Главком сильнейших в мире ВВС

Ещё при назначении первым заместителем Главкома начала реализовываться исключительная одарённость П.С. Кутахова, как инженера широкой квалификации. Это проявлялось, прежде всего, в работе по принятию на вооружение и эксплуатации новых систем вооружений, новых единиц авиационной техники. Во многом благодаря его технической хватке, точности оценок и требований, настойчивости, трудолюбию, при народной поддержке, удалось возродить мощь советских ВВС, в значительной степени утраченную при Хрущёве. А впоследствии и поднять боевую мощь СССР до максимального в своей (да и в мировой) истории уровня: свыше 13 тысяч боевых самолётов и 6 тысяч вертолётов насчитывали ВВС к середине 80-х годов! При нём был поднят в воздух первый серийный Ту-160 и опытный Ка-50, при его неустанном внимании и контроле были приняты на вооружение Ту-22М2 и М3, Ту-95МС, Су-24 и Су-25, Су-27, МиГ-23 и МиГ-25, МиГ-29 и МиГ-31, Як-38 и Ил-76, Ми-24 и Ми-26, Ка-25 и Ка-27, созданы системы авиационной техники, часто превосходящие лучшие мировые образцы, разработаны эскизные проекты новых, вовсе не имеющих аналогов в мире, мощнейших систем авиационных и ракетных вооружений.

Основным и исключительным интересом Павла Степановича всегда оставалась работа – служение Отечеству. На какие-либо хобби, развлечения, порой даже на отдых его уже просто не хватало.

Это был человек, буквально живший проблемами, задачами, перспективами отечественной военной авиации, — подчёркивают Генеральные конструктора дважды Герой Социалистического Труда Г.В. Новожилов и Герой Российской Федерации С.В. Михеев.

«Работал главком – без преувеличения – с запредельным напряжением, не чуя ни времени суток, ни бремени лет. Рядом с ним «тише» работать было нельзя», — писал один из соратников П.С. Кутахова, командующий Дальней авиацией, а позднее заместитель Главкома Герой Советского Союза В.В. Решетников.

Имя Павла Кутахова навсегда останется примером служения Родине, когда в условиях мирного строительства, упорного взвешенного и последовательного труда на благо укрепления обороноспособности, была создана боевая мощь, надёжно удержавшая агрессора от прямого военного вызова. В итоге противник перешёл на путь последовательного (не всегда прямого материального) подкупа отдельных фигур из советского руководства, раскола страны, изощрённого науськивания на государствообразующую Россию некоторых смежных территорий, попытки создания нового «санитарного кордона»… Вся эта, с позволения сказать «политика», велась в условиях информационной войны, ведь большую часть войны «холодной», то что касалось создания новых средств вооружений, противник к тому времени проиграл.

Главком сильнейших в мире ВВС

Кутахов,Косыгин, Дементьев, Брежнев, Гречко, Подгорный, Ильюшин, Кубинка 1971.

Павлу Степановичу довелось «тянуть свою лямку» до конца. Ему не выпало ни года, ни, наверное, даже месяца, чтобы подвести какие-то итоги. Кроме того, он был, прежде всего, человек военный, то есть дисциплинированный, а предмет, которым он занимался, был в высшей степени секретен, что исключало какие-либо, даже сугубо личные заметки на служебную тему. Весьма характерно, что сегодня, во втором десятилетии XXI века, целый ряд вопросов авиационных вооружений, которыми занимался ещё П.С. Кутахов более тридцати лет назад, вновь стоит на повестке дня и настоятельно требует скорейшего разрешения.

Павел Степанович пробыл на своём посту почти 16 лет, с марта 1969 по конец ноября 1984 года – срок рекордный для Главкома ВВС.

…C 1981 года на вооружение начали поступать истребители XXI века – МиГ-31. Эта машина была способна на расстоянии до 200 км (сегодня до 350 км) обнаружить до 24 целей и автоматически атаковать дальними ракетами «воздух-воздух» четыре (сегодня восемь, впоследствии 10) приоритетных целей. Основой системы управления вооружением МиГ-31 – «Заслон», является уникальная РЛС с фазированной решёткой. В начале 90-х РЛС была доработана в отношении дальности и разрешающей способности, образовав новую систему управления вооружением «Заслон-М», принятую на вооружение в 2008 году. Модернизирован также и сам самолёт: увеличена дальность, проведена работа по снятию скоростных ограничений.

МиГ-31 было выпущено более 500 штук. В своё время он составлял элемент «конвейера» ПВО (взлёт-подход-работа-возвращение – перезарядка, заправка), способного в длительном непрерывном режиме осуществлять непрерывную оборону рубежей страны, уничтожая более 90 процентов воздушных целей.

Главком сильнейших в мире ВВС

А.Н. Косыгин и П.С. Кутахов у МиГ-23

Фронтовыми истребителями советских ВВС являлись Су-27, с 1982 года поступающий в авиационные части и МиГ-29, принятый на вооружение в 1983 году.

Маневренность Су-27, в частности, знаменитая «кобра» выполняемая В. Пугачёвым, произвела на иностранных наблюдателей в Ле-Бурже и в Фарнборо, впечатление разорвавшейся бомбы, чему автор был непосредственным свидетелем.

В то же время Су-27 способен брать на борт до 9 т. боевой нагрузки.

Ударный ракетоносец Ту-160 стал «лебединой песней» советских ВВС. Этот самолёт, с двухмаховой скоростью, на высоте до 30 км, способен нести 12 крылатых ракет Х-55 или Х-555 или 24 сверхзвуковые ядерные ракеты Х-15С, способные поражать удалённые цели с высокой точностью.

В состав Военно-воздушных сил США в 1985 году входили около 9000 боевых самолётов и вертолётов, из них около 2000 – в резерве. В число самолётов входило 365 тяжёлых бомбардировщиков B-52D, G и H (из них 142 в резерве), 66 средних бомбардировщиков FB-111A, 43 стратегических самолёта-разведчика, около 3000 тактических истребителей F-4, F-15, F-111, штурмовиков A-7A и A-10, самолёты-разведчики RF-4C, самолёты ДРЛО и управления Е-3A, некоторые другие типы самолётов и вертолётов; под командованием воздушно-космической обороны находилось 140 перехватчиков F-106A, около 180 F-4C, D и F, одна эскадрилья РЭБ. В боевом составе военно-транспортной авиации находилось свыше 900 самолётов и вертолётов: 70 тяжёлых стратегических С-5, 234 стратегических С-141, 231 С-130 и 23 транспортно-медицинских С-9. В частях и учреждениях командования подготовки кадров находилось около 1500 учебно-тренировочных самолётов, из них: 680 самолетов Т-37, 731 Т-38, 52 Т-41.

По поводу качества американской техники очень характерно высказывание бывшего Главкома ВВС, генерал-полковника А.Н. Зелина: «В свое время нам говорили, что F-15 – это непревзойденный самолет… А когда мне судьба позволила полетать на последней модификации этой машины F-15Е, мы летали в Рамштейне с генералом Харчевским – он на одной машине, я – на другой, я тогда понял, что даже на МиГ-23МА в то время можно было спокойно драться с этим самолетом. Спокойно».

Конечно, США обладают мощными союзниками, имеющими устоявшиеся авиационные традиции и создавшие собственные типы современных боевых самолётов: французы строили свои знаменитые «Миражи» 2000; немцы, совместно с англичанами и итальянцами – самолёт с крылом изменяемой стреловидности «Торнадо»; англичане – самолёт вертикального взлёта и посадки «Харриер». Однако, в 1985 году союзники могли повысить общую численность современных боевых самолётов западной коалиции не более, чем на 1000 штук.

Когда сегодня Россию упрекают в нарушении неких надуманных правил международного поведения, тем более, трактуемых в духе двойных стандартов, называя её при этом страной, якобы, потерпевшей поражение в «холодной» войне, это кажется автору удивительным.

