Иван Тимофеевич Спирин. Полёт сквозь эпоху

Стоит отметить и героизм механиков в этом полёте: когда возникла угроза перегрева и отказа левого двигателя из-за внезапно возникшей течи, они, стараясь понапрасну не беспокоить остальной экипаж, занялись исправлением течи. Прорезав дыру в крыле под мотором, они собирали протекающую воду и выливали её обратно в мотор, параллельно исправляя причину течи.

В 1937 году Спирин И.Т. дважды участвовал в экспедициях на Северный полюс, являясь флаг-штурманом первой в мире воздушной экспедиции на Северный полюс.

За выполнение задания правительства и героизм в Северной экспедиции комбригу Спирину И.Т. было присвоено звание Героя Советского Союза.

С сентября 1938 года Спирин – начальник факультета авиационных штурманов Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского, доктор географических наук, профессор.

Военные годы

Спирин был активным участником боевых действий в войне с Финляндией 1939-1940 годов, командовал боевой авиационной группой дальнего действия (140 самолетов) в составе ВВС 9-й армии. В боях он участвовал в качестве пилота бомбардировщика, в отличие от всех дальних перелётов, где он был штурманом. В своей книге «Записки военного лётчика» он упоминает только один эпизод личного участия в боевых действиях, однако указывает, что боевые вылеты в период боевых действий происходили каждую ночь с сумерек и до самого рассвета.

В 1941 году война застала его руководителем Второй Ивановской школы штурманов. Подготовка летного состава для ВВС совмещалась с регулярными командировками на фронт. Участвовал в обороне Москвы и в нанесении ударов по тылам противника. За время руководства школой было выпущено около 1000 экипажей (4000 тысячи человек). В своих воспоминаниях Спирин очень высоко оценивает действия выпускников своей школы. В качестве доказательства их мужества и стойкости он приводит историю того, как штурман Корин, будучи тяжело раненым, не позволял себе потерять сознание и продолжал вести звено в течение трёх часов, и лишь увидев вдалеке огни родного аэродрома, позволил себе отдохнуть.

С октября 1944 года и до окончания войны Иван Тимофеевич — командир 9-го гвардейского авиационного корпуса, который входил в состав 18-й воздушной армии Ставки ВГК и выполнял специальные задания по перевозке людей и грузов с тыловых баз на передовые аэродромы фронтов. Авиационное соединение под командованием Спирина И.Т. успешно справилось с поставленными перед ними задачами. Некоторые части корпуса при перевооружении на новые типы самолетов были подготовлены к боевым действиям ночью и в сложных метеоусловиях. За проявленное мужество, умелое руководство авиационными частями и соединениями генерал-лейтенант авиации Спирин И.Т. был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

Послевоенные годы и военная кафедра МФТИ

После окончания войны Спирин продолжал руководить Ивановской школой штурманов (до 1948 года), с мая 1949 года он — начальник специального отделения, а с февраля 1950 года назначен начальником специального факультета Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского. С ноября 1952 года — заместитель начальника штурманского факультета академии. В 1955 году вышел в отставку.

Жил в Москве: работал, активно участвовал в общественной жизни страны и города. На основе богатейшего жизненного и профессионального опыта написал интересные книги об отечественной авиации. В дальнейшем жизнь связала его с Московским физико-техническим институтом, в стенах которого оставил яркую память, особенно в становлении и развитии военной подготовки, что в дальнейшем определило стратегию роста военной кафедры.

Военная кафедра МФТИ образована постановлением Совмина СССР от 29 июля 1954 года и приказом министра обороны СССР от 4 апреля 1955 года. Первым начальником военной кафедры был назначен кандидат технических наук, доцент, инженер-полковник, участник Гражданской и Великой Отечественной войны Забродин Павел Иванович, который до назначения был заместителем начальника военной кафедры МАИ. 1-го июля 1957 года, после откомандирования инженер-полковника Забродина П.И. в распоряжение командующего ВВС МВО, начальником военной кафедры назначается Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации в отставке, доктор географических наук, профессор Спирин Иван Тимофеевич. Назначение состоялось по приказу директора (ректора) МФТИ после согласования его кандидатуры с главкомом ВВС маршалом авиации Вершининым К.А. с должности начальника авиационного отдела Арктического НИИ. На тот период военная подготовка осуществлялась по 5 профилям, 3 из которых — ВВС, 1 — ВМФ, 1 — артиллерия. Соответственно, весь этот комплекс специальностей создавал серьезные трудности в организации учебного процесса. Многих специалистов нужной квалификации на кафедре не было, все учебные площади военной кафедры составляли 108 кв. метров, учебно-материальная техническая база (УМТБ) — только на уровне создания. С 1958/59 учебного года прекратилась подготовка офицеров запаса для ВМФ и артиллерии и по некоторым специальностям ВВС. Учебный план, предложенный Спириным И.Т. дирекции (ректорату) МФТИ 15.08.1958 года, носил компромиссный характер.

Как оказалось, это был выжидательный тактический ход, сделанный начальником военной кафедры для нормализации обстановки. Поскольку в институте велась нешуточная борьба по основным принципам организации учебного процесса на военной кафедре и количеству учебных часов, отведенному на военную подготовку. Однако уже в этом году был сформирован летный отряд, имевший в своем составе 3 самолета Як-18 и 3 самолета Як-18У. Конечно, легко сказать, сформирован, но какой нужно преодолеть барьер военной и гражданской бюрократии, чтобы поставить на «крыло» эту войсковую мини-часть!.. Непосредственное участие в решении задач по формированию летного отряда и становления военной кафедры принимал директор (ректор) института генерал-лейтенант ИТС Петров И.Ф., с которым у Спирина И.Т. отношения были хорошие и строились на деловой основе. В результате совместной работы на 1959/60 учебный год министром обороны СССР для МФТИ было установлено только 2 профиля военной подготовки для ВВС, в июне 1959 года были проведены первые специальные учения студентов 4-го курса, организованы тренировочные полеты студентов аэромеханического факультета на самолетах с двойным управлением с институтского аэродрома «Тайнинская» (пригород Мытищ). Осенью 1959 года с согласия директора (ректора) института Петрова И.Ф. профессор Спирин И.Т. подготовил проект письма министру обороны СССР с просьбой установить для выпускников МФТИ военную квалификацию «военный инженер физик-исследователь». Это письмо за подписью министра ВССО СССР Елютина В.П. 16.12.1959 г. направлено министру обороны СССР Малиновскому Р.Я., приказом которого от 27.07.1960 г. для МФТИ были установлены предложенные И.Т. Спириным новые профили военной подготовки студентов. В сентябре 1960 года был организован и успешно проведен первый выпускной экзамен по военной подготовке для студентов 5-го курса 1955 года приема. В это время кафедра располагала относительно подготовленным для проведения занятий со студентами преподавательским составом. Из 18 штатных преподавателей половина имели ученые степени и звания, средний возраст преподавателей составлял 46 лет. В апреле 1960 года НТК ВВС положительно рассмотрел вопрос об участии военной кафедры в госбюджетной НИР.

С образованием 17 декабря 1959 года нового вида ВС СССР, Ракетных войск стратегического назначения, директор (ректор) МФТИ Петров И.Ф. и начальник военной кафедры Спирин И.Т. направляют письмо Главному маршалу артиллерии Неделину М.И. с предложением вести подготовку офицеров запаса для РВСН. Положительный ответ на это предложение был изложен в документе, подписанном заместителем главкома генерал-лейтенантом Тонких Ф.П. 14.10.1960 года. Данное решение отвечало духу времени и давало возможность готовить офицеров запаса по наукоемким специальностям для нового вида вооруженных сил. Но реализовать эти идеи пришлось его соратникам. 4 ноября 1960 года генерал-авиации Спирин И.Т. скоропостижно скончался. Он похоронен в г. Москве на Введенском кладбище.

Сохранились примечательные свидетельства личных качеств Ивана Тимофеевича. Он был прост в общении и доступен для окружающих, не любил наказывать подчиненных, если можно было ограничиться строгим внушением. Невысокого роста, коренастого генерала уважали студенты и сотрудники, любили многие профессора института.

Иван Тимофеевич Спирин. Полёт сквозь эпоху

Открытие именной аудитории на военной кафедре МФТИ

Генерал-лейтенант авиации Спирин Иван Тимофеевич был выдающимся человеком. Поставив себе цель стать авиатором, он не только достиг её, но и оказал огромное влияние на формирование тогда только зарождавшейся науки ориентирования в воздухе. Он был одним из тех людей, кто разрабатывал и испытывал приборы, без которых сейчас полёт кажется немыслимым. В компании таких же бесконечно храбрых людей он покорял расстояния, которые тогда казались фантастическими для одного перелёта. И в такой же компании они продемонстрировали надежность отечественной техники и искусства самолетовождения, высадившись на Северном полюсе. В военные годы непосредственно принимал участие в боевых действиях, грамотно командовал авиационными соединениями и готовил авиационные кадры для фронта. Пять раз попадал в авиационные катастрофы: горел, падал, врезался в болото, но чудом оставался жив, хотя ломал ногу, бедро, ключицу, ребра. Налетал около 9000 часов. И даже после выхода на пенсию, когда он пришёл заниматься, казалось бы, всего лишь военной кафедрой бывшего факультета МГУ, он выстроил уникальную систему военной подготовки вплоть до обучения студентов искусству пилотирования настоящих самолётов! Вот насколько деятельным и влиятельным человеком был Иван Тимофеевич. Таких людей нужно помнить, уважать и стремиться быть похожими на них в любом возрасте.

На углу Тверской улицы, рядом с Белорусским вокзалом, установлена мемориальная доска в память об Иване Тимофеевиче Спирине. Именем Спирина И.Т. названы улицы в Коломне, Москве и Кагуле (Молдова).

Коллектив военной кафедры Московского физико-технического института бережно хранит память о герое. В здании учебного корпуса факультета аэродинамики и летательной техники открыта именная аудитория профессора Спирина И.Т. Его жизненный путь — яркий пример ответственного и добросовестного отношения к делу, героический след которого оставлен в истории нашей Родины.

авторы: Летуновский С.В., Кривчанский Н.И

источник: topwar.ru

AesliB