История жизни Аркадия Райкина

В 1950 году Райкин расстается с драматургом Поляковым. Но в театре по-прежнему один за другим выходят спектакли «Человек-невидимка», «Белые ночи», «Любовь и три апельсина». В них Райкин становится намного злее как сатирик.
Первые зарубежные гастроли театра состоялись в конце 1950-х годов. Успех за рубежом был такой же триумфальный, как и на родине.

В 1964 году на английском телевидении был снят фильм о Райкине и его театре. Критик лондонской газеты «Таймс» писал об этом телефильме «Би-би-си впервые показало нам прославленного русского комика Аркадия Райкина. Это было настоящее зрелище, подлинное открытие, такое выступление, которого мы не видели давно. Одна из самых больших заслуг Райкина состоит в том, что он представляет собой полную противоположность отвратительным, «смешным до тошноты» комикам, которых мы в таком изобилии импортируем из Соединенных Штатов. У Райкина есть что-то от Чарли Чаплина удивительная способность живо и наглядно выражать эмоции, способность создавать образы, которые не нуждаются в пояснении. Мне никогда не приходилось видеть такой игры!»

Впервые Райкин и Жванецкий познакомились в I960 году в Ленинграде. Жванецкий тогда учился в Одесском институте инженеров морского флота и много времени посвящал самодеятельности. В 1961 году Райкин исполнил первую интермедию Жванецкого, которая называлась «Разговор по поводу». А три года спустя Райкин привлек Жванецкого к работе над новой театральной программой, которая стала называться «Светофор». В этой программе Райкин впервые сыграл миниатюры Жванецкого «Авас», «Дефицит», «Век техники».

И в 1967 году Райкин взял Жванецкого в штат театра, сначала артистом, потом заведующим литературной частью. Но два выдающихся юмориста и сатирика недолго смогли проработать вместе. В начале 1970-х Райкин расстался с Михаилом Жванецким. О том, как это было, вспоминает М. Жванецкий «Однажды в разгар моих успехов директор театра мне сказал «Аркадий Исаакович решил с тобой расстаться». Это был не просто удар, не катастрофа, это была гибель. Я пришел к нему, подложив заявление об увольнении в конец новой миниатюры. Он спокойно прочитал и сказал, подписав «Ты правильно сделал…» Я не хотел говорить ему, каким ударом для меня был разрыв с театром. Мы расстались в отношениях враждебных…
Позднее я что-то еще писал. Но мне было тяжело появляться даже возле театра. Со временем я понял закономерность смены авторов в театре Райкина. Это был естественный процесс развития художника. Каждый автор в этом театре имеет свой век — золотой, потом серебряный, бронзовый… Мы виделись редко, при встречах были фальшиво дружественны. В этом тоже его сила. Он очень сильный человек».

История жизни Аркадия Райкина

Только 1968 году Райкину присвоили звание Народного артиста СССР, после 33 лет непрерывной работы театра и самого Аркадия Райкина, после того, как его театр объездил все уголки Советского Союза.
О последующем нелегком периоде в жизни Аркадия Райкина вспоминает Л. Сидоровский «…Спектакль «Плюс-минус» был впервые показан на невских берегах весной 1970-го. В ту весну, как известно, пышно отмечалось столетие со дня рождения Ленина, и Райкин, отталкиваясь от этой даты, решил сотворить действо особой остроты, особого накала… Артист стремительно выбегал на сцену и с ходу начинал монолог «Остроумная манера писать состоит, между прочим, в том, что она предполагает ум также и в читателе…» В зале — звенящая тишина… А артист после секундной паузы добавляет «Владимир Ильич Ленин. «Философские тетради»…

Этот монолог сочинил сатирик, писатель Леонид Лиходеев, причем он нашел у Ленина еще несколько таких же, никому в зале не известных цитат, которые тогда, в семидесятом, ревностным охранителям «системы» казались прямо-таки «контрреволюцией»…

Спектакль зрители принимали восторженно… Но осенью как-то заявился в столичный Театр эстрады секретарь Волгоградского обкома партии, и ему очень не понравилось, что говорит со сцены Райкин и как на это реагирует народ. Разгневавшись, вмиг накатал в ЦК донос, и оттуда столь же быстро последовало в театр распоряжение «Первый ряд не продавать!» И каждый вечер стала располагаться на тех стульях комиссия…

Аркадий Исаакович позже мне рассказывал «Костюмы одинаковые, блокноты одинаковые, глаза одинаковые, лица непроницаемые… Все пишут, пишут… Какая тут, к черту, сатира Какой юмор..»

А через неделю вызвали артиста в ЦК, и там небезызвестный Шауро стучал по столу кулаками и советовал Райкину «поменять профессию»… У Райкина случился инфаркт, после которого он стал совершенно седым.

В Москве и Ленинграде ему запретили выступать. Театр отправили на длительные гастроли в Петрозаводск. Лишь в 1971 году Райкин вернулся в Ленинград — приближалось его 60-летие.

О продолжавшихся неприятностях Аркадий Райкин вспоминал «Была запущена такая сплетня будто я отправил в Израиль гроб с останками матери и вложил туда золотые вещи! Впервые я узнал это от своего родственника. Он позвонил мне в Ленинград и с возмущением рассказал, что был на лекции о международном положении на одном из крупных московских предприятий. Докладчика — лектора из райкома партии — кто-то спросил «А правда ли, что Райкин переправил в Израиль драгоценности, вложенные в гроб с трупом матери» И лектор, многозначительно помолчав, ответил «К сожалению, правда».

Жена тут же позвонила в райком партии, узнала фамилию лектора и потребовала, чтобы тот публично извинился перед аудиторией за злостную дезинформацию, в противном случае она от моего имени будет жаловаться в Комитет партийного контроля при ЦК КПСС — председателем его тогда был А.Я. Пельше. Ее требование обещали выполнить и через несколько дней сообщили по телефону, что лектор был снова на этом предприятии и извинился по радиотрансляции. Якобы этот лектор отстранен от работы.

Хочется верить, что так оно и было на самом деле. Но на этом, к сожалению, не кончилось. Я в очередной раз слег в больницу. Театр уехал без меня на гастроли. И вот удивительно, всюду, куда бы наши артисты ни приезжали, к ним обращались с одним и тем же вопросом «Ну, что же шеф-то ваш так оплошал Отправил в Израиль…» Словом, всюду — в Москве, Ворошиловограде — одна и та же версия. Считали, что я не участвую в гастролях отнюдь не из-за болезни. Что чуть ли не в тюрьме…
Выйдя из больницы, я пошел в ЦК, к В. Ф. Шауро.

История жизни Аркадия Райкина

— Давайте сыграем в открытую, — предложил я. — Вы будете говорить все, что знаете обо мне, а я о вас. Мы оба занимаемся пропагандой, но не знаю, у кого это лучше получается. Вы упорно не замечаете и не хотите замечать то, что видят все. Как растет бюрократический аппарат, как берут взятки, расцветает коррупция… Я взял на себя смелость говорить об этом. В ответ звучат выстрелы. Откуда пошла сплетня Почему она получила такое распространение, что звучит даже на партийных собраниях
Он сделал вид, что не понимает, о чем речь, и перевел разговор на другую тему. Но самое смешное — это помогло. Как возникла легенда, так она и умерла…»

В 1974 году Центральное телевидение наконец обратило внимание на Райкина. С его участием начались съемки сразу двух телефильмов «Люди и манекены» (чеытырехсерийный фильм) и «Аркадий Райкин».

В 1980 году Райкину была присуждена Ленинская премия. В 1981 году он удостоился звания Героя Социалистического Труда.
Со своей женой Аркадий Исаакович прожил без малого 50 лет. Жили душа в душу, как говорится, но все же иногда случались и ссоры.

Под конец жизни Райкин решил сменить место своего жительства — переехать вместе со своим театром в Москву. Он обратился к Л.И. Брежневу (с которым встречался во время войны на Малой земле) с просьбой о переводе Ленинградского государственного театра миниатюр в столицу. Райкин мотивировал свое желание переехать тем, что сын Константин и дочь Екатерина давно живут в столице (Екатерина Райкина тогда работала в Театре имени Вахтангова и была замужем за Юрием Яковлевым). Жена Райкина к тому времени была тяжело больна, у нее случился инсульт, и она подолгу лежала в московских клиниках. Брежнев пообещал помочь с переездом.

В 1981 году театру Райкина было разрешено переехать в Москву, для театра было выделено помещение — кинотеатр «Таджикистан». И меньше чем через год после переезда появился новый спектакль, теперь уже московского театра Райкина «Лица» (1982), а в 1984 году — «Мир дому твоему».

В свои 70 лет Райкин работал на сцене довольно неплохо. Но бывали все же и курьезы (он начинал забывать на сцене текст), об одном из них рассказывает В. Михайловский «Была у нас миниатюра про доярку, которую послали в Париж делиться опытом. Выходит Райкин на сцену и говорит «Поехали наши на выставку и взяли с собой доярку с аппаратом, чтобы она показывала, как надо давать…» Тут Райкин задумался и поправился «То есть доить…» И зал, и все за кулисами легли от хохота. Но самое страшное — сам Аркадий Исаакович чуть не вдвое согнулся и вот-вот расхохочется. Он ведь очень был смешливый, из-за ерунды смеялся до слез и не мог остановиться»…

История жизни Аркадия Райкина

Незадолго до смерти Райкин поехал в турне по Америке. Говорил на сцене он уже довольно плохо и тихо, но все равно это был тот самый, всеми любимый Райкин, которого, естественно, все русскоязычные американцы прекрасно знали. И где бы Райкин ни выступал, везде, как только он появлялся на сцене, зрители в зале вставали и начинали плакать, они понимали, что больше живым этого великого артиста уже не увидят.

Скончался Аркадий Исаакович 20 декабря 1987 года на 77-м году жизни.

источник: www.tonnel.ru

AesliB