CCCР потерпел поражение в войне информационной. А в войне «холодной», значительной частью которой была подготовка к войне «горячей», Советский Союз имел преимущество: и по составу могучих РВСН, и по авиации, и даже по вооружению флота.

Американские стратегические ракеты «Минитмен», размещаемые на территории США, вообще были блефом. По оценкам отечественных специалистов, а образцы пороха, на котором летали эти ракеты, у нас уже были, ракета со стартовой массой около 35 т никак не могла иметь дальность в 13 тысяч км. Российская «лёгкая» жидкостная ракета УР-100Н имеет массу за 100 т. То есть американцы могли рассчитывать только на ракеты, стартующие с территорий ближайших союзников: Великобритании, Германии, Турции, и с подводных лодок.

Да, у Советского Союза не было авианосцев, но любая из сотни подводных лодок двух десятков проектов, от 651до 955, называемых «убийцами авианосцев», по самым строгим расчётам специалистов ВМФ, залпом крылатых ракет одного корабля, с вероятностью 0,95 должна была поразить авианосец противника. Ну, а названных лодок у нас было много больше, чем у американцев авианосцев. Точность поражения неприятельских кораблей обеспечивалась космической системой глобальной морской космической разведки и целеуказания — МКРЦ, когда все потенциально опасные цели были поимённо поручены конкретным боевым советским кораблям.

Превосходство в авиации обеспечивалось за счёт таких машин как МиГ-31, Су-27, Ту-22М3 и Ту-160… У американцев машин с аналогичными характеристиками не было вовсе.

Сравнивать В-1В с заявленным стартовым весом в 216 т с Ту-160, с той же скоростью, вздымающим ввысь свои и «чужие» 277 т, не совсем правильно, как и сравнивать FB-111 с максимальной взлётной массой в 54 т и Ту-22М3 с тем же параметром в 126 т. Хотя, конечно, качества боевого самолёта, даже ударного, не определяются только взлётным весом и скоростью.

Главком сильнейших в мире ВВС

П.С. Кутахов, С.Г. Горшков, А.А. Гречко.

Конечно, американцы и их союзники ушли вперёд в создании технических и бытовых средств в условиях живой конкуренции, в том числе тяжёлых, прежде всего пассажирских самолётов, автомобилей, электрооборудования, но на создание средств вооружений, с точки зрения автора, квалифицированных творческих инженеров, «мозгов», у них уже не хватало. Уровень зарплат в военно-промышленном комплексе не превосходил выплаты в частных компаниях, занимавшихся созданием бытовой техники, и большинство талантливой молодёжи делало выбор в пользу последних.

Также, увы, не хватало творцов и в Советском Союзе при производстве легковых автомобилей, различного бытового электрооборудования, средств производства одежды, бытовой техники, продуктов питания… Уровень зарплат при работе на оборонку в СССР был несколько выше, чем в иных сферах народного хозяйства, ну, а о престижности работ нечего и говорить. 70% лучших выпускников сильнейших технических ВУЗов страны (МФТИ, МИФИ, МВТУ, МАИ, МЭИ) шло в оборонную промышленность или в отрасли, крепко с ней связанные. Кроме того, в СССР была создана и отработана великолепная система военной приёмки; равно далёкая от коррупции и близкая к самым современным «завтрашним» техническим решениям, реализованных в целом ряде авиационных проектов, систем ПВО, ПРО, в создании новых систем вооружений. Недаром, одним из главных деяний печально известного министра обороны А. Сердюкова было именно уничтожение военной приёмки.

…Павел Степанович Кутахов стал основателем династии, продолжавшей и продолжающей службу в отечественных ВВС. Его сын, Владимир Павлович Кутахов, стал известным авиационным инженером, специалистом по системам вооружений, доктором технических наук, генерал-лейтенантом авиации. Внук — Павел Владимирович Кутахов – полковник в Министерстве обороны РФ.

автор:Николай Бодрихин

источник: www.stoletie.ru

AesliB