

К январю 1944 года Иван – командир звена, орденоносец, гвардии лейтенант – совершил 650 вылетов на бомбардировку врага – в том числе, и глубоко в тыл захваченной немцами территории.

Под Киевом звено Кудашкина вдребезги разнесло железнодорожный узел. На станции стояло несколько эшелонов с горючим для немецких танков – и до пункта назначения не дошла ни одна цистерна. Пожар на станции полыхал несколько дней – пока все не выгорело полностью. А вскоре, меньше чем через месяц, Киев был освобожден от врага. И на поле боя, на улицах многострадального города, в разрушенном пригороде были найдены трофейной командой десятки исправных немецких танков, вставших намертво из-за отсутствия топлива. ..

Летчик Иван Кудашкин. Пять секунд на подвиг
САУ «Фердинанд», уничтоженный прямым попаданием бомбы с бомбардировщика Пе-2

Читай продолжение на следующей странице
AesliB