Герой Советского Союза Алексей Алексеевич Губанов

Родился 12 Марта 1918 года в Москве, в семье рабочего. Окончив 7 классов неполной средней школы, работал сборщиком автомоторов, занимался в аэроклубе. С 1937 года в Красной Армии,...

Родился 12 Марта 1918 года в Москве, в семье рабочего. Окончив 7 классов неполной средней школы, работал сборщиком автомоторов, занимался в аэроклубе. С 1937 года в Красной Армии, год спустя окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

Герой Советского Союза Алексей Алексеевич Губанов

Участник похода в Западную Украину 1939 года и Советско — Финляндской войны 1939 — 1940 годов.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны, сражался в составе 19-го ИАП. Летая на самолётах МиГ-3 и ЛаГГ-3, сбил несколько самолётов. В боях под Сталинградом произвёл около 50 боевых вылетов. Сбил 4 самолёта, из них 2 Ме-109 в воздушном бою 23 Декабря 1942 года.

С Апреля по Декабрь 1942 года служил в 3-м Гвардейском ИАП. Затем — в 13-м ИАП (111-м Гвардейском ИАП).

К Маю 1943 года командир эскадрильи 13-го истребительного авиационного полка (201-я истребительная авиационная дивизия, 2-й смешанный авиационный корпус, 4-я Воздушная армия, Северо — Кавказский фронт) Капитан А. А. Губанов совершил 358 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 14 самолётов противника.

24 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего произвёл 550 успешных боевых вылетов, участвуя в 105 воздушных боях, лично сбил 28 и в группе с товарищами 9 самолётов противника.

После войны продолжал служить в ВВС, летал на реактивных самолётах. В 1951 году окончил Военно — Воздушную академию. С 1973 года Гвардии полковник А. А. Губанов — в запасе. Последние годы жил и работал в Воронеже. Умер в 1993 году.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (трижды); медалями.

*    *    *

Есть люди, для которых ни один прожитый день, ни одно событие не остаётся бесследными. Время обогащает их, делает опытнее. Именно таким является Алексей Губанов. Он родился в 1918 году в Москве, в рабочей семье. Окончив 7 класов, поступил учеником слесаря на авиаремонтный завод. Учился в вечернем радиотехникуме. Окончив в 1937 году аэроклуб, Алексей поступил в Борисоглебскую военную школу лётчиков. И уже через год был назначен командиром звена 13-го истребительного авиационного полка.

Зимой 1939 — 1940 годов Лейтенант А. А. Губанов в должности командира звена участвовал в Советско — Финляндском вооружённом конфликте. На И-15бис совершил 14 вылетов на штурмовку войск противника.

С началом Великой Отечественной войны — снова на фронте. Вот тут — то и пригодился полученный боевой опыт. С первых же дней войны Губанов не раз вступал в бои. Иногда в день приходилось делать по 3 — 4 вылета. Успех же в воздушном бою приходил тогда редко — сказывалось слабое вооружение «Ишачков». В совершенстве владея техникой пилотирования, отлично зная боевые возможности своего самолёта, он всегда старался захватить инициативу, тактически грамотно действовать, мгновенно оценивать обстановку и в ходе боя вносить, если это требуется, изменения в ранее продуманный план. Каждый воздушный бой он осмысливал затем теоретически, делая соответствующие выводы.

Свои первые воздушные победы Алексей Губанов одержал на самолёте ЛаГГ-3. Как известно, «ЛаГГи» получили во многих публикациях, особенно последнего времени, довольно дурную репутацию. Самолёт действительно был тяжеловат и вялый в маневре, но в умелых руках вполне мог потягаться с любым противником. Лучшим примером тому может послужить сверхрезультативный бой, проведённый Алексеем Губановым 3 Февраля 1942 года. В этой воздушной схватке А. А. Губанов добился исключительной по тому времени победы, сбив на ЛаГГ-3 сразу 3 вражеских истребителя Ме-109.

Герой Советского Союза Алексей Алексеевич Губанов

Истребитель ЛаГГ-3. На такой машине летал А. А. Губанов.

Настоящим испытанием для Губанова стали бои в небе Сталинграда. Время тогда было горячее. Иногда в день приходилось делать по 3 — 4 боевых вылета. И редкий вылет обходился без встречи с воздушным противником. Иногда таких встреч бывало несколько. Характерный эпизод произошёл в Декабре 1942 года. Сам Алексей Алексеевич рассказывает об этом так:

«Двухнедельные бои на Сталинградском фронте, начавшиеся в Ноябре 1942 года, увенчались блестящей победой наших войск. Громадная группировка немцев была зажата в кольцо. Это кольцо с каждым днём всё туже сжималось вокруг немецкой армии.

Пытаясь спасти окружённых, не жалея ни сил, ни техники, немецкое командование бросало днём и ночью сотни транспортных самолётов со снарядами, питанием и подкреплением. Эти самолёты уничтожались нашими истребителями, а поэтому мало кто из них достигал цели и ещё меньше возвращалось обратно.

В районе Котельниково большая группа немецких войск начала наступление с целью пробиться к окруженным, но наши войска сдержали натиск врага, потом сами перешли в наступление. В этой обстановке наш истребительный полк базировался на аэродроме Светлый Яр вместе с одним из полков штурмовиков Ил-2. Штурмовики по нескольку раз в день вылетали на фронт в район Котельниково, а мы прикрывали их. 26 Декабря мне была поставлена задача: группой, составленной из 5 истребителей, прикрыть 6 штурмовиков Ил-2, летевших для удара в район Котельниково.

«Илы» летели строем «правый пеленг». Мы, истребители, построили вокруг них следующий боевой порядок: пара Ла-5 во главе с моим заместителем Игнатьевым летела с правой стороны от Ил-2. Я один летел с левой стороны от группы, пара Ла-5, ведомая Лейтенантом Гнидо, — сбоку и немного выше. Пётр Гнидо имел задачу первым вступать в бой при появлении немецких истребителей.

После взлёта быстро построились в заданный боевой порядок. Ведущий штурмовиков передал по радио: «ложусь на курс». Метеорологические условия были хорошие: ни одного облачка.

Герой Советского Союза Алексей Алексеевич Губанов

Справа, на изгибе Волги, прямо вверх поднималась огромная серая туча дыма — горел Сталинград. Маршрут проходил параллельно железной дороге, идущей из Сталинграда на Котельниково.

Пересекаем линию фронта. В воздухе спокойно. Навстречу нам на большой высоте летит немецкий разведчик, оставляя за собой губительный для него белый (инверсионный) длинный хвост. Почти параллельно с нами, но значительно выше, летит наш разведчик Пе-2, направляясь в тыл к немцам. Вот впереди показались ещё 2 точки в воздухе. Кто это ? Наши самолёты или немцы ? С каждой секундой точки увеличиваются, принимая очертания самолётов. Вот уже ясно видно, что это истребители. По — видимому, это немцы. Передаю по радио: «Внимание, впереди 2 «Мессершмита». В моей группе произошло заметное движение, штурмовики подтянулись к ведущему, пара Гнидо начала набирать высоту.

Пролетели линию фронта. Ещё 5 километров — и наша цель. «Мессершмиты» пролетели мимо нас и сзади стали разворачиваться в хвост нашей группе. Вот они уже со снижением догоняют пару Гнидо. Оба наших истребителя резко разворачиваются прямо в лоб немцам. Завязался бой.

Я осматриваю кругом воздух. Кажется, кроме этой пары «Мессеров», больше никого не видно. Наблюдаю за воздушным боем. Все преимущества на стороне немцев. Они начали бой, имея запас высоты и скорости, чего не было у пары Гнидо. Вот немцы уже заставили Гнидо встать в круг и атакуют его короткими клевками сверху. Собьют их обоих, подумал я. Что делать ? Снова осматриваю воздух — никого. Впереди уже видна цель. Убедившись, что в воздухе противника больше нет, я передал по радио паре Игнатьева: «Прикрывай один, я помогу Гнидо».

Быстро разворачиваюсь назад и с набором высоты иду к месту боя. Набрав 500 метров выше немцев, я со стороны солнца атакую в хвост одного из «Мессеров». Немец, увидя, что я у него в хвосте, круто взмыл вверх, я за ним. Вот он уже достиг верхней точки «горки» и как бы «завис» на какую — то долю секунды. Прицеливаюсь и открываю огонь по нему. Увидев трассу, немец резко переводит машину в пикирование, а я проскакиваю мимо, вверх, одновременно стараясь рассмотреть, где второй Ме-109. А вот и он ! Ниже меня метров на 500. «Мессер» повис в хвосте у одного Ла-5; последний энергично виражил, стараясь не попасть немцу в прицел. Недолго думая, я пикирую на него сверху и быстро захожу в хвост. Одной угрозы атаки было достаточно, чтобы немец вышел из боя переворотом. Не теряя времени, я стал собирать своих истребителей в группу, чтобы вместе идти разыскивать наших штурмовиков. Наконец мне это удалось, и мы втроём полетели в район цели.

Вот впереди на бреющем полёте показалась группа самолётов. Я считаю — 5 штурмовиков, значит, это моя группа. Гнидо, увидев штурмовиков, резко пошёл на снижение вместе со своим ведомым. Я, не теряя высоты, продолжал лететь наперерез группе штурмовиков. Когда я был уже почти над группой, мне показалось, что в группе что — то неладно. Смотрю внимательнее и вижу двух «Мессеров», которые пытались атаковать штурмовиков. Один из наших истребителей переходами слева направо держал их на почтительном расстоянии. Пара Гнидо, разворачиваясь на параллельный штурмовикам курс, не могла видеть Ме-109.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector