Крылатый мститель Иван Степаненко

Иван Степаненко родился 13 апреля 1920 года в селе Нехайки Полтавской губернии. Безрадостным было детство у Ивана Степаненко. Мать умерла, когда ему исполнилось 10 лет. А вскоре похоронили отца. В 13 лет мальчик уже трудился в колхозе: пахал, боронил, пас скот. Нелегко было Ивану сочетать напряжённую работу с учёбой в школе. В 1936 году, когда он учился в 7 классе, сестра, в семье которой жил Степаненко, предложила ему оставить работу, чтоб было полегче учиться. Он отказался.

Иван вступил в комсомол, стал агитатором. В свободное от работы время или в минуты отдыха его окружали колхозники, чтобы послушать, о чём пишут газеты, о событиях в стране и за рубежом. Не только молодёжь, но и умудренные опытом колхозники с интересом слушали своего агитатора. Особенно любил Иван рассказывать о делах и подвигах советских лётчиков. С затаенным вниманием слушали односельчане о подвигах Якова Смушкевича, Сергея Грицевца, Ивана Ерёменко. И по тому молодецкому задору, с которым Иван Степаненко рассказывал об этих людях, легко было понять, что он по-настоящему влюблён в крылатых воздушных бойцов.

Однажды, вернувшись с работы, Степаненко написал письмо своему старшему брату, тоже Ивану, который работал на одном из заводов Украины. Вскоре получил ответ. Письмо было большое. Старший брат рассказывал о своём уже полюбившемся ему Днепродзержинске. Тепло отзывался о заводском коллективе, где умеют не только хорошо работать, но и интересно отдыхать. А в конце письма, как бы между прочим, приписал, что рабочих рук на заводе не хватает и «если надумаешь приехать, то будем трудиться вместе».

Прочитав письмо, Иван-младший задумался. Уж очень он сроднился с просторами и привольем колхозных полей, а главное, с людьми, рядом с которыми учился жизни. Но, посоветовавшись с бывалыми колхозниками, с товарищами по работе и получив их поддержку, он отправился в город.

Крылатый мститель Иван Степаненко

На заводе Степаненко-младшего встретили как старого знакомого. Оформление в ученики слесаря заняло немного времени, а через несколько дней, получив рабочую спецовку, немудреный инструмент, он приступил к делу.

Незаметно побежали дни и недели в заводском коллективе. Иван обзавёлся друзьями, с которыми проводил свободное время, делился своими сокровенными мыслями.

Как-то, отработав смену, Степаненко вышел из заводских ворот и долго любовался парящими в небе самолётами. Он с завистью наблюдал, как учатся летать курсанты городского аэроклуба.

— Бывают же счастливцы ! Порхают как вольные птицы ! Вот бы чему научиться да полетать над Полтавщиной, над родным селом Нехайками, посмотреть сверху, как выглядят поля, сады, огороды…

То ли этот разговор дошёл до комсомольского вожака завода, а может быть, он сам догадался о стремлении юноши, только вскоре он пригласил Ивана Степаненко для беседы. Поздравив его с успешной сдачей экзаменов на слесаря, секретарь комитета сообщил, что имеется возможность пойти на учёбу в аэроклуб и если он согласен, то его будут рекомендовать.

Переждав минутное волнение, Степапенко сказал:

— Конечно, согласен ! Очень прошу, чтоб послали меня. Я хочу быть лётчиком.

Узнав об этой новости, Иван-старший улыбнулся, а потом, как бы заглядывая вдаль, сказал:

— Смотри, Ванюша, ради одной романтики такую профессию не приобретают. Хорошему слесарю больше почёта; чем плохому лётчику. Уж если быть, то быть первым, так учил нас отец.

Нелегко было молодому комсомольцу, отстояв за слесарным станком рабочую смену, ехать за город и изучать авиационное дело. А когда начались полёты, приходилось вставать в 3 часа и добираться на аэродром. Но Иван быстро привык и к этому распорядку. И вот позади напряжённый год учебы. Иван был чрезмерно рад, что ему, успешно выдержавшему экзамены, предложили пойти в военную школу лётчиков.

Так уже случилось, что зачисление Ивана Степаненко кандидатом прославленного Качинского училища произошло 13 апреля, в день его рождения. Конечно же он не мог думать, что ровно через 4 года, также 13 апреля, ему будет присвоено звание Героя Советского Союза.

На беседе с комиссаром школы Иван Степаненко держал себя достойно. Бойко отвечал на вопросы. Обстоятельно рассказывал о захватнической политике фашистской Германии в странах Европы. А когда спросили, какую он ставит перед собой цель на время учёбы в школе, Степаненко, не задумываясь, ответил:

— У меня одна цель. Поскорее стать военным лётчиком, а затем бдительно охранять наше мирное небо.

По всему было видно, что ответ понравился военкому училища, и он, пожимая руку молодому курсанту, пожелал ему больших успехов в учёбе и осуществления всех его желаний. Но жизнь внесла поправку. Государственные экзамены комсомолец Степаненко сдавал уже в те дни, когда немецкие войска продвигались в глубь нашей Родины. И военному лётчику сержанту Степаненко пришлось в боевой семье 4-го истребительного авиационного полка отражать налёты самолётов противника.

Командир эскадрильи Анатолий Морозов, которому представился сержант Степаненко по случаю прохождения дальнейшей службы, не задавал ему стандартных вопросов, с которых обычно начинается знакомство. Поинтересовавшись самочувствием, кратко рассказал, что представляет часть, в которой ему предстоит воевать. Охарактеризовал некоторых его непосредственных командиров и, как бы подведя итоги беседы, сказал:

— О вас я всё знаю, что нужно. Личное дело читал. Стремление — скорее в бой — тоже известно. Но спешить не будем. Война только началась, так что и полетать и подраться с врагом время будет. А чтоб из драки не выходить с разбитым носом, надо кое-что повторить, а кое-чему поучиться. Вот этим вы пока и займитесь.

