Герой Советского Союза Абрамов Владимир

…Боёв было много. По профессии лётчик — истребитель, Абрамов стал ещё и лётчиком — штурмовиком.

Близ Стрельны и Знаменки он уничтожал пулемёты врага, в районе Урицка бомбил его окопы, на дороге между Красным Селом и Гореловом уничтожал автомашины.

5 февраля 1942 года штурмовым ударом группы Абрамова были взорваны 2 склада, разбиты 6 вагонов, повреждён паровоз и подавлены 2 зенитки. На следующий день, 6 февраля, Абрамов и его товарищи атаковали автоколонну. 5 автомашин с боеприпасами взлетели на воздух. В записи, сделанной 7 февраля, против фамилии Абрамова значится: уничтожены 3 штабных автобуса, 8 февраля — взорвав склад боеприпасов, в районе сосредоточения вражеских войск вызвано 9 пожаров…

Это результаты только 4-х штурмовок. Всего же Гвардии капитан В. Ф. Абрамов вылетал на штурмовку 90 раз !

*    *    *

…В субботу вечером 21 июня лётчик Владимир Абрамов находился на аэродроме Липово на Курголовском полуострове. За полночь объявили одну за другой 2 тревоги, означавшие начало войны. До 10 утра Владимир был в готовности № 1. Затем последовал вылет — перебазирование в Таллин, на Юлемисте. 23 июня командир полка послал звено на разведку шхерного района противника. Михаил Моторин, Александр Батурин и Владимир Абрамов обследовали район от Койвисто до Хельсинки. В том полёте один катер удалось повредить, но и самолётам досталось. Очередь зенитного автомата прошила борт кабины в 5 сантиметрах от правого плеча Абрамова, а Михаила Моторина ранило в обе ноги.

Герой Советского Союза Абрамов Владимир
Биплан И-15бис В. Ф. Абрамова, 1941 год.

Войну он начал в составе 3-й эскадрильи. В течение первого года много летал на биплане И-15бис с бортовым номером «30». В июле одержал первую победу в воздухе. Далась она нелегко. Подошёл так близко к хвосту Ju-88, что воздушная струя свалила его в штопор. Лишь после двух витков Владимир овладел машиной, догнал «Юнкерс», следовавший курсом на Ригу, и вместе с другими лётчиками уничтожил бомбардировщик.

В те первые месяцы войны проявился талант Абрамова и как разведчика. Именно он, действуя на участке Кунда — Кохтла — Ярве, установил, что немецкие войска стремятся отрезать Таллин. Близ эстонской столицы были обнаружены на небольшой площадке немецкие самолёты, находившиеся здесь уже несколько лет. Командир полка приказал Абрамову посмотреть, в каком они состоянии. Один из них — «Хеншель-126» — приглянулся Владимиру. Он перегнал машину в полк как раз в то время, когда требовалось уточнить линию фронта. Дали оповещение, чтобы не сбили его наши войска. И Абрамов, летая на «Хеншеле» над передним краем противника, составил точное описание линии фронта.

Много вылетов совершил он в первые недели войны. Один особенно памятен.

…Абрамов вёл свой истребитель над железнодорожной станцией Юлемисте. Справа в лучах Июльского солнца сверкало озеро того же названия. Уже оставалось завершить «коробочку» и совершить посадку. Он не сразу понял, в чём дело: снизу его машину словно подталкивал кто-то. Глянул — четырёхмоторный FW-200 «Кондор» бомбит станцию. Абрамов ринулся в атаку. Длинной очередью из всех 4-х пулемётов удалось повредить правый крайний мотор. Сильно дымя, «Кондор» стал уходить. В это время появились 2 И-16. Это были Бринько и Антоненко. Они сразу поняли, в чём дело, и устремились в погоню. Падение «Кондора» засвидетельствовали наши войска. Но в лётных книжках Абрамова, Бринько и Антоненко эта победа не значится: Абрамов считал, что «Кондор» добили Пётр Бринько и Алексей Антоненко, а те решили, что это победа неизвестного лётчика. Так как они служили в разных полках, «Кондор» оказался «бесхозным».

Герой Советского Союза Абрамов Владимир
Другая победа Абрамова также могла остаться неизвестной, если бы не произошла на виду у наших пехотинцев. В тот день — было это 18 августа 1941 года — из района Котлов отходили последние наши части. Юрий Спицын, Николай Антонов, Владимир Абрамов прикрывали их. В разрывах облачности Владимир увидел вражеские самолёты — 16 двухмоторных многоцелевых Ме-110. На И-15бис не было радиопередатчиков. Чтобы привлечь к себе внимание, Абрамов качнул крыльями и пошёл наперерез врагам. Спицын и Антонов тоже переменили курс. Но когда сближение завершалось, оба они оказались в облачности, и Абрамову пришлось вести бой одному.

Эта схватка походила на поединок кочевника, вооружённого луком, с закованным в броню крестоносцем: стрелы отскакивали от панциря так же, как пули ШКАСов его биплана от 10-миллиметровой брони Ме-110.

Однако не зря говорилось в боевых наставлениях того времени: «Исход боя решается не столько качествами самолёта, сколько умением их использовать». Прицельные очереди сзади — снизу, по моторам, с крутым, доступным лишь на биплане, боевым разворотом, чтобы не проскочить вперёд под огонь 6 стволов Ме-110, сделали своё дело.

Герой Советского Союза Абрамов Владимир
В напряжённом бою он уничтожил один Ме-110, а на другом поджёг правый мотор. Преследуя противника, Абрамов ввёл машину в пикирование. В хвосте тотчас появились несколько «Мессеров». Их массированный огонь достиг цели: немецкие пилоты начисто отбили ему прицел, раскромсали металл заголовника, изрезали плоскости. Перкаль клочьями летела с плоскостей и фюзеляжа. Пришлось воспользоваться облачностью и вне видимости земли, по расчёту времени вывести самолёт к Копорью, на свой аэродром. Когда повреждённая машина приземлилась, командир полка обнял Абрамова:

— Вижу, крепко досталось. Из штаба армии уже запрашивали, кто пилотирует истребитель с бортовым номером «42». Сказали, что восхищены мастерством этого лётчика.

Осенью 1941 года В. Ф. Абрамов был назначен командиром звена. 10 сентября 1941 года будущий ас одержал ещё 2 победы.

5 октября 1941 года на рассвете в Петергоф начал высаживаться десант. Было ещё совсем темно. На прикрытие десанта командир полка А. Коронец взял с собой одного лётчика — Владимира Абрамова. Парой они и выполнили эту поставленную командованием боевую задачу.

В середине дня по радио снова попытались связаться с десантом, но безуспешно. Ещё не знали, что во время высадки рация и батареи питания побывали в воде и пришли в негодность. Послали опытного истребителя — Александра Волошина, он вернулся ни с чем.

Вылетел Александр Батурин на У-2 с почтовыми голубями. Снова неудача. На другой день Абрамова вызвал командир полка. На КП находились командующий Краснознамённым Балтийским флотом В. Трибуц, командующий ВВС флота М. Самохин, начальник политотдела ВВС Л. Пурник, командование бригады.

— Вы хорошо знаете Петергоф ? — спросил адмирал Трибуц.

— Знаю отлично, — ответил Лейтенант.

Командующий флотом объяснил задачу: надо найти каждую роту десанта, выяснить, что происходит на всех участках, в том числе в районе Английского дворца, вокзала, Красной улицы, в Нижнем парке, у каскада фонтанов.

— Сможете ? — спросил Адмирал.

— Сможет, — ответил Коронец за Абрамова, — мы с ним вчера прикрывали десант. С кем пойдёшь ?

— Один.

— Нет, одному нельзя. Надо, чтобы тебя кто — нибудь прикрывал.

Абрамов назвал лётчика, с которым отношения у него явно не складывались. Тот с годами утратил боевой запал, в бой не рвался. Коронца выбор озадачил, но в конце концов этот лётчик был не новичок, опыт имел.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB