Герой Советского Союза Гвардии капитан Александр Вильямсон

Родился 13 августа 1918 года в городе Торжок, ныне Тверской области, в семье служащего. Окончил среднюю школу и 2 курса Ялтинского сельскохозяйственного техникума. С 1937 года работал электромонтёром на заводе в Симферополе. Без отрыва от производства окончил аэроклуб. С 1940 года в Красной Армии, в 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С началом Великой Отечественной войны сержант А. А. Вильямсон в действующей армии. Служил в составе 298-го ИАП (с 25 августа 1943 года — 104-й Гвардейский ИАП).

Герой Советского Союза Гвардии капитан Александр Вильямсон

К маю 1945 года командир эскадрильи 104-го Гвардейского истребительного авиационного полка (9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 6-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии капитан А. А. Вильямсон совершил 382 боевых вылета, в 66 воздушных боях лично сбил 18 и в составе группы 6 самолётов противника.

27 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил высшие офицерские лётно — тактические курсы. С 1955 года Гвардии полковник А. А. Вильямсон — в запасе. Работал диспетчером Симферопольского аэропорта. Умер 23 февраля 1986 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями.

*   *   *

Александра Александровича Вильямсона в Симферополе знали хорошо. Героя Советского Союза тепло встречали в школах, в местном аэропорту, лётчики которого проводили бывшего истребителя на пенсию, на отдых. Да и он всех знал. В этом городе Саша Вильямсон вырос, бегал в школу, получил первую жизненную закалку на заводе, в симферопольском аэроклубе впервые поднялся в небо.

А вот родился Вильямсон на тверской земле, в городе Торжке. Предки его — выходцы из Эстонии. Дед, бедный крестьянин Христофор Вильямсон не от хорошей жизни в конце прошлого века переселился в Россию. Но на чужбине он не ужился и, оставив в Торжке жену и сына Александра, вернулся на родину. Сын подрос, стал опорой матери, служил в местной земской управе. В 1914 году его мобилизовали в армию. Вернулся он с войны больным. У Анны Михайловны, его жены, в 1918 году родился сын, которого тоже назвали Александром. Вскоре семья переехала в Крым, чтобы поддержать здоровье отца. Отец в 1919 году умер, и мужественная женщина Анна Михайловна, учительница начальных классов, одна воспитала четверых детей — двух дочерей и двух сыновей. Александр стал летчиком, а Борис — моряком.

Борис, защищавший Одессу и Севастополь с первых дней войны, погиб в 1942 году. А Александр все 4 года войны прослужил в 298-м истребительном полку (с 25 августа 1943 года ставшем 104-м Гвардейским). Полк входил в дивизию, которой командовал прославленный воздушный ас Александр Покрышкин. Из дивизии вышла целая плеяда бесстрашных истребителей, Героев Советского Союза. К ней принадлежит и Вильямсон.

25 июня 1941 года Александр Вильямсон с отличием окончил Качинское лётное училище и получил назначение в 298-й ИАП, куда прибыл в июле 1941 года. В это время полк базировался под Вознесенском, вблизи от южного участка реки Буг. Самолётов в полку было мало, а обстановка на Южном фронте с каждой неделей накалялась. Некоторые бывшие курсанты сели на самолёты, заменив выбывших из строя лётчиков. А Вильямсон взялся отремонтировать побывавший в аварии И-16. Долго и старательно лечил он «Ишачка» и своего добился — ввёл его в строй действующих и полетел на боевое задание.

Первый вражеский самолёт Александр сбил в августе 1941 года, в районе Запорожья, второй — западнее города Красный Луг. Так начался боевой счёт лётчика, счёт уничтоженных немецких машин. С каждой воздушной схваткой крепли мастерство, уверенность в своих силах. Воодушевляла на подвиги и поддержка опытных пилотов, вся атмосфера дружного спаянного коллектива.

Когда спустя много лет после окончания войны, А. А. Вильямсона просили рассказать о самом примечательном боевом эпизоде, он вспоминал февраль 1942 года.

298-й истребительный авиаполк находился тогда на полевом аэродроме под Кадиевкой. Из штаба Южного фронта поступил приказ — сопровождать бомбардировщики для удара по одной из железнодорожных станций, где по данным разведки немцы разгружали воинские эшелоны. По всем расчётам истребителям до станции и обратно не дотянуть — не хватит горючего. А если ещё придётся вступить в бой ? Но приказ есть приказ. Единственное, что могли сделать лётчики, это — лететь на самолётах, имеющих более экономичные моторы. Бомбардировщики, сопровождаемые истребителями, благополучно достигли цели и сбросили бомбы. На станции всё заполыхало. Рвались цистерны с горючим, боеприпасы, горели здания…

О том, что происходило потом вспоминает сам А. А. Вильямсон:

«Когда возвращались назад, под Артёмовском заметали вражеский аэродром, по которому длинными хвостами тянулись снежные струи: поднимались в воздух фашистские истребители. Завязался бой. Как случилось, не пойму до сих пор, но меня отсекли от своих. Потерял их из виду. А тут наседает четвёрка «Мессеров». Чтобы не подставлять под удар «брюхо», резко нырнул вниз и перешёл на бреющий полёт. Оглянулся — один из фашистов пристраивается в хвост. Вот-вот очередь прошьёт моего «ишачка», и тогда конец. Что делать. Резко убираю газ. И в тот же миг фашистский истребитель с воем проносится надо мной. Он явно не ожидал такого маневра. Через несколько секунд уже я оказываюсь у него в хвосте. Нажимаю на гашетку, и «Мессер» падает на землю.

Куда девались остальные фашисты — не знаю. Но если бы кому-то из них вздумалось преследовать меня дальше, мне бы от них не уйти: патронов больше нет, горючее на нуле, а до линии фронта ещё далеко. И вдруг вижу: навстречу тянется пятёрка дорогих «ишачков». Это мои ребята, выдержав трудный воздушный бой, спешили мне на выручку. Признаюсь, не сдержал тогда слёз. «Да разве такие дадут погибнуть» — подумал я и вклинился в их строй».

На последних каплях горючего истребители перетянули через линию фронта. Садились почти на передовой, в одиночку, кто куда долетел. Только на 3-й день А. Вильямсон смог отблагодарить боевых товарищей, не бросивших его в беде…

В последующих боях лётчики полка, получая истребители новых марок, быстро осваивали их и часто малыми силами бились в небе с армадами врага и выходили победителями. Осенью 1941 года на борту И-16 А. Вильямсона появилась надпись «За Виталия», в память о друге Виталии Горохове, погибшем в сентябре 1941 года.

В 1943 году лётчики полка участвовали в боях на Кубани, на Южном фронте. Затем освобождали Донбасс и Крым. Младший лейтенант Вильямсон многократно попадал в критические положения, и всегда его спасали быстрота реакции, огромная сила воли, высокое мастерство пилота. В наградном листе из его боевой жизни приводятся такие факты.

10 апреля 1943 года. Дежуривший на аэродроме Вильямсон по сигналу вместе с ведомым взлетел в воздух. За облаками он заметил немецкого разведчика Ju-88. Обнаружив погоню, «Юнкерс» пошёл вверх. Наши истребители летели без кислородных масок. А высота всё возрастала и возрастала. Трудно дышать. Высота 6000 метров, 7000… В глазах пошли разноцветные круги. Вильямсон решил стрелять с дальней дистанции. Ещё секунда, вторая, и «Юнкерс», накренившись, пошёл вниз. Подбитый вражеский разведчик уходил к своей территории. Вильямсон с напарником заставили его сесть в расположений наших войск. Взятый в плен немецкий лётчик никак не мог поверить, что его подбили советские пилоты на огромной высоте без кислородных масок.

Герой Советского Союза Гвардии капитан Александр Вильямсон

5 мая 1943 года. В неравном бою с 12 «Мессерами» Вильямсон был ранен в голову. Глаза заливало кровью, но он не уходил из боя до конца вылета и вместе со своей группой выполнил задание.

28 августа 1943 года. Выполняя в этот день 5-й боевой вылет с группой из 6 «Аэрокобр», Вильямсон повёл свою шестёрку в бой с 12 «Мессерами». Его самолёт получил серьёзное повреждение, а сам он тяжело ранен в голову. Пилот не растерялся. Собрав последние силы, он привёл самолёт на свой аэродром, посадил его и потерял сознание…

…104-й Гвардейский истребительный авиационный полк прикрывал с воздуха освободителей Львова, старинного украинского города. Освободителей прикрывал, а угнетателей жестоко карал, выкуривал с советской земли. Тесным был коридор, которым пытались выскользнуть из чужого дома непрошеные гости. Вдоль Самборской дороги проносились самолёты с красными звёздами на крыльях, они вражьей злою кровью окропляли свободу, мир, счастье.

Герой Советского Союза Гвардии капитан Александр Вильямсон

Читай продолжение на следующей странице
AesliB