Сержанту Степаненко снова пришлось сесть за учебники, за проработку инструкций и наставлений. Затем тренажи, полёты по кругу, в зону, контроль, проверка, новые задания.

Прошло немного времени, и комэск лейтенант Морозов решил с ним слетать сам. Сержант Степаненко заметно волновался, хотя держался уверенно, с достоинством. А когда комэск предложил «воздушный бой», воспринял это как должное и, вкладывая всё свое мастерство и умение, старался первым атаковать «противника». Полётом лейтенант Морозов остался доволен. Его радовало, что Степаненко умеет выполнять стремительные перевороты, свободно выходить из длительного пикирования. Замечание было только одно: излишняя торопливость при боевых атаках, чрезмерное увлечение маневром.

Сержант Степаненко знал цену совету опытного командира, от меткой очереди которого сгорел уже не один фашистский самолёт. А в одном из боёв Морозову удалось уничтожить сразу 2 вражеских истребителя. Поэтому молодой лётчик внимательно вслушивался в каждое слово командира.

Свое боевое крещение Иван Степаненко получил лишь в январе 1942 года, когда их полк выполнял задачу по прикрытию одного из важных объектов, расположенных на берегу Волги. Здесь, над просторами великой русской реки, началась его боевая деятельность. За 4 месяца он успел совершить свыше 60 боевых вылетов. Смело вступал в воздушные бои, надежно прикрывал своего ведущего, способствуя ему одерживать победы над врагом, а вот самому открыть счёт всё не удавалось. Это заметно расстраивало и даже огорчало воздушного бойца.

Командир звена старший лейтенант Алексей Рязанов ( ставший позже дважды Героем Советского Союза ) понимал стремление молодого лётчика. Он знал, что у Степаненко особый счёт с гитлеровцами. Лётчик мстил фашистам за погибшего в первых боях брата, за родную Полтавщину, где хозяйничали немцы. Командир звена всячески старался поддержать Ивана, вселить в него уверенность в достижении победы над врагом.

Как-то, подводя итоги очередному вылету, Алексей Рязанов хорошо отозвался о действиях лётчиков звена и особо похвалил своего ведомого сержанта Степаненко, который проявил мужество и мастерство при отражении вражеских истребителей.

— Подвиг — это мастерство, — заявил командир звена, — а мастерство приобретается знанием и закрепляется опытом. Мне приятно отметить, что эти два качества так удачно сопутствуют нашему однополчанину Ивану Степаненко. Его мастерство крепнет, с каждым днём сокращая путь к подвигу.

Такая оценка ещё больше окрылила воздушного бойца, и он делал всё, чтобы оправдать её своими ратными делами.

Свою первую победу он одержал 14 июля 1942 года, вскоре после перевооружения полка на «Харрикейны.» На этой громоздкой английской машине он уничтожил пикировщик Ju-87. В тот день эскадрилья получила задачу преградить путь вражеским бомбардировщикам, которые пытались нанести бомбовый удар по нашим войскам в районе Землянска. Оценив обстановку, ведущий старший лейтенант Рязанов решил действовать двумя группами: одной четвёрке атаковать бомбардировщики, а второй — сковать боем вражеские истребители.

Иван Степаненко был в ударной группе ведомым у Алексея Рязанова. Подлетая к району цели, Степаненко первым заметил идущую с запада стаю вражеских самолётов — свыше 20 бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием 6 истребителей Ме-109.

Силы были неравными. Но это не смутило советских лётчиков. Используя преимущество в высоте, четвёрка Рязанова с ходу врезалась в строй «Юнкерсов». С первой же атаки 2 вражеских бомбардировщика, объятые пламенем, рухнули на землю. В карусели боя Степаненко старается не допустить ошибки, не проявить поспешности. Помня наставления командира, он подходит к вражескому самолёту на дистанцию, когда отчётливо становится видна чёрная паучья свастика на крыльях, затем привычно поднимает нос своего краснозвёздного «Харрикейна», накладывает перекрестие прицела на мотор «Юнкерса» и нажимает гашетки. Он сблизился настолько, что промахнуться было уже нельзя. Реактивные снаряды поразили вражеский самолёт между кабиной и плоскостью. Степаненко отчётливо видит, как бомбовоз, разваливаясь на куски, устремился в свой последний путь к земле.

— Молодец, Ваня ! Поздравляю…

В наушниках слышались ещё какие-то слова одобрения, но Степаненко увидел в этот момент, что на самолёт Рязанова коршуном набросился «Мессер». Иван сделал стремительный переворот через крыло и прицельной очередью преградил путь врагу. Едва не наткнувшись на огненную трассу, фашистский лётчик отвалил в сторону.

Первая победа ! Она окрыляет любого. Однополчане горячо поздравляли его с открытием боевого счёта.

В конце июля Иван Степаненко испытал новую большую радость. За 87 боевых вылетов и 9 воздушных боев, в которых сбил 2 вражеских самолёта, он был награждён орденом Красной Звезды.

Трудно было Ивану скрыть волнение. Радостью побед ему хотелось поделиться с родными и близкими, но одних уже унесла война, а другие томились в фашистской оккупации. И это ещё больше разжигало в нём чувство ненависти к врагу, звало на новые подвиги.

В августе 1942 года полк получил задачу передислоцироваться на Сталинградский фронт. День и ночь не затихали бои на земле и в небе Сталинграда. По 4 — 5 вылетов в день делали отважные лётчики, в числе многих воздушных бойцов шёл и Иван Степаненко.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB