Герой Советского Союза Петр Петрович Дзюба

Родился 12 февраля 1915 года в посёлке Константиновка, ныне город Донецкой области, в семье рабочего. Окончил индустриально — химический техникум в городе Славянск. Работал в железнодорожных мастерских города Харькова, окончил аэроклуб. С 1937 года Петр Дзюба в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

Герой Советского Союза Петр Петрович Дзюба

С июня 1941 года лейтенант П. П. Дзюба в действующей армии. По январь 1944 года служил во 2-м ИАП (85-й Гвардейский ИАП); по май 1944 года — в 73-м Гвардейском ИАП.

К октябрю 1943 года помощник командира 85-го Гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно — стрелковой подготовке (6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт) Гвардии капитан П. П. Дзюба совершил 319 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 19 и в составе группы 16 самолётов противника.

1 ноября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

8 мая 1944 года в бою над Крымом был сбит, получил тяжёлые ранения и потерял ногу. Больше в боях не участвовал.

Всего выполнил более 430 боевых вылетов, в 96 воздушных боях сбил лично 22 и в группе с товарищами 16 самолётов противника.

С 1945 года Гвардии майор П. П. Дзюба — в отставке. Жил и работал в Харькове. Умер 17 января 1965 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями.

*    *    *

Пётр Петрович шёл по улице, усыпанной жёлтыми листьями. Мальчишки, бежавшие в школу, здоровались: «Доброе утро, дядя Петя». Он улыбался и приветливо махал им рукой. Вдруг остановился. Остановились и мальчишки. Высоко в небе, оставляя за собой белые полосы, мчались едва видные точки — самолёты. Прищурив глаза, напряжённо следил за их полётом Пётр Петрович. Может ли быть зрелище более захватывающее. Мысленно он находился уже там, в кабине пилота. Такое чувство возникало всегда, когда с земли следил за крылатыми машинами. Всегда — 10, 20, 30 лет назад… И когда бежал в школу, как и эти мальчишки, и когда учился в индустриально — химическом техникуме в Славянске, и когда работал в мастерских на станции Залютино в Харькове.

Однажды, это было в 1935 году, он пришёл на работу в мастерскую радостный и возбуждённый: комитет комсомола направлял его в Харьковский областной аэроклуб. Так решилась его судьба, сбылась детская и юношеская мечта.

Герой Советского Союза Петр Петрович Дзюба

— Ты будешь отличным пилотом, — вскоре говорили ему товарищи и инструкторы аэроклуба.

И Пётр Дзюба старательно овладевал знаниями. В 1936 году по путёвке Осоавиахима был направлен в Ульяновскую школу лётчиков — инструкторов, а потом учился в школе лётчиков истребительной авиации.

22 июня 1941 года, когда на нашу землю упали фашистские бомбы и запылало пламя войны, первыми оказали отпор врагу пограничники и авиаторы.

2-й истребительный полк находился в лагерях в нескольких десятках километров от Киева. Дежурил по авиационному гарнизону адъютант эскадрильи лейтенант П. П. Дзюба. По тревоге он поднял в воздух первое звено, поставив истребителям задачу: сбивать вражеских бомбардировщиков. Вслед за ним на выполнение боевого задания вылетели экипажи 3-х самолётов — остальные лётчики, в том числе и командир, находились в Василькове. Через некоторое время в воздух вместе с двумя И-16 поднялся и Дзюба. В этот день он открыл свой боевой счёт — сбил в составе группы 2 «Юнкерса».

Сначала лейтенант П. П. Дзюба воевал на И-16, позднее пересел на ЛаГГ-3. В первые же дни боёв он сбил вражеский истребитель Ме-109, пилот которого был взят в плен. Это был один из первых захваченных немецких лётчиков. Вот как описывал этот день в своей книге «25 фронтовых тетрадей» В. Дружинин:

«Молодой лётчик — истребитель Пётр Дзюба вступил в первый бой с немецкими «Юнкерсами». Синь небес прошили огненные трассы. А через несколько дней пулемётной очередью он перебил мотор фашистского «Мессера». Лётчик выбросился на парашюте и попал в плен.

Победитель и побеждённый встретились, но уже не в воздухе, а на земле. Рассматривая немецкого лётчика, Пётр Дзюба сказал:

— Откровенно говоря, я не ждал второй встречи. За что воюете, «коллега» ?

— За победу немецкого оружия, — высокомерно заявил фашист. Через переводчика задал встречный вопрос:

— А во имя чего вы бьётесь так безрассудно ?

— За землю, на которой нас мать родила…»

Родная земля ! С неугасимой любовью к ней, со священной ненавистью к врагу поднимались лётчики на своих истребителях. Только при обороне Киева Пётр Дзюба совершил более 150 боевых вылетов. «Бить и бить фашистских захватчиков, сколько бы их ни появилось», — говорил он товарищам. И наши лётчики сражались с врагом насмерть.

…Лето 1942 года. Белый Колодезь. Сюда, на аэродром, Пётр Дзюба за короткое время дважды сажал после тяжёлых боев свои пылающие машины. Рискуя жизнью, спасал самолёты.

— Нашего Петра ни свинец, ни огонь не берёт. Уже 10 фашистов сбил, а сам только почернел, — шутили боевые друзья.

— Везёт ! — в ответ весело говорил Дзюба.

Герой Советского Союза Петр Петрович Дзюба

В конце июня 1942 года политотдел дивизии организовал во всех полках беседы на тему «Наши мастера воздушного боя». Материалом послужил вылет лейтенанта П. П. Дзюбы 22 июня 1942 года. В тот день восьмёрка Дзюбы встретила 8 самолётов Ме-109F и завязала с ними бой. На КП полка хорошо слышали по радио, как лейтенант руководил своими ведомыми. Дерзкие и вместе с тем расчётливые атаки лётчиков полка принесли им успех. «Мессершмитты» покинули район боя, потеряв 2 машины.

Сам Дзюба не усматривал в этой схватке чего — нибудь исключительного, особенного. Вылет как вылет, бой как бой — таких теперь в полку немало. Остался в памяти разве только потому, что дата была необычная: первый день 2-го года войны.

Уже миновал год с того момента, как вблизи Киева его едва не настигла жёлто — красная трасса с «Юнкерса», и, второпях припав к окуляру И-16, он впервые открыл огонь по живой цели. Пётр Дзюба стал настоящим воздушным асом, грозой фашистов.

Очередной боевой вылет. Советские истребители взяли курс на Харьков. Внизу уже проплывали дома Старого Салтова. Неожиданно появились вражеские самолёты. Завязался жестокий бой. Позже, уже в госпитале, Пётр Дзюба рассказывал:

— Был сбит и тяжело ранен в районе Салтова. Знал, разбит мотор, повреждено правое крыло. Решил идти на посадку. Деваться некуда — врезался в берег реки приблизительно на посадочной скорости. И лишь косой удар спас меня, машина разбилась.

После госпиталя для Петра Дзюбы снова начались тяжёлые фронтовые будни. Пересев на Як-1 он сражался в небе Сталинграда, Севастополя, Ростова, Донбасса.

В конце июля 1943 года наши истребители сопровождали 6 Пе-2 на бомбометание с пикирования по сильно укреплённому опорному пункту врага. В районе Матвеева Кургана они встретили около 30 «Мессеров», патрулировавших на различных высотах. Первую попытку истребителей противника атаковать Пе-2 сверху отразила пара во главе с Героем Советского Союза капитаном Петром Дзюбой. Путь нескольким Ме-109, прорвавшимся к группе Пе-2, преградил Иван Леонов и сбил одного из них, 2 вражеских самолёта уничтожили Т. Лобок и А. Бритиков. Дзюба с дистанции 50 метров сбил ещё одного «Мессера». Тем временем пикировщики беспрепятственно отбомбились и развернулись на обратный курс. Фашистские истребители несколько раз пытались атаковать Пе-2, но, потеряв ещё один самолёт, вынуждены были отказаться от преследования советских пикировщиков.

Герой Советского Союза Петр Петрович Дзюба

Читай продолжение на следующей странице
AesliB