«Летающий Демон» Иван Бабак

«Имя этого человека, восторженные отзывы о его безграничной отваге и высоком лётком мастерстве можно встретить во многих произведениях мемуарной литературы, посвящённых подвигам советских лётчиков. В 25 лет он...

«Имя этого человека, восторженные отзывы о его безграничной отваге и высоком лётком мастерстве можно встретить во многих произведениях мемуарной литературы, посвящённых подвигам советских лётчиков. В 25 лет он командовал полком истребителей», — писал об Иване Бабаке трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин.

Однако пролог боевой славы, этого лётчика был далеко не радужным. Как и многие его сверстники, он сполна испытал на себе всю тяжесть войны. Непросто складывалась и послевоенная жизнь Ивана Бабака. Не случайно именно к судьбам таких лётчиков обратились авторы фильма «Чистое небо».

А было так. Работая над фильмом, сценарист Д. Храбровицкий и режиссер — постановщик Г. Чухрай почувствовали непрочность первоначального сюжета. Фильм не получался. И тогда они обратились к реальным судьбам тех замачательных советских патриотов, которые, попав по несчастью в руки врага, проявили неслыханную, сверхчеловеческую стойкость и вышли из фашистского ада непокорёнными. Рядом с правдой жизни меркли, оказывались слащавыми образы, вымученные воображением.

"Летающий Демон" Иван Бабак

Судьба Ивана Ильича Бабака не только похожа на судьбы многих советских людей, но и глубоко своеобразна. Война по-своему распорядилась им, оторвав от изначального круга забот, возложив новые, более высокие обязанности. Посвятив себя одной из самых мирных профессий на Земле — профессии учителя, Бабак во время войны стал лётчиком-истребителем. Простой, застенчивый паренёк из небольшого украинского села в короткое время научился бить сильного и коварного врага. Где взял он силы, чтобы выстоять в жесточайших воздушных боях, перенести неслыханные физические и моральные тяжести огненных лет? Ответ один: вера в правоту великого дела защиты Отечества, в тех, кто его окружал, поддерживала в нём жизнестойкость, помогала выстоять в тяжёлых испытаниях и победить.

Иван Ильич Бабак родился 26 июля 1919 года в селе Алексеевка Екатеринославской губернии. Ещё студентом педагогического института перед войной, по путёвке комсомола, поступил в аэроклуб. Совершив прыжок с парашютной вышки, юноша решил, что дорога в авиацию для него закрыта, что духом слаб для полётов. Но в Европе уже занималось пламя Второй Мировой войны. Надо было готовиться к защите своей страны. И он сумел перебороть свои слабости, закончил аэроклуб на отлично.

После досрочного выпуска из пединститута Иван Бабан поехал работать в село. Но недолго длилась его педагогическая деятельность — на пороге стояла война. И опять учёба…

В апреле 1942 года Иван Бабак окончил Сталинградскую военную авиационную школу и уже в мае прибыл на Крымский фронт, в 45-й истребительный авиационный полк (с 18 июня 1943 года — 100-й Гвардейский ИАП), которым командовал Ибрагим Дзусов. Наставниками и друзьями его в то время были Дмитрий Глинка, впоследствии дважды Герой Советского Союза, командир эскадрильи Михаил Петров, будущие Герои Советского Союза Николай Лавицкий, Василий Шаренко, Борис Глинка, Николай Кудря, асы воздушного боя Д. Шурубов, В. Сапьян, А. Поддубский, Г. Микитянский, Д. Аленин, Б. Канаев и другие.

Худенький интеллигентный парень не показался командиру полка, и тот едва не отправил его прочь. Помогло заступничество Героя Советского Союза Д. Калараша, принявшего смуглого новичка за соплеменника — цыгана.

Лётчики полка воевали тогда на Як-1, выполняя задачи по прикрытию наземных войск, сопровождению и штурмовке. Перелетая всё восточнее, полк участвовал в боях на Южном, Северо-Кавказском, Закавказском фронтах.

Первое боевое задание. В паре с инспектором дивизии майором Д. Каларашем он вылетел на разведку. И даже не понял, что стал участником воздушного боя! Успел лишь заметить, что в какой-то момент в воздухе вдруг стало много самолётов. Но оценить обстановку не было времени. Ведущий энергично маневрировал, и Бабак, помня его наказ, старался во что бы то ни стало удержаться. К удивлению Ивана, первый боевой наставник похвалил его:

— Молодец, от взлёта до посадки шёл за мной, как привязанный…

В ожесточённых воздушных боях быстро шло становление молодого лётчика. Отлично владея техникой пилотирования, он в небе действовал решительно, напористо, шел на риск и даже на самопожертвование. Однажды он вернулся из боя на изрешечённой пулями машине.

— Этак вас скоро могут сбить, — укорил его командир полка И. Дзусов.

Бабак молчал. Но за него ответил Петров:

— Меня спасал…

Во время боя самолёт ведущего был подбит. Машина потеряла маневренность. Немецкие лётчики не преминули этим воспользоваться. Они предприняли 7 атак. Но каждый раз ведомый, энергично маневрируя, отсекал противника огнём от Петрова, бесстрашно бросал свой самолёт наперерез врагу. Он подставлял себя под удар, лишь бы спасти командира. Об этом боевом эпизоде рассказала впоследствии газета «Красная звезда».

19 сентября 1942 года личный состав полка был выведен с фронта на отдых, пополнение и переучивание. В декабре 1942 года лётчики освоили «Киттихауки», а в начале 1943 года — «Аэрокобры»… 9 марта они приступили к боевой работе с Краснодарского аэродрома.

Вскоре Ивак Бабак стал ведомым у Дмитрия Глинки, опытного уже в то время лётчика. А через некоторое время и сам открыл счёт сбитым истребителям противника. В паре с Д. Глинкой вылетел на прикрытие штурмовиков. Вообще-то лететь должны были 8 истребителей, но случилось так, что пришлось сопровождать наши самолёты вдвоём.

На подступах к Моздоку группу обстреляла зенитная артиллерия врага. Неожиданно ведущий, не передав никакого сигнала, переворотом резко пошёл вниз. В это время Бабак и увидел «Мессеры». Их было очень много. Узконосые, тёмные, они шли хищной стаей правее на встречном курсе. Что делать ? Уж слишком неравны силы.

Однако боевую задачу никто не отменял. Надо прикрывать штурмовики, которые уже вышли на цель, сбросили бомбы и теперь поочередно заходили в повторную атаку. И Бабак без колебаний пошёл навстречу врагу.

С первой парой «Мессеров» разошёлся на лобовых. И только успел увернуться от огненных трасс, как на него нацелилась вторая пара. И началась карусель: отчаянные, порой невероятные маневры, огромные перегрузки, от которых темнело в глазах, отвесные пикирования и головокружительные петли. То и дело мимо его самолёта проносились пулемётные трассы. Бабак отвечал, короткими очередями, берёг боезапас. Когда фашисты наседали с разных сторон, стараясь зажать его в смертельные клещи, он бросал сбою машину прямо на них, имитируя таран. И враги не выдерживали, уходили в разные стороны.

Но сколько может ещё продолжаться этот неравный, бой? Ведь есть же предел везучести! И снова, уклоняясь от очередной атаки, он стремительно атаковал сам. Главное — продержаться подольше, отвлечь внимание и силы врага от наших штурмовиков. А они тем временем закончили обработку цели и взяли курс на свой аэродром.

Преследуемый «Мессерами», Бабак попытался выйти из боя… Но немцы не отставали, хотя в их действиях уже чувствовалась неуверенность. При подходе к своему аэродрому дружно ударили зенитки, преследователи повернули и ушли, Бабак приземлился и зарулил на стоянку. Здесь его ждал Д. Глинка. Как оказалось, от зенитного снаряда в крыле его самолёта образовалась огромная, дыра, поэтому его передёрнуло и он резко пошёл вниз. Уже у самой земли Дмитрий сумел всё же вывести машину в горизонтальный полёт. О бое, конечно не могло быть и речи.

А вот в машине Бабака не было ни одной пробоины, хотя наседала на него большая группа истребителей. Более того, когда на аэродром прибыл командир штурмовиков (они тоже вернулись без потерь), выяснилось, что Бабак в этом бою сбил Ме-109. А он и не заметил. Да и некогда было смотреть за этим.

— Ты, Бабак, заговорённый, — шутили в полку.

В какой-то мере свои первые боевые успехи он объяснял везением. Однако нельзя же всё время уповать на удачу! Это прекрасно понимая молодой лётчик. Боевая обстановка требовала не только храбрости, но и трезвой оценки ситуации в критические минуты, безупречной тактической логики, высокого лётного мастерства.

Иван Бабак летал на «Аэрокобре» Р-39D-2 (заводской № 41-38416). В марте 1943 года он сбил на ней Ju-87 и 2 Ме-109.

"Летающий Демон" Иван Бабак

Фотографии «Аэрокобры» — тактический № 40, серийный № (4)1-38416 предоставлены Ю. А. Моисеевым (в годы ВОВ — дешифровщиком аэрофотоснимков 366-го ОРАП / 164-го ОГРАП) и по его оценке, вероятно выполнены в дни Воздушной битвы на Кубани, на аэродроме «Пашковская» или «Славянская», фотолаборантом того же полка Николаем Шайкиным (после войны — фотограф одного из московских авиазаводов).

"Летающий Демон" Иван Бабак

Из информации, обнаруженной в ЦАМО (фонд 45-го ИАП, Книга приказов по 45-му ИАП за 1943 года и опись 296938 д. 1), любезно предоставленой В. Романом, следует что 26.04.1943 года потерпел аварию самолёт P-39D-2 «Аэрокобра» серийный № (4)1-38416 (первая цифра на киле самолёта традиционно не указывается), пилот — старший сержант И. И. Бабак. Приказом от 28.04.1943 года этот и ещё 2 других самолёта, сданные в 16-й ГвИАП, исключены из боевого состава 45-го ИАП (в последствии — 100-й ГвИАП).

"Летающий Демон" Иван Бабак

То что Иван Ильич Бабак потерпел аварию на этой машине, не значит что он прежде одержал на ней и свои «кубанские» победы, но не исключено что под неприметной внешностью этого аэроплана кроется монстр, перемоловший за месяц — полтора больше эскадрильи немецких самолётов.

К сожалению из-за болезни Ивана Ильича не удалось прояснить подробности, а копии лётных книжек, любезно предоставленные его сыном, охватывают более поздний период боевой работы нашего выдающегося аса.

Из материалов сайта — «ФОТАБ: Авиационный фотоальбом».

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector