Как «ночные ведьмы» немцам ад устроили

НА ЗАПАД!

Сразу после освобождения Крыма полк вернулся в свою 4-ю воздушную армию (К.А. Вершинин) в составе 2-го Белорусского фронта (И.Е. Петров), перелетев через всю Украину в Белоруссию, где летом 1944 года начиналось мощное наступление наших войск (операция «Багратион»).

Белоруссия встретила девушек тучами комаров, многим пришлось переболеть малярией. Смоленск уже был освобожден, бои шли в районе Могилева. Летать предстояло в новых условиях – над однообразной лесной, заболоченной равнинной местностью, без ясно видимых ориентиров, с множеством мелких озер и речушек. Погоды не было, шли дожди. Девушки изучали карты и поголовно «заболели» вышиванием. Доставали разноцветные нитки. Красными вышивали маки, а красивые голубые незабудочки получались, если распустить голубые трикотажные кальсоны и вышивать цветочки на тонких летних портянках. Вышивали котят, зайчат, собачек. Из всего этого делали салфеточки, занавесочки, наволочки. Закрывали чемоданы, тумбочки, ящики из-под бомб. По сути, оставались обычными девчонками. Боялись мышей, сочиняли стихи, брали днем в кабину котят, вели дневники и пели песни хором. Плакали, когда что-то не получалось, уткнувшись в грудь своей «мамочке». При перебазировании девушки старались найти аэродром с речушкой или прудом, и как только они переезжали, сразу начиналась большая стирка и мытье голов. Где бы девушки ни жили, даже в самых примитивных, не подходящих для быта условиях, у них всегда было чистенько и уютно. Женское начало брало свое.

Вскоре минская группировка немцев была окружена, передовые части ушли вперед, а немцы разбрелись по лесам и болотам в нашем тылу, большими соединениями и маленькими группами, сдавались в плен или нападали на наши гарнизоны. Девушки не отходили от своих самолетов, спали по очереди. Приходилось все время быть начеку. За освобождение Белоруссии полк был награжден орденом Суворова III степени.

Погибли Таня Макарова и Вера Белик. Две неразлучные подруги, пилот и штурман. Они первые летали бомбить цели в Германии. 25 августа, возвращаясь на базу, были атакованы немецким истребителем уже над нашей территорией. Сгорели в воздухе. Нашли их утром, опознали по орденам, которые превратились в расплавленные железки. Ордена положено было пересылать родным. Похоронили их недалеко от польского городка Остроленка.

В конце лета 1944 года, уже на территории Польши, на самолеты стали устанавливать пулеметы ШКАС, позади штурмана, и девушки стали летать с парашютами. «Ночь-максимум» пришлась на 22 декабря, на старт даже вынесли знамя полка. Полк сделал 324 боевых вылета. Экипажи делали по 16 вылетов за ночь. Было сброшено 60 тонн бомб. Работало всего 15 вооруженцев, по 4 тонны бомб на девушку. В феврале 1945 года фронт подошел к границам Восточной Пруссии. Девушки бомбили врага уже на его земле.

ВЕЗУЧАЯ АНТОНИНА

Так называли в полку Тоню Худякову, гвардии старшего лейтенанта, заместителя командира эскадрильи. Это она разбомбила штаб генерала фон Клейста под Моздоком. Снижаясь над переднем краем, кричала пехоте: «Мы все летаем, все бомбим, а вы все сидите и сидите!» После ее слов пехотинцы поднимались в атаку. Имела твердый характер. Не стеснялась высказывать то, что думает. Она не была ни разу сбита, ни разу не была даже ранена за свои 925 боевых вылетов. Это было не только везение. Тоня привыкла все делать обстоятельно, на совесть. Знала как и учила своих летчиц воевать с умом. Как правильно использовать в полете высоту, скорость и направление ветра, облачность, темную сторону горизонта. Раскрывала тактические приемы, как перехитрить врага: уйти из-под огня зениток и слепящих лучей прожекторов. И все же на 926-м боевом вылете самолет был сбит, Тоня была контужена. Она успела выровнять падающую машину, совершила аварийную посадку и потеряла сознание. Обидно было встречать долгожданную победу в госпитальной палате вместе со штурманом Евгенией Жигуленко…

В ночь с 4 на 5 мая 1945 года девушки бомбили скопление противника в районе немецкой военно-морской базы Свинемюнде на берегу Балтийского моря, а уже днем наши войска с боями овладели городом. Последующие три ночи полк не летал. Погода испортилась, видимость была плохая, сплошной туман – муть, как говорили летчицы. А вечером 8 мая в полку узнали, что войне конец. Девушки смеялись и плакали, целовались и танцевали, палили из своих пистолетов ТТ. Начиналась совсем другая, мирная жизнь. Война научила их никого и ничего не бояться, ценить жизнь, доброту и дружбу, верить в то, что женщина в этой жизни может все. Долго еще девушкам будет сниться ночное небо, слепящие лучи прожекторов, разрывы зенитных снарядов, а внизу – догорающие кострами самолеты боевых подруг.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Вначале в полку было 20 самолетов У-2 и 115 человек личного состава, включая 40 человек летного состава. Затем – 45 самолетов. Добавили третью эскадрилью. Личного состава стало 230 человек, из них летного состава – 80 человек. Закончили войну 36 боевых самолетов ПО-2. За всю войну полк ни разу не отводился на переформирование. Пополнение прибывало, и проходило обучение на месте. Не было ни одного случая аморального поведения. В полку не осталось пропавших без вести. Девушки собрали деньги, и Евдокия Яковлевна Рачкевич проехала по местам боев, где были сбиты самолеты, и с помощью местных жителей установила факты гибели и места захоронений «своих деточек», каждого погибшего экипажа.

За три года боев полк сделал около 24 тыс. боевых вылетов, сбросил на врага около 3 млн кг бомб (2902,98 т). Причем боевой вылет это не просто «взлет-полет-посадка». Вылет считался боевым, если была выполнена конкретная боевая задача, указанная в полетном задании, а результаты подтверждены данными объективного наземного и воздушного контроля.

За три года погибли, умерли от ран и болезней 32 девушки. Для авиаполка это минимальные потери. Это говорит о мастерстве наших летчиц и о надежности наших самолетов.

К званию Героя Советского Союза можно было представлять летчика или штурмана, сделавшего на У-2 500 и более ночных боевых вылетов. В полку подняли планку еще выше. К званию героя стали представлять только тех, кто сделал 600 и более боевых вылетов. Всего 59 пилотов, летавших на У-2 в годы Великой Отечественной войны, удостоились звания Героя Советского Союза, из них 23 девушки 46-го НБАП, причем пять из них – посмертно. После войны еще три девушки стали героями. Две – Героями России и одна – Народным Героем Казахстана. Пять девушек сделали более 700 боевых вылетов, семь – более 800, еще семь – более 900, а гвардии старший лейтенант Ирина Федоровна Себрова сделала 1004 боевых вылета. Более 200 девушек полка были награждены орденами и медалями. Самые опытные, «старики» имели по 5–8 орденов. Командир полка Евдокия Давыдовна Бершанская – единственная женщина, награжденная «За отличную организацию боевых операций, решительность и настойчивость в их проведении» двумя полководческими орденами: орденом Суворова и орденом Александра Невского.

ЕДИНСТВЕННЫЙ В ЖЕНСКОМ РОДЕ

В чем же секрет таких феноменальных результатов? Долгие годы за рубежом считалось, что единственный в мире женский авиаполк – это миф, полуправда, плод советской пропаганды, в реальной жизни такое невозможно. Иностранцы никак не могли взять в толк, зачем девушке идти на войну. Но факт подтверждается документами, свидетелями и самими немцами.

Версия псевдоисториков – примитивная, банально-пошлая – о том, что награды, ордена и звания получались «через постель» (изложена в книге 2005 года издания, упоминать название которой – много чести), рассматривалась в суде как клевета. Но все объясняется гораздо проще. В отличие от мужчин девушки не были кадровыми военными и не испытывали «святого трепета» перед различного рода положениями устава и инструкций. Конечно, они «стойко переносили тяготы и лишения военной службы», пытались строем ходить в столовую, обращаться друг к другу по-уставному, несли службу нарядов, аккуратно вели штабное делопроизводство, строго соблюдали режим секретности. Но главное для них было дело, практическая целесообразность, конечный результат любой ценой.

Девушки воевали по своим, женским понятиям, исходя из своей, женской логики. Разработали свой «кодекс чести». Освоили бригадный метод подготовки самолетов. Техники и вооруженцы не разбирали, чей самолет заходит на посадку, набрасывались все, как пчелки, из которых каждая четко знала, что нужно делать. Вооруженцы не стояли в очереди на складе боеприпасов, заранее, вопреки запретам, подтаскивали бомбы к месту посадки самолета. Техники готовили машину к полету, одновременно подвешивались бомбы, в нарушение всех инструкций таскали ведрами и заливали бензин, не дожидаясь, пока подъедет топливозаправщик. Самолет взлетал уже через 5–8 минут.

В период распутицы они не ждали, когда подвезут бомбы и бензин, подсохнет взлетная полоса. Ломали сараи и заборы, из досок строили узкие полосы-дорожки, с которых ухитрялись взлетать и садиться, каждый раз с риском для жизни. Строжайше соблюдались меры противопожарной безопасности. Открытый огонь отсутствовал. Девушки попросту не курили и не пили. Свои фронтовые 100 грамм они сливали в бутылочки и использовали как «магарыч» для решения бытовых вопросов.

Вначале, по своей наивности, они обобщили свой «положительный опыт» и отправили вышестоящему командованию. Последовал нелестный приказ, в котором командиру полка и старшему инженеру объявлялся выговор за нарушение инструкций. Но девушки продолжали воевать по-своему, а командование не стало закручивать гайки: результативность ночных бомбежек была достойна самой высокой оценки. А главное было – победить в этой войне любой ценой.

ЭПИЛОГ

Директивой начальника штаба Красной армии от 15 октября 1945 года № 10-14080 46-й Гвардейский Таманский Краснознаменный, ордена Суворова ночной бомбардировочный авиационный полк был расформирован, но девушки решили сохранить святое для каждой «боевое братство». Накануне расставания, перед тем, как разъехаться, девушки обменялись адресами, договорились сохранить боевую дружбу и до конца соблюдали эту традицию. Дважды в год, 2 мая и 8 ноября, с 12 до 14 часов боевые подруги встречались в сквере у Большого театра. «Деточки мои, – говорила Евдокия Яковлевна Рачкевич, замполит полка, – я самая многодетная мать Советского Союза».

Приходили родители погибших девушек, бывшие учителя, одноклассники, друзья. Им было о чем поговорить, что вспомнить. Зачитывали письма подруг, тут же сочиняли ответы. Евдокия Бершанская вышла замуж за командира «братского» 889-го НБАП, воевавшего на таких же У-2 по соседству. Их примеру последовали многие девушки, связав свою судьбу с «братцами» из соседнего полка. Евдокия Давыдовна активно работала в Комитете советских женщин и в Комитете ветеранов войны. Некоторые остались в профессии.

Марина Чечнева еще три года после войны служила в ВВС. Летала вместе с мужем, летчиком-штурманом Константином Давыдовым, тоже Героем Советского Союза, на тяжелых бомбардировщиках. Вернулась в Центральный аэроклуб ДОСААФ. Обучала будущих пилотов. Заслуженный мастер спорта СССР. Установила рекорд скорости на самолете Як-18. Ведущая авиагруппы на послевоенных воздушных парадах. Кандидат исторических наук, автор ряда книг о боевых подругах.

Евгения Жигуленко продолжила службу, летала штурманом на Дальнем Востоке. Окончила ВГИК, стала кинорежиссером, сняла фильмы: «Одни сутки из тысячи» (1976), «В небе ночные ведьмы» (1981) и «Без права на провал» (1984). Была ведущей «Голубого огонька» (1975), инициатором «Праздников песни» в городе Сочи.

Надежда Попова и летчик-истребитель Семен Харламов, возможно, так никогда и не встретились бы, если бы их не сбил в тот день немецкий истребитель. После войны они поженились, но днем бракосочетания считали 10 мая 1945 года, когда вдвоем расписались на стене Рейхстага в Берлине. Звание Героя Советского Союза им тоже было присвоено в один день, одним приказом.

Рая Рюшина стала пилотом-геологом. Вера Тихомирова летала на международных рейсах. Ирина Ракобольская вернулась в МГУ, занималась физикой космоса. Защитила докторскую, написала учебник, стала профессором. Многие стали врачами, переводчицами, педагогами.

На встрече с нашими летчицами французские летчики-истребители из полка «Нормандия–Неман», пораженные храбростью и отвагой «воздушных амазонок», говорили: «Если бы можно было собрать цветы всего мира и положить их к вашим ногам, то даже этим мы не смогли бы выразить свое восхищение советскими летчицами».

В последние годы в сквере у Большого театра собираются уже дети, внуки и правнуки прославленных летчиц, доказавших всему миру, что наши женщины могут все. Жизнь продолжается.

автор: Виктор Медведев

источник: nvo.ng.ru

AesliB