Гроза фашистов Михаил Баранов

Любимец 183-го истребительного авиаполка. После яростного боя 6 августа 1942 года, в котором ему удалось сбить 4 самолёта противника, Баранов стал любимцем всей страны. Худенький 20-летний мальчишечка радостно...

Любимец 183-го истребительного авиаполка. После яростного боя 6 августа 1942 года, в котором ему удалось сбить 4 самолёта противника, Баранов стал любимцем всей страны. Худенький 20-летний мальчишечка радостно смотрит на нас с фотографий первых военных лет. Меньше всего в нём видится грозный воздушный боец, скорее, весёлый заводила, выдумщик, шутник и организатор смешных проказ. Но мальчишечка был виртуозным лётчиком, мастером воздушной стрельбы, получившим от Бога не только редкостные физические качества, но и талант тактика. Известно, что за ним специально охотились немцы. Их асы были много опытнее Михаила, авиация Германии в то время господствовала в воздухе, а новые модификации вылизанных «Мессеров» превосходили его «Як» по многим параметрам, но сбить его под Сталинградом им так и не удалось…

Гроза фашистов Михаил Баранов

Он родился под Петроградом в деревне Горки в октябре 1921 года. После семилетки работал на Кировском заводе в Ленинграде и учился в аэроклубе. Его инструктор Г. Хорт был одарённым лётчиком; недаром вместе с Михаилом аэроклуб закончили такие впоследствии яркие лётчики — истребители, как Николай Козлов и Михаил Комельков. Вместе со своими товарищами Баранов был направлен в Чугуевское военное училище лётчиков, которое успешно окончил в 1940 году.

…Свою первую победу молодой лётчик одержал 22 сентября 1941 года, сбив истребитель Ме-109. Радость его была беспредельна. Он улыбался, потирал руки и говорил сам себе: «Ура ! Есть один ! Молодец, Миша ! Угробил гада ! Читай газеты, мама, читай газеты !».

Когда он после своей первой победы возвращался на аэродром, неожиданно вблизи него появились 4 вражеских истребителя. Они шли наперерез. Горючее было на исходе. И тут произошло неожиданное. Баранов резко бросил машину в сторону противника и ринулся им навстречу. «Мессеры» шарахнулись врассыпную, ошеломлённые дерзким маневром советского лётчика.

Вскоре он сбил ещё 2 самолёта и осенью 1941 года был награждён орденом Красного Знамени, а вскоре — вторым.

К концу октября 1941 года, после захвата Мириуполя и Таганрога, южная группа немецких войск готовилась к широкому наступлению на Ворошиловградском, Шахтинском и Ростовском направлениях. Главным из них было последнее, ибо Ростов рассматривался противником как «ворота» на Кавказ с его богатейшими месторождениями нефти.

В период, предшествовавший новому наступлению немецких войск, наши лётчики наносили удары по скоплениям их живой силы и техники, активно вели воздушную разведку. Можно привести десятки примеров мужества и высокого боевого мастерства наших авиаторов, показанных в те дни.

8 ноября 1941 года в районе Ново — Московское командир звена 183-го истребительного авиационного полка старший лейтенант М. Д. Баранов сбил вражеский корректировщик «Хеншель-126».

Гроза фашистов Михаил Баранов
На обратном пути он был встречен 4 Ме-109. Михаил, не раздумывая, пошёл в атаку и меткой очередью сбил одного «Мессера». Остальные Ме-109 поспешили выйти из боя и удалились на запад.

24 декабря, при возвращении из разведки, Михаил Баранов сбил бомбардировщик Ju-88. Экипаж его выбросился на парашютах и был взят в плен. Отважный лётчик совершил в те дни немало подвигов. Отличился он и в воздушных боях на дальних подступах к Сталинграду. Ежедневно Михаил совершал по 4 — 6 боевых вылетов на прикрытие переправ через Дон и боевых порядков войск, на сопровождение штурмовиков и разведку. В одном из вылетов его звено обнаружило на вражеском аэродроме большое скопление самолётов. Атаковав этот аэродром, истребители уничтожили 7 вражеских машин. После возвращения из разведки Баранов доложил командованию результаты полёта и предложил направить на аэродром штурмовики, а затем сам повёл их к цели. Во время удара по аэродрому он лично уничтожил 3 самолёта и 2 зенитных орудия. Четвёртый вражеский самолёт отважный лётчик уничтожил уже в воздухе.

Гроза фашистов Михаил Баранов
Поздравление с очередной победой…

А потом пришла беда. Возвращаясь с боевого задания, Михаил наткнулся на пятёрку вражеских истребителей. Боеприпасы были на исходе, но лётчик принял неравный бой. Последней очередью прошив вражеский самолёт, тут же почувствовал тупую боль в ноге и увидел, что его машина горит. При приземлении на парашюте толчок о землю пришёлся на раненую ногу и он потерял сознание. С большими трудностями более 2-х недель выходил он с оккупированной территории, пробираясь к «своим», по-дороге застрелил вражеского солдата.

И вот наконец госпиталь. Приговор врачей был однозначен — ампутация ноги. Но отважный лётчик его отверг. Перенеся несколько тяжёлых операций, Баранов вновь возвратился в строй.

Но особенно отличился Михаил Баранов чуть позже — в период боёв уже непосредственно за Сталинград. Воевал он смело и граммотно, а в одной из схваток сбил известного немецкого аса.

Уже к июню 1942 года Михаил совершил 176 боевых вылетов и сбил в воздушных боях 20 вражеских самолётов. Ещё 6 — уничтожил на аэродромах. Вспоминая о тех днях, Герой Советского Союза Иван Иванович Пстыго писал:

«В те дни загремела, я не боюсь этого слова, зажглась звезда боевой славы заместителя командира эскадрильи старшего лейтенанта Михаила Дмитриевича Баранова. С нами рядом воевал их 183-й истребительный авиационный полк. Мы подолгу стояли на одних аэродромах. И Баранов нередко сопровождал меня во время боевых вылетов. Он защищал нас, штурмовиков, от истребителей противника преданно и умело.

Среднего роста, с виду не богатырь, с веснушками на лице, Баранов был чрезвычайно скромным и даже застенчивым человеком. Сбив истребитель противника, пытавшегося атаковать штурмовиков, вечером, обычно за ужином ( столовая у нас была совместной ), Михаил нередко просил подтвердить свою работу. Мы всегда это выполняли с охотой и воодушевлением. Как же красиво пилотировал истребитель Баранов ! Да и с вражескими самолётами он дрался красиво.

В одном из полётов на обратном пути от цели домой нам попался немецкий связной самолёт Fi-156 «Шторх» — нечто вроде нашего У-2. Мы решили сбить его, сделали несколько заходов, но всё неудачно. «Шторх» маневрирует, да и летит себе. Баранов наблюдал эту картину и передаёт по радио:

— «Горбатые», отойдите-ка в сторону и смотрите, как бъют эту дрянь !

Мы отошли, а Михаил устремился в атаку и открыл огонь. «Шторх» сразу же вспыхнул и сгорел на земле…

Потом мы долго на досуге обсуждали этот случай. Я любопытствовал у Михаила, а он меня учил — как грамотно брать упреждение, куда целиться и многим другим своим профессиональным «тайнам» воздушного боя. Школа Баранова пригодилась, пошла в прок.

Гроза фашистов Михаил Баранов
Доклад Баранова о новой победе…

Михаил всегда умел завоевывать тактическое превосходство над противником, даже если тот имел численное преимущество. Его выражение: «Истребитель не считает противника, а бьёт его» — стало крылатым. К концу августа 1942 года Баранов имел уже на боевом счету 24 сбитых самолёта противника. Это был, конечно, большой мастер своего дела, настоящий ас !

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector