«15 ноября мы вылетели звеном на прикрытие наших наземных войск в район Новогрудка, где встретили до 40 бомбардировщиков Ju-88 под сильным прикрытием истребителей Ме-109. Группой в составе 4-х самолётов мы немедленно атаковали «Юнкерсы», которые уже перестроились в боевой порядок для бомбометания по нашим наземным войскам. Захожу в хвост первому, даю длинную очередь — он загорается, проскакиваю ко второму — тоже самое, сблизился с третьим самолётом на расстояние до 20 метров, но… боекомплект исчерпан. Мгновенно приходит мысль таранить вражескую машину. Я начал сзади снизу пристраиваться, чтобы винтом своего истребителя отрубить хвост «Юнкерсу». В это мгновение немецкий лётчик открыл бомболюки, и бомбы начали медленно отделяться от самолёта, и я чуть не столкнулся с ними. Моментально дал рули на вывод и выскочил из — под хвоста немецкого бомбардировщика. Не хватало ещё так глупо погибнуть…»
Зимой 1943 — 1944 годов войска 2-го Украинского фронта вели боевые действия по освобождению правобережной Украины. В канун нового 1944 года наши войска подошли к городу Кировоград, начав одноимённую фронтовую операцию. Принял в ней участие и Фёдор Архипенко: 8 января в воздушном бою он сбил истребитель Ме-109, а 10 января, в районе Кировограда — пикировщик Ju-87.
Наши войска успешно продвигались на Запад и к середине марта 1944 года вышли на реку Днестр к границе Молдавии в районе города Ямполь. В те дни лётчикам 129-го Гвардейского ИАП приходилось летать на задания с подвесными баками, поскольку они базировались относительно далеко от линии фронта. 19 марта Фёдор Архипенко в паре с Виктором Королёвым сбил истребитель FW-190.
23 марта 1944 года четвёрка Архипенко схватилась в тяжёлом бою с несколькими десятками «Лаптёжников», сбила 8 немецких самолётов ( 2 из них — Архипенко ). Горючее было выработано полностью, и лётчики приземлили самолёты неподалёку — на берегу Днестра. Одна из жительниц близлежащей деревеньки пригласила офицеров к себе, от души угостила их нехитрой снедью, посетовав, к слову, что немцы увели у неё корову. Бравый комэск, растроганный рассказом хлебосольной селянки, тут же дал ей 700 рублей, и та, не откладывая дела, привела на свой двор корову, которую купила прямо по соседству. Случай этот стал широко известен, и до конца войны Архипенко доводилось принимать в воздухе шутливые радиограммы вроде такой: «Десятка !» Вижу стадо коров и твою Бурёнку…»
Расширив плацдарм на Днестре в районе Ямполя, наши войска при поддержке авиации приступили к освобождению Бессарабии. Эскадрильи полка часто вели воздушные бои: 26 и 30 марта в районе Бельцов и Флорешти, Фёдор Архипенко сбил по одному Ju-87. Всего же, за март 1944 года, он провёл 8 воздушных боёв и сбил 6 самолётов противника.
В начале апреля полки дивизии перебазировались на полевой аэродром Ямполь. Летали тогда много, прикрывая наши наземные войска, которые уже форсировали Прут, перешли на территорию Румынии и успешно продвигались в направлении Яссы.
В те дни немецкое и румынское командование, стараясь ненести нашим войскам максимальные потери, использовало даже старые трофейные самолёты PZL-24, PZL-37, IAR-80 и другие древние типы. В одном из вылетов Фёдор Архипенко сбил один из таких бипланов. Всего же, за апрель 1944 года, он произвёл 21 боевой вылет, провёл 6 воздушных боёв и сбил 3 вражеских самолёта.
В мае 1944 года 129-й Гвардейский ИАП принял участие в Ясской операции, действуя с аэродрома Тодирени. Особенно напряжённые бои развернулись в конце мая в районе Тыргу — Фрумос. В одном из боёв Фёдор Архипенко сбил новый немецкий двухмоторный штурмовик Hs-129.
Немецкий двухмоторный самолёт — штурмовик Henschel Hs-129В. Лето — осень 1944 года.
30 мая — уничтожил истребитель Ме-109 и пикировщик Ju-87.
31 мая 1944 года около 18:00 в своём 4-м боевом вылете Архипенко сбил очередной Ме-109. В кабине этого «Мессера», по всей видимости, сидел Герхард Баркхорн — 2-й ас Германии, который отправился в госпиталь почти на полгода.
В начале июня немецкое наступление под Яссами было остановлено и в конце месяца полк перебазировался на аэродром Ямполь. В эти дни Фёдор Архипенко совершил свой 400-й боевой вылет. Вскоре полк был передан в распоряжение 1-го Украинского фронта и перебазировался на аэродром Окопы, в район Шепетовки.
В августе 1944 года лётчики 129-го ГвИАП вели бои над Сандомирском плацдармом. 10 и 17 августа в воздушных боях Фёдор Архипенко сбивает по одному FW-190. К тому времени общий счёт сбитых им вражеских самолётов перевалил за 40. В осенне — зимний период 1944 года летать на боевые задания приходилось мало из — за плохих метеоусловий, притом не было активных боевых действий наших наземных войск.
1945 год ознаменовался переходом в наступление наших войск на Сандомирском плацдарме и переносом боевых действий на территорию Германии. Война подходила к концу…
В первых числах мая, Фёдор Архипенко убыл на учёбу в Липецк на Высшие офицерские курсы. Там и застал его Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года о присвоении звания Героя Советского Союза. Надо сказать, вышел он с большим опозданием: первый материал был представлен на него ещё 17 июля 1944 года. Уже к тому времени он довёл число личных побед до 30.
Вообще, Фёдор Архипенко стал одним из тех лётчиков — истребителей, чей официальный счёт одержанных побед был в годы войны незаслуженно занижен. По официальным данным, помошник командира 129-го Гвардейского авиаполка ( 22-я Гвардейская авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии майор Ф. Ф. Архипенко к маю 1945 года совершил 467 боевых вылетов, из них 235 — на И-153, ЛаГГ-3 и Як-1, 69 — на Як-7Б и 163 — на «Аэрокобре», провёл более 30 штурмовок. Участвуя в 102 воздушных боях, официально сбил 30 вражеских самолётов лично, 10 в составе группы и 4 в паре с ведомым. На самом же деле Архипенко одержал 42 личные победы ( по архивным данным 205-й ИАД на его счету официально числятся 32 победы, ещё 10 лично сбитых им самолётов записаны в разряд групповых побед ). Сам сбит не был.
За период войны он освоил следующие типы боевых самолётов: И-153, ЛаГГ-3, Ла-5, Як-1 и P-39 «Аэрокобра».
После окончания войны Фёдор Фёдорович продолжил службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно — Воздушную академию ( в подмосковном Монино ) и был назначен на должность командира истребительного авиационного полка в Сталинградское авиационное училище, где помимо наших курсантов ему пришлось обучать венгерских и албанских лётчиков.
В начале 1950-х годов он получил новое назначение — в 57-й истребительный авиационный корпус, базировавшийся в городе Таллине ( Эстония ), а затем в Волковысске ( Белоруссия ).
В 1956 году он был назначен на должность старшего лётчика — инспектора ВВС. Работал под прямым руководством главкома ВВС Маршала авиации К. А. Вершинина. Архипенко была поручена щепетильная роль по организации переучивания египетских, сирийских и афганских летчиков. Учитывая восточное образование и происхождение этих людей, можно оценить всю сложность поставленной задачи. До 1958 года сам летал на всех типах реактивных «МиГов».
С 1959 года Гвардии полковник Ф. Ф. Архипенко — в запасе. После списания с лётной работы Фёдор Фёдорович окончил Московский инженерно — экономический институт ( в 1968 году ), 35 лет проработал в должности инженера, а затем заместителем управляющего трестом «Мособлоргтехстрой».
В 2003 году, имея 65 календарных лет ( ! ) стажа, он ушёл на пенсию. В 1999 году увидела свет книга воспоминаний Ф. Ф. Архипенко «Записки лётчика — истребителя».
* * *
Список всех известных побед Гвардии майора Ф. Ф. Архипенко:
Дата победы |
Кол-во | Тип сбитого самолёта |
Район боя | Лично / в группе | Своя часть |
17.08.1941 | 1 | Ме-109 | Юго — Западный фронт | лично | 17-й ИАП |
20.08.1941 | 1 | Ю-88 | Юго — Западный фронт | лично | |
14.09.1941 | 1/2 | Ю-87 | Юго — Западный фронт | в паре | |
07.06.1942 | 1/2 | Ю-87 | Брянский фронт | в паре | |
20.07.1942 | 1 | Ме-109 | Брянский фронт | лично | |
08.08.1942 | 1/2 | Ме-109 | Софьино | в паре | |
09.01.1943 | 1 | Ме-109 | Воронежский фронт | лично | |
03.02.1943 | 1/2 | Ме-109 | С-З. аэр. Уразово | в паре | 508-й ИАП |
28.02.1943 | 1/2 | Хш-126 | Воронежский фронт | в паре | |
1 | ФВ-189 | Успенское | лично | ||
07.07.1943 | 6/12 | Ю-87 | Беленихино — Верхопенье | в группе | |
2/12 | Ме-109 | Беленихино — Верхопенье | в группе | ||
08.07.1943 | 1 | Ю-87 | Сухо-Солотино | лично | |
2/6 | Хе-111 | Покровка | в группе | ||
09.07.1943 | 1 | Ю-87 | Верхопенье | лично | |
24.10.1943 | 1 | Ю-87 | Чечеливка | лично | |
30.10.1943 | 1 | Ю-87 | Петрополь | лично | |
15.12.1943 | 2 | Ю-87 | Юж. Батызман | лично | 129-й ГвИАП |
08.01.1944 | 1 | Ме-109 | Юж. Вишняковка ( Червоно — Вершка ) | лично | |
10.01.1944 | 1 | Ю-87 | Червоновершка ( Кировоград ) | лично | |
17.01.1944 | 1 | Ме-109 | Елено-Косогоровка ( Кировоград ) | лично | |
19.03.1944 | 1 | ФВ-190 | Юж. Ямполь | лично | |
1/2 | ФВ-190 | Ю-З. Ямполь | в паре | ||
21.03.1944 | 2 | Ю-87 | Ямполь | лично | |
26.03.1944 | 1 | Ю-87 | Бельцы | лично | |
30.03.1944 | 1 | Ю-87 | Пырлица — Корнешти ( Фалешти ) | лично | |
04.04.1944 | 1 | ФВ-190 | Пырлица | лично * | |
15.04.1944 | 1 | ПЗЛ-24 | Сев. Хелэучешти ( Харлец ) | лично | |
17.04.1944 | 1 | Ме-109 | Юж. Яссы ( Перерыта ) | лично | |
04.05.1944 | 1 | ФВ-190 | С-З. Тыргу — Фрумос | лично | |
07.05.1944 | 1 | Ме-109 | Блындешты | лично | |
30.05.1944 | 1 | Ме-109 | Вултуру | лично | |
31.05.1944 | 1 | Ме-109 | Скулени | лично | |
01.06.1944 | 1 | Хш-129 | Скулени | лично | |
02.06.1944 | 1 | Ю-87 | Мовилени | лично | |
06.06.1944 | 1 | Ме-109 | Юж. выс. 197 ( Яссы ) | лично ** | |
11.08.1944 | 1 | ФВ-190 | Ленисица ( Раклв ) | лично | |
17.08.1944 | 1 | ФВ-190 | Сев. Радешки ( Опатов ) | лично | |
17.01.1945 | 1 | ФВ-190 | Юж. окр. Ченстохова | лично | |
* Есть в лётной книжке, но нет в архивах; ** Есть в архивах, но нет в лётной книжке. |
Всего боевых вылетов — 467; Воздушных боёв — 102; Сбитых самолётов ( официально ) — 30 лично и 14 в группе. Найдено в архивах и лётной книжке: 32 лично и 16 в группе.
По данным лётной книжки за период с 22.06.1941 г. по 1.06.1943 г. совершил 235 боевых вылетов. Проведя 35 воздушных боёв, он сбил 4 самолёта противника ( 1 «Не-113», 1 Ju-88, 2 Ме-109F. ) лично и 3 ( 1 Hе-111, 1 Do-215, 1 Ju-87. ) в группе. А за Октябрь 1943 года сбито 2 Ju-87. По данным М. Ю. Быкова за этот срок он одержал 5 личных и 5 групповых побед ( отсюда и 2 + 2 лишние победы ).
источник:airaces.narod.ru