Герой Советского Союза Федор Чубуков

Родился 21 июня 1920 года в посёлке Бирюч Курской губернии, ныне Красногвардейского района Белгородской области, в семье крестьянина. В детстве переехал в город Воронеж, где окончил 10 классов школы № 12 и аэроклуб. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

С июня 1941 года лейтенант Ф. М. Чубуков в действующей армии. Служил в 159-м и 154-м ИАП ( 29-м Гвардейском ИАП ). Сражался на Северном, Ленинградском и Карельском фронтах.

К маю 1944 года командир эскадрильи 29-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 275-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт ) Гвардии капитан Ф. М. Чубуков совершил 296 боевых вылетов, в 52 воздушных боях лично сбил 17 и в составе группы 5 самолётов противника.

Герой Советского Союза Федор Чубуков

19 августа 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны совершил около 350 успешных боевых вылетов. Участвуя в 100 воздушных боях, сбил 35 неприятельских самолётов лично и 5 — в группе с товарищами.

После окончания войны окончил Высшие лётно — тактические курсы усовершенствования офицерского состава, в 1952 году успешно окончил Военно — Воздушную академию. С 1962 года Гвардии полковник Ф. М. Чубуков — в запасе. Жил в Риге ( Латвия ). Преподавал в Институте инженеров Гражданской авиации. Умер 1 июня 1988 года. Похоронен в Риге на Гарнизонном кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ); медалями.

*    *    *

Своим боевым мастерством Фёдор Чубуков во многом обязан традициям 154-го ИАП ( 29-го Волховского Гвардейского ИАП ), где молодые лётчики опекались старшими и выпускались на боевое задание после серьёзной школы учебных боёв. Командир полка А. Матвеев, комэски П. Покрышев и П. Пилютов были не только выдающимися воздушными бойцами, но и талантливыми наставниками — педагогами. Вместе со своими учениками и соратниками они завоевали славу своего полка, выпестовали его «звёздный» состав, стали самыми результативными на Ленинградском фронте, сбив в воздухе более 400 неприятельских самолётов.

В 1940 году, после окончания Борисоглебской военной авиационной школы пилотов, Чубуков был направлен в Ленинградский военный округ, в 159-й истребительный авиационный полк, который базировался в районе города Дно Псковской области на аэродроме Гривочки, имел на вооружении истребители И-16 и МиГ-3.

Великую Отечественную войну встретил в составе этого полка. Через несколько дней после начала войны полк перелетел на аэродром Сиверская под Ленинградом. Осуществлял воздушное патрулирование, отражал налёты авиации противника, прикрывал бомбардировщики и штурмовики. С середины июля полк действовал в противовоздушной обороне станций Жихарево и Войбокало. 20 сентября 1941 года часть, в связи с большими потерями, вывели на переформирование. Лейтенант Ф. М. Чубуков был переведен в 154-й истребительный авиационный полк, в котором и сражался до конца войны. В начале мая 1943 года был назначен командиром эскадрильи.

Он участвовал в обороне Ленинграда — уничтожал истребители и бомбардировщики противника, прикрывал свои бомбардировщики и штурмовики, сопровождал транспортные самолёты, перевозившие продовольствие в блокадный Ленинград, прикрывал «Дорогу жизни» через Ладожское озеро. Сражался и на Волховском направлении, принимал участие в составе 13-й Воздушной армии в Синявинской операции — попытке прорыва блокады Ленинграда в августе — октябре 1942 года, в прорыве блокады в январе 1943 года, затем в обеспечении наступательных действий войск Ленинградского фронта на Красноборском и Мгинском направлениях. С 14 января по 1 марта 1944 участвовал в Ленинградско — Новгородской операции по полному снятию блокады Ленинграда. В июне 1944 года участвовал в Выборгской операции — поддержке наземных войск, наносивших главный удар на Карельском перешейке при прорыве мощной обороны противника, и во взятии Выборга. В июле 1944 года участвовал в Нарвской наступательной операции и освобождении города Нарва.

Чубуков был мастером решительной, быстрой атаки, непрерывного давления на противника во время боя. Недаром на его счету 10 боёв, в каждом из которых он сбил по нескольку неприятельских самолётов. Первый такой бой он провёл 11 июля 1942 года, когда на своём «Киттихауке» ему удалось сбить 2 истребителя Ме-109. В сентябре 1942 года он заявил о себе уже как о сложившемся мастере воздушного боя: 3 сентября сбил 2 бомбардировщика Ju-88, 14 сентября уничтожил ещё один самолёт, а в бою 26 сентября, когда немцам на свою голову удалось отсечь его «Киттихаук», он, сманеврировав и резко сбросив скорость, сбил сначала один и тут же, не дав опомниться, второй «Мессер» преследователей. После перевооружения 29-го Гвардейского ИАП на «Яки» он продолжил свою уверенную боевую поступь, вновь сбив пару Ju-88 над Волховом.

Герой Советского Союза Федор Чубуков
…Это было летом 1943 года. Лётчикам 29-го Гвардейского полка вручали медали «За оборону Ленинграда». На случай тревоги все построились рядом с самолётной стоянкой. Первым медаль получил Пётр Покрышев. Он прикрепил её пониже «Золотой Звезды» и вернулся в строй. Затем к командиру подошёл Андрей Чирков, сбивший первый вражеский самолёт на Ленинградском фронте. Чеканным шагом из строя вышел Александр Горбачевский. За ним — худощавый, казавшийся юношей, Фёдор Чубуков. Но только успел он принять из рук командира медаль и, вытянувшись, сказать «Служу Советскому Союзу !», как над аэродромом взвилась ракета…

Дежурному звену на вылет !

Чубуков сорвался с места и побежал к самолёту. Через несколько минут его лицо мелькнуло в кабине взлетающего истребителя. Шлем и напряжённо сосредоточенный взгляд сразу сделали Чубукова старше.

Герой Советского Союза Федор Чубуков
Было время, когда ему очень хотелось выглядеть взрослее. Моложавый вид и застенчивость Чубукова давали основание даже ровесникам обращаться с ним, как с младшим товарищем. А лётчики постарше называли его сынком. Они любили слушать, как Федя играет на бояне, но в бой старались не брать. Пусть, мол, ещё полетает в районе аэродрома, потренируется. Успеет повоевать. Поняв, в чём дело, Чубуков обиделся: «Чем без толку топтаться на аэродроме, лучше в пехоту пойду. Пользы больше будет…»

Его начали включать в группы сильных лётчиков, чтобы в случае чего было кому заступиться. Но однажды, вернувшись на аэродром, командир эскадрильи Пётр Покрышев кивнул в сторону вылезавшего из самолёта Чубукова: «Наш — то птенчик оказался с коготками. Царапнул «Мессера» и помог мне сбить его».

Покрышев, хорошо разбиравшийся в лётчиках, сделал Чубукова своим ведомым. И не разу не пожалел об этом. Чубуков не подвёл его. Раненый, с застрявшим в ноге осколком, он продолжал драться, не покидая боевых друзей. Чубуков повернул к аэродрому, только когда бой закончился.

Это было 15 марта 1942 года. Через несколько дней лётчик послал из госпиталя в полк записку. Просил не беспокоиться, писал, что рана скоро заживёт. Вскоре он вернулся в полк, снова начал летать, пополняя свой боевой счёт новыми победами.

Однажды, случилось это в августе 1942 года, Фёдор Чубуков оказался один перед 12 «Мессерами». Машина его была слишком маленькой целью для одновременной атаки всей вражеской группы. Они пикировали на него по очереди. Увёртываясь от атак, Чубуков изредка оглядывался: не летит ли кто из товарищей на помощь ? Ему так хотелось увидеть своих ! Но товарищи были далеко. Они не могли бросить бомбардировщики, которые сопровождали.

Приходилось драться одному. Боеприпасов оставалось мало. Он уже сбил 2 Ме-109: первый — в самом начале боя, второй — когда немецкий истребитель после неудачной атаки оказался ниже его. Но и Чубуков едва справлялся со своим самолётом. Из пробитого мотора в кабину брызгало горячее масло. И, что ещё хуже, заклинило повреждённый пулями руль поворота.

Самолёт сорвался вниз. Ветер бил в стёкла фонаря, земля надвигалась с ужасающей быстротой. Но, как говорится, нет худа без добра. Внезапная потеря высоты спасла Чубукова. Он оторвался от преследователей. Огромным усилием выхватив из пике падающий самолёт, Фёдор уже не пытался набирать высоту. Едва не сшибая верхушки сосен, кое — как дотянул он до своего аэродрома.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB