Летчик — истребитель Александр Булаев

В сентябре 1941 года переведён в 17-й истребительный авиационный полк ВВС Северо — Западного фронта.

Позднее майор А. Д. Булаев командовал эскадрильей в 159-м ИАП (275-я ИАД) — одним из лучших истребительных авиационных полков ВВС Ленинградского фронта.

…Со второй половины мая 1942 года налёты вражеской авиации на Ладожскую коммуникацию значительно усилились. Немецкая ставка в директиве командующему 1-м Воздушным Флотом требовала: «Сорвать эвакуацию Ленинграда всеми средствами и особенно воздушными налётами на Ладожский район судоходства, чтобы не дать противнику возможности усилиться посредством перевоза войск или работ по вооружению или достичь улучшения продовольственного положения и тем самым обороноспособности Ленинграда». Наиболее массированные налёты вражеская авиация предприняла на Волхов, Жихарево, Кобону, через которые проходили грузы к Ладожскому озеру.

16 мая 1942 года на перехват 10 вражеских бомбардировщиков Ju-88 поднялось звено 159-го истребительного авиаполка под командованием капитана А. Д. Булаева.С первой же атаки они сбили 2 бомбардировщика. Ошеломлённый противник стал беспорядочно сбрасывать бомбы и поспешно уходить на запад. Во время их преследования на нашу четвёрку обрушилось 8 немецких истребителей Ме-109. В упорном бою советские лётчики сбили 2 «Мессера» и без потерь вернулись на базу. В этом бою Александр Булаев сбил лично бомбардировщик и в группе — истребитель врага.

Летчик - истребитель Александр Булаев

Майор А. Д. Булаев у самолёта Ла-5. 159-й ИАП, Ленинградский фронт, 1943 год.

Довольно интересный эпизод из боевой деятельности Александра Булаева описал в своей книге «Записки воздушного разведчика» Герой Советского Союза Александр Кузьмич Ткаченко:

«В один из дней командир полка вызвал меня на командный пункт и дал очередное задание: разведать всё тот же осточертевший район Гатчина — Волосово. Для прикрытия была выделена четвёрка истребителей Ла-5 под командованием Героя Советского Союза Александра Булаева. Казалось, что о взаимодействии мы точно договорились. Но в воздухе случилось непредвиденное.

При следовании на Гатчину пара Ла-5 находилась рядом с нами, а пара во главе с Булаевым летела метров на 1000 выше. В момент, когда мой самолёт после фотографирования взял курс на родной аэродром, Булаев упустил нас из виду. Заметив проходивший стороной немецкий разведчик Ме-110, он принял его за «Пешку» и стал сопровождать. По внешнему виду Пе-2 и Ме-110 очень схожи. Нас же возле линии фронта атаковали 4 «Мессера». Двум «Лавочкиным» пришлось трудно. Как могли, мы помогали товарищам огнём своих пулемётов. Так дотянули до Колпина, а там я сообщил, что мы уходим, и на бреющем повёл машину домой. Получив свободу действий, пара «Лавочкиных» сумела даже сбить один Ме-109.

Ну, а Булаев? Пристроившись к немецкому разведчику, Булаев стал покачивать крыльями. Дескать, пора возвращаться. Но в ответ с самолёта открыли огонь. Очередь едва не угодила в истребитель. И тут Булаев, присмотревшись, увидел на фюзеляже черёрные кресты, а в стороне от самолёта пару «Фокке — Вульфов».

Когда Булаев рассказал об этом эпизоде на аэродроме, мы от души смеялись.

Летчик - истребитель Александр Булаев

— Негостеприимный народ эти фашисты, — шутил Шалимов. — Саша решил мирно прокатиться с ними, а они в драку.

Булаев сидел совершенно расстроенный. Опытный лётчик, a попал впросак…»

17 мая 1943 года майор А. Д. Булаев погиб в авиационной катастрофе на тыловом аэродроме. С группой лётчиком он перелетал пассажиром на грузовом самолёте Ли-2. При взлёте самолёт рухнул на землю и взорвался. Оказалось, что рули Ли-2 были закреплены струбцинами. Причиной могли быть халатность технического персонала либо диверсия.

За мужество и героизм, проявленные на фронте борьбы с немецко — фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года майору Булаеву Александру Дмитриевичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

За время Великой Отечественной войны А. Д. Булаев произвёл около 280 боевых вылетов. В воздушных боях сбил лично 15 немецких самолётов и 1 аэростат, ещё 8 неприятельских машин уничтожил в группе с товарищами. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 17 личных и 5 групповых побед лётчика. ]

*    *    *

В книге П. Н. Лукницкого «Ленинград действует» есть такая информация:

«28 мая я отправился в маленькую, отдельную избу неподалёку от аэродрома. В ней теснится штаб 159-го полка истребительной авиации. На стене — таблица. На ней, справа в верхнем углу, лозунг: «Смерть немецким оккупантам !» В крайней левой графе против фамилий лётчиков — фотография каждого. Таблица выглядит так:

Лицевой счёт сбитых самолётов противника лётчиками 159-го ИАП (на 1 мая 1942 г.):

  • Герой Советского Союза майор Петров Г. Г. — 1 лично и 6 в группе.
  • Орденоносец капитан Булаев А. Д. — 9 лично и 5 в группе.
  • Орденоносец капитан Власов С. Н. — 4 лично и 7 в группе.
  • Герой Советского Союза ст. лейтенант Лукьянов А. М. — 5 лично и 5 в группе.
  • Орденоносец ст. лейтенант Щуров В. Н. — 5 лично и 7 в группе.
  • Орденоносец лейтенант Зотов В. А. — 2 лично и 4 в группе…

В конце таблицы перечислены фамилии 7 лётчиков полка, не имеющих на личном счету сбитых самолётов врага. Все они — молодые лётчики и не могут сбить врага потому, что им летать пока не на чем. Впрочем, некоторые из них, как и другие лётчики, изредка летают по очереди.

— Таблица неполная! На первое июня составим новую. Взгляните, например, на утреннюю работу сегодня, 28 мая !

И протягивает мне листок с донесением:

«…В 10 часов утра сегодня около 50 фашистских бомбардировщиков 4-мя эшелонами совершили налет на район Кобоны. В бой немедленно вступили лётчики — истребители 159-го полка майора Сокола — всего 5 самолётов. Невзирая на огонь наших зенитных батарей, они смело атаковали вдесятеро сильнейшего противника. Сбили лично, по одному самолёту: Лихолетов, Щуров, Михальский, Зотов и Лукин.

На подмогу подоспели истребители КБФ, сухопутные «Ишачки» и затем подошли «ЛаГГи». Результаты бомбёжки — незначительные. Всего личных сбито 5 самолётов врага, точное количество сбитых в группе с другими лётчиками пока не установлено. Наши — не имеют потерь…»

20 часов 08 минут. В воздух поднимается Лукин, из второй эскадрильи, и ещё один лётчик из первой — кто? Ага, капитан Булаев! Самолёты кругами набирают высоту, удаляясь к западу на фоне чёрных туч. Прошла ещё минута — и вот спустя ровно 3 минуты они уже исчезают в тучах. Я подсаживаюсь к механикам, спасающимся от комаров у костра — дымокура.

— Булаев один недавно пошёл. Немец — в облака, он за ним. У Булаева девять сбито, пошёл за десятым!

— А зимой, тридцать восемь градусов морозу было, у Булаева бензин по руке, по груди течёт, но Булаев работает. И при мне часовой сказал: «Ох, как эти люди могут работать!» У Булаева за всю зиму одна вынужденная посадка была, когда его подбила зенитка; прекрасно сел, на самую маленькую площадку. Против него фашистские асы — котята! Вы знаете, «эрэсы» все лётчики сбрасывают по два, а он — по одному…»

Летчик - истребитель Александр Булаев

Памятный камень Герою Советского Союза Александру Дмитриевичу Булаеву, установлен на братской могиле Новооктябрьского кладбища города Волхов.

источник: airaces.narod.ru

AesliB