Герой Советского Союза лётчик — истребитель капитан Александр Кочетов

Старинный город Алатырь стоит на реке Суре в Чувашии. Заложен он был самим Иваном Грозным по пути в Казань. Воинственные стрельцы стали первыми его жителями, они же дали ему такое красивое название ( «алатырь» означает «янтарь» ). С тех далеких времен родятся здесь смелые, сильные мужчины с решительным характером. Достаточно сказать, что на земле Чувашии — от Порецкого до Алатыря, на расстоянии каких — то 40 километров — родилось и выросло 15 Героев Советского Союза, прославивших Родину в Великую Отечественную войну. Среди них — известный лётчик Александр Васильевич Кочетов.

Большой отвагой отличался командир 3-й эскадрильи 43-го истребительного авиаполка Кочетов Александр Васильевич. Этот человек богатырского сложения, славившийся своими делами и дерзкими налётами на вражеские объекты, был на земле простым, добродушным и скромным человеком.

Он родился 8 Марта 1919 года. Окончив школу, подался в путейцы. И когда много позже друзья — приятели, покряхтывая от его дружеских медвежьих объятий, спрашивали, откуда, мол, у тебя такая силища, Саша Кочетов отвечал: «А ты попробуй покидай лопатой в паровозную топку за одну смену 10 тонн угля — вот и поймёшь».

Герой Советского Союза лётчик - истребитель капитан Александр Кочетов

Помощник машиниста Саша Кочетов не только нажил богатырские мышцы, он был отличным спортсменом, бегал на каток вместе с милой сердцу подругой Алей, с которой, вообще — то говоря, они были тёзками — её тоже нарекли при рождении Александрой. И всё вроде бы определилось в жизни Саши и Али, как вдруг их судьбы захлестнул водоворот событий.

Время — то было какое ! Все мальчишки в одночасье заболели авиацией. Да и было отчего: покорение Арктики, перелёт через Северный полюс, вся страна повторяет имена героев — лётчиков Чкалова, Байдукова, Белякова, Водопьянова, Леваневского. Однако незадача: в Общество друзей воздушного флота мальчишек не берут — говорят, нос не дорос. А те не унывают — давай в кружок авиамоделистов ! А в 1927 году родился ОСОАВИАХИМ, и наконец — то приняли историческое решение — снизить возрастной ценз членов оборонного общества до 14 лет. Вот это да ! Целая армия отроков ринулась заниматься военно — прикладными видами спорта.

В самый пик разросшейся по всему миру славы русских лётчиков подался в Алатырский аэроклуб и Саша Кочетов co своими закадычными товарищами. А когда пришёл его черёд идти в армию, был уже практически готовым пилотом и поликарповский У-2 знал как свои пять пальцев. Вот только влезть в открытую всем ветрам кабину первого в своей жизни самолёта Саше было трудновато — не рассчитана она была на богатырей.

Энгельсское военное авиационное училище лётчиков стало для Александра Кочетова логическим продолжением наметившейся жизненной стези. И пришёл наконец тот запомнившийся на всю жизнь тёплый Майский день, когда он с учащённо бьющимся от волнения сердцем прикрепил к голубым петлицам гимнастёрки рубиновые «кубари» Младшего лейтенанта ВВС.

Получив назначение в город Малоярославец Калужской области, Александр Кочетов заехал в Алатырь и женился, естественно, на Але, то есть теперь уже Александре Михайловне, которая закончила педучилище и успела поработать 2 года учительницей в норваш — кошкинской школе Янтиковского района Чувашии.

Герой Советского Союза лётчик - истребитель капитан Александр Кочетов
Александр Кочетов с женой.

На границе тем временем становилось всё тревожнее. Семьи лётчиков отправили к родным. Уехала к родителям Саши в тихий город Алатырь в декретный отпуск и Аля. Не знал, не гадал Саша, отправляя жену в Чувашию, что свидеться придётся ох как нескоро и что не удастся ему услышать первый крик своего ребёнка. Но рождение первенца он почувствовал за тысячи километров от него. Был первый час ночи, когда после поездки во Львов Александр Кочетов добрался до своей постели на аэродроме. Проваливаясь в сон, мысленно был рядом со своей Алей, в далеком Алатыре. Придёт время, и он узнает, что именно в этот момент у него родилась дочь.

Поспать же полноценно не удалось — раздался сигнал боевой тревоги. Наступило утро 22 Июня 1941 года…

Он встретил войну в 18 км от западной границы в составе 629-го авиационного полка Юго — Западного фронта. В 4 часа пошли «Юнкерсы» под прикрытием «Мессеров», неся смертоносный груз. С ходу начали штурмовку аэродрома, но им не удалось застать врасплох лётчиков. Навстречу врагам стремительно поднялось своевременно взлетевшее дежурное звено. Немцы растерялись, они не ожидали такого мгновенного отпора. А дерзкое звено «ястребков» ударило точно по строю бомбардировщиков и разметало его. Два Ju-88 врезались в землю в первые же минуты…

Так начиналась война. Тогда Александр впервые увидел, как падали и горели фашистские самолёты.

Он занимался воздушной разведкой войск противника, разыскивал места скоплений военных частей врага, определял род войск и направление их движения. Задача непростая, ответственная. Одно плохо, думалось Младшему лейтенанту, разведчику нельзя ввязываться в бой с противником. А Кочетову с его решительным характером не терпелось схватиться с врагами.

Командир успокаивал рвущегося в бой молодого лётчика: придёт, дескать, и твоё время. Вскоре действительно пришлось и ему вступить в схватку с немецкими лётчиками, имевшими громадный опыт воздушных сражений в небе Западной Европы.

Трудные дороги отступления: Проскуров, Винница, Ростов — на — Дону, Краснодар, бои на Волге под Сталинградом. Десятки раз сопровождал наши самолёты на бомбардировку вражеских войск, летал в разведку. А вскоре он открыл свой боевой счёт. Первый самолёт, бомбардировщик He-111, Кочетов сбил в Августе 1941 года.

Первый свой бой с врагами Кочетов принял над железнодорожной станцией Бахмач. Вспоминая об этом бое, Александр Васильевич рассказывает:

«Мы поднялись по тревоге и шли с набором высоты к Бахмачу. С запада на высоте 3500 метров шла группа «Юнкерсов». Мы были выше. Вот она, минута встречи с врагом лицом к лицу ! Делаю боевой разворот и иду на фрица, позабыв о товарищах, бросив звено, не сознавая того, что врага надо бить не одному, а группой и массированным ударом. В безрассудстве я сделал и другую непростительную ошибку — не предупредил ведущего группы о противнике.

Ведущий заметил врага позднее. Но всё же эскадрилья набросилась на «Юнкерсы» и не дала бомбить железнодорожный узел. А вот из — за моей оплошности не смогла нанести урон противнику. А я, «лихой» лётчик, увязался за одним из «Юнкерсов» и «клевал» его так, как меня совсем не учили: открывал огонь с больших дистанций, неправильно делал заходы для атак. И «Юнкерс», конечно же, ушёл».

Когда Кочетов остыл после горячки боя и понял, что натворил, то дал себе слово: такое больше не повторится никогда. Это слово он сдержал. Когда позднее он командовал звеном, а затем эскадрильей, не потерял ни одного своего ведомого. Пока же теряли боевых товарищей, горели самолёты…

Тщательный анализ первого, неудачного для него боя дал свои плоды уже в очередном боевом вылете над той станцией Бахмач, которую авиаполк защищал от бомбёжек врага. Заметив приближающийся самолёт, Кочетов определил, что это разведывательный «Хейнкель». Сделав разворот, Александр бросил И-16 на вражеский самолёт. С «Хейнкеля» заработал турельный пулемёт. И хотя «Хейнкель» был уже в сетке прицела, Кочетов не открывал огня, памятуя о первой неудаче, когда стрелял издалека. Но воздушный стрелок с «Хейнкеля» стрелял не переставая… 200 метров до врага, 100 … Рано ! 50 метров — «Хейнкель» весь влез в прицел, и Кочетов нажал на все гашетки — град свинца обрушился на немецкого разведчика.

Это случилось 18 Августа 1941 года. Александр Кочетов был очень рад тому обстоятельству, что сбил первый самолёт противника в День авиации. Хорошая примета ! Через 2 дня тем же методом он уничтожил ещё одну такую же машину.

Герой Советского Союза лётчик - истребитель капитан Александр Кочетов
В конце 1941 года и в первой половине 1942 года Кочетов служил в ПВО Москвы, затем сражался под Сталинградом. К тому времени он был уже опытным лётчиком, который исправно сбивал хваленые немецкие «Юнкерсы» и «Мессершмитты». Одно угнетало — уже год не было писем из дома. Как там в Алатыре ? Что с родителями, с женой ? Он даже не знал, благополучно ли прошли роды. Отступление, частые передислокации авиачасти… Письма его уходили, не принося ответов. И вот наконец долгожданная весточка, заветный фронтовой треугольник ! Оказывается, дочурке Кочетова исполнился уже год, а молодой папа всё это время был в неведении. Радость переполняла грудь. Все тяготы кровопролитной войны меркли перед весточкой из дома — ведь совсем рядом ( от Сталинграда до Алатыря — для самолёта не расстояние ) растёт его продолжение, его кровинушка !

В грозные Сентябрьские дни 1942 года, в одном из сообщений Советского информбюро говорилось: «Наши лётчики самоотверженно ведут борьбу с численно превосходящими силами немецкой авиации. Младший лейтенант Кочетов за один день сбил «Юнкерс-87» и «Мессершмитт-109». Это произошло 30 Сентября 1942 года. Вспоминает сам Александр Васильевич:

«Я тогда был ведомым у Лейтенанта Евсеева. Главная моя обязанность была прикрывать ведущего. Нас было четверо. Над городом завязался жестокий воздушный бой. Прямо по курсу — два «Юнкерса». Евсеев идёт в атаку. Я — за ним. Первый «Юнкерс» успел отвалить в сторону, а второго «Лапотника» я поймал в прицел. Длинная очередь. Ещё одна. И «Юнкерс» пылающим факелом врезался в землю».

Это был не единственный случай, когда Александр Кочетов уничтожил за один день боёв 2 вражеских самолёта. С начала Сентября 1942 года, части 102-й истребительной авиационной дивизии ПВО вели активную борьбу с авиацией противника, поддерживавшей активные действия наземных войск. И ещё 23 Сентября Младший лейтенант А. В. Кочетов в воздушных боях над Сталинградом сбил 2 вражеских самолёта.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB