Герой Советского Союза Михаил Булатов

235-я Витебская стрелковая дивизия в составе войск 3-го Белорусского фронта прорывала оборону противника в северо-западном секторе города. Мимо 5-го форта, по узкой ленте шоссе Кёнигсберг — Раушен, которое с двух сторон окружали топи, наши войска продвигались в сторону города. Первый вал укреплений был преодолен. Что ждет впереди? Командир 369-го отдельного саперного батальона капитан Тищенко приказал отделению старшего сержанта Михаила Булатова произвести инженерную разведку шоссе. Только здесь, по этому шоссе, возможно было организовать продвижение наших танков и самоходок. Кругом – топь.

Ранним утром 6 апреля, когда над землей стелился густой туман, командир отделения и с ним трое бойцов по-пластунски проползли к шоссе и начали его обследовать.Но сквозь клочья тумана, неплотно стелющиеся над землей, гитлеровцы обнаружили разведчиков. Раздались ружейные выстрелы, застрочил пулемет. Одного солдата убило, двух ранило. Булатов остался один. Вернуться назад за помощью? Но ведь потеря времени могла задержать наступление на этом участке фронта.

Михаил пополз вдоль кромки шоссе вперед. Пули рикошетили от асфальта, зарывались в траву. Михаил заметил, что асфальт в одном месте странно вздыбился, угловатые куски не совпадали друг с другом — подкоп, понял он. От места подкопа к обочине уходили тонкие провода…Мина! Да не просто мина — сто килограммовая авиабомба, закопанная под дорожное полотно, управляемый фугас. Если на такую бомбу наедет техника — взрыв будет чудовищной силы. Всё окружающее отошло на второй план — и непрекращающаяся стрельба, и мокрая шинель, исхлестанная осколками, и ребята, которых он перевязал и оставил на обочине там, у Шарлоттенбурга, где они только вышли к шоссе.

Михаил осторожно разрыл землю вокруг бомбы, откладывая куски асфальта в сторону. Выкрутил взрыватель, перерезал провода. И — пополз дальше. Несколько метров — и асфальт снова искорежен. Новая закладка!

24 раза Михаил повторял эти нехитрые движения — разрыть землю, убрать куски асфальта, выкрутить взрыватель, перерезать провода. Более 2,5 тонн взрывчатки было установлено на коротком отрезке шоссе Кёнигсберг-Раушен. Если бы на шоссе выдвинулась колонна техники, смертельные ловушки похоронили бы всех! Эти несколько часов работы под непрекращающимся огнем противника спасли сотни жизней, позволили продолжить наступление наших войск.

19 апреля 1945 года сапёр, не побоявшийся в одиночку, лицом к лицу, вступить в игру со смертью, командир отделения 369-го отдельного саперного батальона, старший сержант Михаил Алексеевич Булатов был представлен к высшей награде — Золотой звезде Героя Советского Союза.

Награду ему вручил несколько дней спустя командующий 3-м Белорусским фронтом маршал Василевский. Сапёру-герою было в тот момент 20 лет.

На фронт 18-летний челябинец Михаил Булатов попал в конце марта 1943 года, после окончания Орловского пехотного училища, находившегося в эвакуации в городе Чарджоу Туркменской ССР. Полученная до войны специальность — в течение двух лет Михаил работал радиотелефонным мастером в городе Чимбай Каракалпакской АССР в Узбекистане — определила его военную специализацию, где одна-единственная ошибка, неточность действий могут стоить жизни. Михаил стал сапёром. По распределению он попал в сапёрное подразделение 235-й стрелковой дивизии. В составе этой дивизии и прошел до конца войны.

Сначала была Курская дуга. Именно там, у деревни Вяжи на реке Зуша Новосильского района Орловской области (сейчас это место называют северным фасом Курской дуги) и началась его солдатская биография.

19 декабря 1943 года в районе деревни Сидоры-Фролово ефрейтор Булатов под непрекращающимся минометным огнем противника разминировал дорогу, снял и обезвредил 85 мин Т-35 и 46 штук ТМД-42л. За этот подвиг Михаил Булатов был награжден первым орденом Красной звезды.

 

Герой Советского Союза Михаил Булатов

В Белоруссии, под Витебском, под сильнейшим ружейно-пулеметным огнем противника, действуя уверенно и отважно, младший сержант Булатов проделал проход в минных и проволочных заграждениях противника, чем обеспечил дальнейшее продвижение нашей пехоты. За своё мастерство и отвагу он был награжден орденом Славы III степени.

«Мы устанавливали проволочно-минные заграждения, наводили штурмовые мосты через неглубокую и неширокую речку Зушу. Сколачивали доски шириной 50-60 сантимет­ров, длиной до пяти метров, ставили их на козлы. По ним пехотинцы пробегали на другой берег. Случалось, что во время авианалётов снаряды разбивали звенья мостов. Сапёры ловили доски, опускали на свои плечи и держали, чтобы обеспечить переправу» — рассказывает Михаил Алексеевич.

Михаил Булатов был награжден так же орденом Славы II степени — при форсировании реки Арды под Гумбинненом (в настоящий момент — г. Гусев Калининградской области) 21 января 1945 года он предотвратил подрыв моста. Гитлеровцы заложили зажигательные трубки и только быстрые и смелые действия Булатова спасли мост от взрыва и позволили произвести переправу. Вторым орденом Красной звезды Михаил Булатов был награжден за сопровождение танков при форсировании реки Лиелупе в Латвии в октябре 1944 года.

Сапёр ошибается один раз — эту поговорку знает, пожалуй, каждый. Но мало кто задумывается, что каждая ошибка сапёра не только приводит к его личной гибели, но и зачастую может привести к гибели всего подразделения, как это могло бы произойти, если бы тогда, на шоссе Кёнигсберг-Раушен, рука у Михаила дрогнула бы. Или у моста через Арду, или в любом другом месте, где отважный сапёр чуткими пальцами отводил смерть в сторону.

После Великой Отечественной войны Михаил Алексеевич Булатов продолжил военную службу. Он окончил Львовское высшее военно-политическое училище (1946—1948). Через 12 лет после войны, в 1957 году, уже в 33 года, имея свою семью, он окончил вечернюю школу рабочей молодежи и получил среднее образование, чтобы иметь возможность поступить в военную академию. Пять лет он учился заочно и продолжал выполнять свои обязанности по службе. В 1963 году окончил Военно-политическую академию имени В.И. Ленина.

Пришлось ему снова столкнуться с войной под Орлом. Разминировать те самые поля, которые минировал тогда, в 1943 году.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB