Георгий Береговой: «Я — летчик. Человек профессии»

15 апреля день рождения единственного космонавта-фронтовика Георгия Тимофеевича Берегового. Годы появления на свет будущего героя относятся к самому тяжелому периоду истории русского государства, поэтому детство его проходило в условиях сурового быта. Уроженец Украинской ССР, села Федоровка в Полтавской губернии окончил 8 классов Енакиевской средней школы, а затем начал трудовую деятельность на металлургическом заводе. В коротком интервью, брат Берегового Михаил, рассказал корреспондентам о том, что Георгий Тимофеевич рос как и все мальчишки озорным и драчливым. В годы молодости будущий Герой успешно совмещал работу и обучение в местном аэроклубе.

Георгий Береговой: «Я - летчик. Человек профессии»

В 1938 году Береговой вступает в ряды Красной Армии. С 12 декабря Георгий Тимофеевич проходит обучение в военной школе авиаторов им. Пролетариата Донбасса и заканчивает ее за девять дней до начала Великой Отечественной. Он с успехом освоил управление Ил-2 и был назначен командиром штурмовой эскадрильи в гвардейском полку штурмовой авиации № 90.

В военный период Береговой совершает более 180 боевых вылетов, при этом его трижды сбивают, он получает ранения, но продолжает сражаться против фашистов. Первую Звезду Героя Георгий Тимофеевич получил 26 октября в 1944 году за образцовое проведение военных операций по заданиям командования в борьбе с захватчиками. В своем интервью сын Берегового Виктор Георгиевич рассказывает о том, как отец отзывался о боевых подвигах и военных буднях. Особым мастерством считалось умение сближаться на боевых машинах до расстояния двух метров и, отпустив штурвал, демонстрировать свободные руки пилоту второго штурмовика. Цели задавали самые разные, бомбил Береговой вражеские танки, эшелоны, а также переправы и стратегически важные пункты. Участвовал Герой СССР и в известном налете на немецкий аэродром под Львовом.

Вернувшись на Родину после войны, Береговой поступил в Высшую офицерскую школу и закончил ее в 1948 году. Кроме того, прошел герой и курсы летчиков-испытателей. Дальнейшая жизнь фронтовика оказалась целиком посвящена работе в ГК НИИ ВВС в качестве испытателя. За период с 1948 года по 1964 года он поднял в небо несколько десятков реактивных и иных видов самолетов нового поколения. Береговой испытывал такие модели как МиГ-19П, И-320, ЯК-К, Ту-128 и другие. В период летно-испытательской деятельности фронтовику присвоили звание заслуженного летчика-испытателя СССР. За отважное и грамотное поведение в нештатной ситуации при полете на Су-9, летчику вручили кинокамеру. Награждение осуществлял лично конструктор Сухой. Кроме того, еще в 1956 году он окончил Военно-воздушную академию, впоследствии названную в честь первого космонавта Юрия Гагарина.

В 43 года на очередной медицинской комиссии один из врачей пошутил о том, что с таким здоровьем как у Берегового можно смело записываться в космонавты. Георгий Тимофеевич принял эту шутку как руководство к действию и в 1963 году добился зачисления в отряд космонавтов. Для достижения поставленной цели Береговому пришлось пройти программу обучения полетам на кораблях Союз, а также преодолеть сложнейшие испытания. Неоценимую помощь оказал Н.П. Каманин, знавший летчика-фронтовика еще с войны. Он помог урегулировать вопрос с возрастным цензом, так как в отряд принимали лишь лиц моложе 35-ти лет. По рассказам современников, фронтовик не чувствовал своего возраста, хотя и являлся самым взрослым из членов команды. Его даже дружески именовали «дед». Леонов в своих воспоминаниях о Береговом отзывается уважительно, так как, по его мнению, учиться у молодых было достаточно сложно. Георгий Тимофеевич, будучи опытнейшим пилотом и героем, сумел преодолеть себя и освоить всю специфику космических полетов. Он не уступал по физическим показателям ни одному из членов команды, а неутомимость и оптимизм позволили стать главным претендентом для отправки в путешествие на орбиту.

Георгий Береговой: «Я - летчик. Человек профессии»

Наконец, 26 октября 1968 года на корабле Союз -3 Береговой отправился в ледяные объятия космоса. Полет длился не многим менее четырех суток, в ходе его была проведена попытка состыковки с Союзом-2, работающим в беспилотном режиме. За этот полет космонавт-фронтовик получил свою вторую Звезду Героя. Значение полета Союза-3 сложно переоценить. Он являл собой не только повтор трагически известного старта Союз-1 с космонавтом Комаровом на борту, но и оказался осложнен необходимостью проведения первой попытки состыковать корабли в открытом космосе. После смерти отважного космонавта, были проведены еще пять запусков беспилотных кораблей, все из которых оказались успешными. Однако психологический барьер после трагедии оставался. Особенно смущало конструкторов, испытателей, аналитиков и иных специалистов требование проведения стыковки на затененном участке орбиты. Учитывая процесс адаптации к условиям космического полета, совершить подобную операцию было практически невозможно.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB