Герой Советского Союза, летчик — балтиец Василий Голубев

В середине марта 1942 года 13-й ИАП был переименован в 4-й Гвардейский истребительный авиаполк, а в апреле начались ожесточённые бои…

В течение двух дней подряд, 24 и 25 апреля 1942 года, противник предпринял массированные налёты на Ленинград. Вспоминает бывший Командующий Краснознаменным Балтийским Флотом Вице — адмирал В. Ф. Трибуц:

«Над нашими коряблями, стоявшими на стоянках Невы, появлялись вражеские самолёты, обстановка была сложной. У нас не было возможности быстро изменить позиции кораблей — на Неве стоял крепкий лёд. Балтийские лётчики — истребители, отражая налёты врага, делали в день по несколько боевых вылетов. В один из этих дней 7 своих воспитанников вёл будущий Герой Советского Союза Василий Голубев. Внезапно они встретились с вражескими бомбардировщиками, прикрываемыми истребителями. Силы были неравные, но балтийцы не раздумывая вступили в бой и сбили несколько машин. Голубев умело управлял своими лётчиками и лично уничтожил самолёт противника.»

16 мая комэск 4-го ГвИАП Гвардии старший лейтенант В. Ф. Голубев во главе пятёрки И-16 провёл тяжелейший бой над «Дорогой Жизни», в котором с немецкой стороны участвовал сразу 81 самолёт. В этом бою комэск сбил немецкий истребитель и бомбардировщик. За смелые и инициативные действия все 5 советских лётчиков получили правительственные награды.

Памятными для Василия Голубева были бои под Ленинградом. 28 мая 1942 года локаторы обнаружили несколько групп самолётов противника. На их отражение были подняты 22 истребителя 4-го Гвардейского ИАП. Верхний эшелон заняла эскадрилья Голубева. Ей ставилась задача сковать истребители прикрытия. А основная армада противника насчитывала до 80 бомбардировщиков: Ju-88 и Не-111 в сопровождении 24 истребителей Ме-109. Получалось 5-кратное превосходство противника !

В небе над Кобоной завязался тяжёлый и длительный бой. Теряя самолёты от огня нашей зенитной артиллерии и истребителей, немцы сначала упорно повторяли свои заходы на корабли флотилии и перевалочную базу. И только потеряв 33 машины, прекратили налёт. Эскадрилья Голубева уничтожила тогда 4 бомбардировщика и 2 истребителя.

Взбешённые неудачами, немцы на следующую ночь всё же попытались уничтожить корабли флотилии. В налёте участвовало 3 колонны пикировщиков Ju-87 под прикрытием истребителей. Комэск Голубев предвидел такую атаку и зная, что «Юнкерсы» бомбят ориентируясь по ведущему, снова атаковал одну из колонн на встречном курсе. То же сделали его боевые товарищи, применяя реактивные снаряды и пулемётный огонь. Несколько «Юнкерсов», не дойдя до цели, рухнули в воду Ладоги. Остальные, боясь лобовой атаки и ушли, не выполнив задания.

За эти 2 дня Гвардейцы отразили 3 налёта. Противник бросил более 280 самолётов с задачей потопить основные силы Ладожской военной флотилии и транспортные суда Северо — Западного параходства, но потерпел неудачу. В этих боях Голубеву удалось сбить 3 бомбардировщика и 1 истребитель.

Уже на следующий день командующий Краснознамённым Балтийским флотом вице — адмирал В. Ф. Трибуц поздравил лётчиков с боевым успехом и своим приказом всем участникам досрочно присвоил воинские звания. Трёх офицеров: Голубева, Байсултанова и Кожанова — представил к званию Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года В. Ф. Голубеву было присвоено это высокое звание.

Осенью 1942 года Василий Голубев был назначен заместителем командира 4-го ГвИАП. Полк по — прежнему воевал на И-16, хотя время этих юрких монопланов уже давно прошло. На вооружении JG 54 с конца декабря появились новейшие истребители FW-190A-4, сильно осложнившие для советских ВВС обстановку в воздухе. Тем не менее в январе 1943 года балтийский ас сумел и на «Ишачке» уничтожить 2 хвалёных «Фоккера».

Так, 9 января 1943 года Василий Голубев, возглавлявший четвёрку И-16 тип 29, атаковал в районе Ладожского озера FW-190, окрашенный в белый камуфляжный цвет и уничтожил его. Второй истребитель, повреждённый ведомым Голубева, скрылся в облачности и был ими потерян ( при посадке на фюзеляж, этот «Фоккер» разбился северо — восточнее Мги ).

В этом же месяце полк наконец был снят с фронта для освоения новых истребителей Ла-5. Обратно под Ленинград он вернулся лишь спустя 2 месяца. Количество побед Голубева неуклонно росло.

13 апреля В. Ф. Голубев одержал сразу 2 победы на новом истребителе Ла-5, недавно поступившим на вооружение полка. В паре с ведомым, начальником штаба 61-й бригады ВВС КБФ полковником Катковым он вылетел на свободную охоту в район Порзоловских болот под Ленинградом. Севернее посёлка Беззаботный балтийцы обнаружили две группы FW-190, маневрировавшие выше и в стороне.

Герой Советского Союза, летчик - балтиец Василий Голубев

Hабрав высоту, Голубев атаковал звено противника сзади и с дистанции 400 метров открыл огонь. Один истребитель был повреждён и начал отворот с креном влево, подставив под стволы Ла-5 всю площадь крыла. Вторая пушечная очередь добила «Фоккер». Командир 2 штаффеля JG 54 обер — лейтенант граф Зигфрид Матушка ( 29 побед ) не сумел покинуть штопорящий истребитель, который упал на минное поле и взорвался. Между тем, Голубев, продолжая бой, уничтожил ещё один истребитель. унтер — офицер Теодор Вольфан ( 17 побед ) выбросился с парашютом и попал в плен.

21 апреля 1943 года Голубев сбил 2 финских истребителя Фиат G-50bis, а в мае его жертвами стали 3 Ju-88 и 1 Ме-109.

В это время пилоты полка на нескольких оставшихся И-16 часто вылетали на ночное патрулирование, попутно штурмуя прожекторные и зенитные установки противника, ведущие борьбу с лёгкими бомбардировщиками У-2. 30 июня Василий Голубев впервые поднялся в воздух ночью на Ла-5. Перехватив и уничтожив немецкий разведчик Ju-88, он внезапно во время посадки был обстрелян собственной зенитной артиллерией, не предупреждённой заранее о полёте незнакомого самолёта. Истребитель получил повреждения, и пилот, после психологической встряски, с трудом совершил посадку на аэродроме.

Это происшествие весьма удачно прокомментировала одна из кухарок: «Проклятые зенитчики ! Ходят в кино, на танцы, а вот заглянуть на аэродром и посмотреть как выглядят наши самолёты — у них времени нет».

Герой Советского Союза, летчик - балтиец Василий Голубев

Летом 1943 года рабочие и колхозники Горьковской области на собранные ими средства приобрели целую эскадрилью истребителей. Эти машины были поставлены в части ВВС от имени земляков великого советского лётчика, Героя Советского Союза Валерия Чкалова. Все эти истребители имели надпись — «Эскадрилья «Валерий Чкалов», на одной из сторон фюзеляжа.

Во многих случаях, на машинах имелась и другая надпись — «От колхозников и колхозниц Горьковской области» — на другой стороне.

Одна из таких машин, с бортовым номером «33», была передана в 4-й Гвардейский истребительный авиаполк ВВС КБФ в августе 1943 года, Василию Голубеву. На этом самолёте он одержал ещё несколько блестящих побед.

Герой Советского Союза, летчик - балтиец Василий Голубев

Истребитель Ла-5 из состава 4-го ГвИАП ВВС КБФ, на котором весной — летом 1943 года сражался Гвардии капитан В. Ф. Голубев

За короткое время, на самолётах изготовленные на средства тружеников полей Горьковской области, отважные авиаторы сбили 34 вражеских стервятника. Газета «Красный Балтийский флот» выступила с тематической полосой, озаглавленной «Слушайте, Горьковские колхозники !». Слово было предоставлено Герою Советского Союза капитану В. Голубеву, старшине В. Потапову, капитану Е. Маркунину и другим мастерам воздушного боя, которые рассказали о борьбе с немецкой авиацией, о том, как они уничтожают врага в небе и на море. В заключение газета писала: «Пусть в Горьковских колхозах знают, что машины, созданные на их средства, — в надёжных руках, пусть радует их каждая победа, достигнутая нашими лётчиками».

В конце 1943 года Голубев принял командование над 4-м ГвИАП и ему, как одному из самых результативных лётчиков, был вручен Орден Британской империи 4-й степени. В отличие от многих других командиров, он продолжал регулярно вылетать на боевые задания.

Герой Советского Союза, летчик - балтиец Василий Голубев

Узнав о его боевых подвигах, земляки — труженники Волховского района Ленинградской области — собрали на постройку для него 230 тысяч рублей деньгами и 500 тысяч рублей облигациями. Волховчане писали Голубеву: «Мы уверены, что истребитель, построенный на наши средства, в ваших руках будет беспощадно громить немецко — фашистских захватчиков». Герой оправдал надежды земляков.

Зимой 1944 года, в период ликвидации вражеской блокады Ленинграда, лётчики Краснознамённого Балтийского Флота действовали как всегда умело, решительно и находчиво. Вот несколько примеров. 13 января 1944 года Голубев сбил свой 36-й самолёт — многоцелевой Ме-110. С машиной этого типа у Голубева связаны и другие эпизоды его биографии.

Зимой 1944 года противник начал использовать «Сто десятые» на Ленинградском фронте в качестве высотных разведчиков. Советские лётчики немедленно организовали за ними охоту. 6 февраля Голубев перехватил на высоте около 8 км разведчик Ме-110 и после долгого преследования сбил на выходе из пикирования — Ме-110 пропахал целую просеку в лесу. Это была его 37-я победа.

Герой Советского Союза, летчик - балтиец Василий Голубев

23 февраля 1944 года Гвардии майор В. Ф. Голубев повёл четвёрку «Лавочкиных» для прикрытия наступающий войск Ленинградского фронта. Когда истребители приблизились к линии фронта, Голубев заметил вражеский разведчик Ме-110, летевший выше нашей группы на 1500 метров. Предупредив ведомых, Голубев начал круто набирать высоту. Первыми же меткими очередями он зажёг левый мотор «Мессера». Стрелок вражеского самолёта открыл огонь, но Голубев, продолжая сближаться, короткой очередью поразил стрелка, а затем вывел из стоя и правый мотор.

Теперь, когда противник был совершенно беззащитен, Голубев почти в упор открыл огонь. Результат был ошеломляющим. Ме-110 взорвался, и перевернутый взрывной волной истребитель Голубева сорвался в штопор.

Герой Советского Союза, летчик - балтиец Василий Голубев

Ла-7 на котором осенью 1944 года летал командир 4-го ГвИАП КБФ Гвардии подполковник В. Ф. Голубев.

Герой Советского Союза, летчик - балтиец Василий Голубев

Восстановив управление машиной, контуженный, оглохший лётчик с повреждённой барабанной перепонкой левого уха тем не менее доставил на свою базу убедительные доказательства своей очередной победы. Капот двигателя изуродованного истребителя был вдавлен в цилиндры, а кусок дюралевой обшивки немецкого самолёта врезался в крыло Ла-5 до самого лонжерона. Так закончился 500-й боевой вылет балтийского аса. Сбитый им Ме-110 был 3-й машиной данного типа, сбитой Василием Фёдоровичем с начала года, и 38-й победой с начала войны.

6 марта 1944 года над Финским заливом командир 4-го ГвИАП провёл очередной показательный бой с асом из JG 54. Hа глазах лётчиков своей группы, Василий Фёдорович прижал противника к самой воде, вынудив сначала потерять скорость, а затем, без скорости — уходить на вертикаль. Догнав «Фоккер» на горке, Голубев сбил его. Обер — лейтенант Герхард Лооз ( 92 победы ) из I.JG 54 выбросился с парашютом и был пленён экипажем минного тральщика.

Войну Василий Голубев закончил Гвардии подполковником, командиром 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка, который за боевые заслуги был награждён орденом Ушакова 2-й степени. Почти 2 года Василий Голубев командовал полком. Постоянно летал сам, учил молодых лётчиков. Пилоты прославленного полка выполнили 23 000 боевых вылетов, сбили 438 вражеских самолётов, потопили десятки судов и кораблей, в том числе сторожевик и миноносец. При ударах по вражеским войскам были уничтожены десятки танков, сотни автомобилей, железнодорожных вагонов и другой техники.

Герой Советского Союза, летчик - балтиец Василий Голубев

Гвардии подполковник В. Ф. Голубев. 4-й ГвИАП, весна 1945 года.

28 июня 1944 года он одержал свою последнюю победу, отправив в воду Финского залива истребитель FW-190. А последний боевой вылет выполнил под Кёнигсбергом, уже на новом истребителе Ла-7.

К маю 1945 года Василий Фёдорович Голубев совершил 589 ( по другим источникам — 546 ) успешных боевых вылетов и, участвуя в 133 воздушных боях, уничтожил 39 самолётов противника лично и в группе с товарищами. [ Некоторые источники указывают на 16 личных и 23 групповые победы; М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 19 личных и 20 групповых побед лётчика. ] Ещё один самолёт сбитый Голубевым упал прямо в болото и, за отсутствием материальных доказательств, не был записан на его боевой счёт.

С окончанием войны В. Ф. Голубев продолжал осваивать тонкости своей авиационной профессии. В 1951 году он окончил командный факультет Военно — Морской академии. Тогда же он был назначен командиром авиадивизии ВВС Северного флота, где организовал успешное переучивание лётного состава на новые реактивные истребители, а затем на всепогодные перехватчики. Позднее была служба на других ответственных постах в объединениях ВМФ, войсках ПВО и за пределами Родины.

По приглашению руководства Египта был старшим советником по ПВО этой страны в 1968 — 1970 годах.

Герой Советского Союза, летчик - балтиец Василий Голубев

С 1971 года В. Ф. Голубев — старший преподаватель Военной академии Генерального штаба. И снова напряжённая работа: обучение слушателей, написание учебных пособий, монографий, защита кандидатской диссертации, выступления с докладами в управлениях Министерства обороны и в войсках.

В запас генерал — лейтенант авиации В. Ф. Голубев уволился в 1976 году. Но и после этого продолжал активно трудиться. Встречался с молодёжью, рассказывал о подвигах авиаторов в годы Великой Отечественной войны. В последнее время Голубев увлекался литературным творчеством. Им было издано 11 книг. Работу над очередной книгой закончить не успел. 17 апреля 2001 года Василий Фёдорович ушёл из жизни.

источник: airaces.narod.ru

AesliB