Этапы большого пути дважды Героя Советского Союза Колдунова Александра Ивановича

Днём позже Колдунов вылетел вместе с Сырцовым на разведку войск противника. Севернее Комрат неожиданно завязался бой с 4 Ме-109. Немецкие пилоты почему-то действовали неслаженно и трусливо. В воздушном бою Колдунов сбил один вражеский самолёт. Остальные поспешно удрали. Немецкий лётчик приземлился в районе командного пункта.

— А вы могли бы ещё «тянуть» на горящей машине и сесть у себя на аэродроме? — спросил комдив Б. А. Смирнов, допрашивавший фашистского аса.

— Мог, если бы не Колдун… — ответил расстроенный лётчик. — Он вторично сбивает меня. Но тогда я приземлился в расположении своих войск…

*    *    *

Осенью 1944 годе Колдунову, в то время уже капитану, Герою Советского Союза, представилась возможность летать на новеньком Як-3. Машина эта, поистине, была превосходной. Лётчики буквально влюблены в неё. Конструктору удалось при разработке сохранить многие высокие качества его предшественника — Як-1. Новый Як-3 стал намного легче, тяжёлые деревянные лонжероны крыла были заменены дюралевыми. Этим добились двух преимуществ: лёгкости и прочности. Улучшилась аэродинамическая характеристика машины: водорадиатор заглубили максимально в фюзеляж, а маслорадиатор уместили в центральной части крыла. Хвостовое колесо сделали убирающимся. Все это уменьшило лобовое сопротивление, а значит возросла максимальная скорость.

Этапы большого пути дважды Героя Советского Союза Колдунова Александра Ивановича
На Як-3 Колдунов начал летать первым в полку. Самолёт ему вручили в торжественной обстановке — как подарок от деда Герасима…

Ещё в начале августа 1944 года в штаб полка пришёл колхозник. Гостя приняли в штабной землянке. Это был высокий плотный мужчина средних лет. Подойдя уверенной походкой к комиссару полка майору И. Чёрному, он подал ему крепкую мозолистую руку и по-военному отрекомендовался:

— Герасим Алексеевич Богаченко, колхозник артели «XX лет Октября». Живу в селе Граденицы, Белявского района Одесской области… Ваши лётчики, — неторопливо продолжал oн, — сбили сегодня над нашим селом два фашистских самолёта. Спасибо вам за это от всех селян…

Герасим Алексеевич рассказал, что он наблюдал этот воздушный бой и хотел бы посмотреть на лётчиков, которые так мастерски уничтожили 2 немецких самолёта.

Ему представили шестёрку отважных истребителей, возглавляемую капитаном А. Колдуновым. Увидев на его выгоревшей гимнастёрке «Золотую Звезду» Героя Советского Союза, Богаченко спросил:

— Откуда родом, сокол?

— Смоленский я, папаша, из Монастырщины.

Этапы большого пути дважды Героя Советского Союза Колдунова Александра Ивановича
Встреча А. И. Колдунова и Г. А. Богаченко, 1968 год.

— Смоленский? — И, обращаясь ко всем лётчикам, сказал: — Хорошо вы, ребята, воюете. Радостно на вас посмотреть. Вот и я хочу помочь Красной Армии, купить самолёт-истребитель, чтобы подарить его самому отважному лётчику…

Герасим Алексеевич Богаченко пожертвовал свои сбережения, что накопил за долгую трудовую жизнь, — 100 000 рублей на постройку самолёта. И уже осенью новенький Як-3 деда Герасима, с надписью: «От колхозника Богаченко Г. А.», был вручён Герою Советского Союза капитану А. Колдунову. На именном «Яке» Александр Колдунов участвовал в боях за освобождение Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, Австрии.

Через некоторое время Колдунов отправил первый «рапорт» колхознику:

«Докладываю, дорогой Герасим Алексеевич, сегодня сбит 5-й стервятник на вашем самолёте. Обещаю число звёзд на нём увеличить. Машина отличная !».

На самолёте — подарке Колдунов участвовал во многих боях. Позднее этот Як-3 был передан Румынскому правительству, по его просьбе, и находился в Бухарестском Доме пионеров.

*    *    *

1944 год вошёл в историю Великой Отечественной войны как год победоносного наступления Красной Армии на всех фронтах. Изрядно потрёпанные немецкие войска были выброшены за пределы границ Советского государства. Но враг ещё оказывал сопротивление. Особенно упорные воздушные бои развернулись на земле и в воздухе в районе окружённой вражеской группировки около Будапешта. Для борьбы с фашистскими бомбардировщиками была создана специальная группе расчистки воздуха, которую возглавив капитан Колдунов. В неё вошли младший лейтенант Ващенко, Лейтенанты Рабинов [Алексей Алексеевич Рабинов — к концу войны уничтожил лично 9 самолётов] и Богданов, старшие лейтенанты Шамонов [Степан Георгиевич Шамонов — с 1944 года постоянный ведомый Колдунова, совершил около 300 боевых вылетов, лично сбил 9 и в группе 4 самолёта противника] и Шишов [Михаил Иванович Шишов — к концу войны уничтожил лично 15 самолётов]. Буквально в каждом вылете на отражение налётов противнике они уничтожали по 3 — 4 машины. За 3 месяца боёв под Будапештом эта шестёрка сбила 35 самолётов противника. Из них 15 уничтожил командир группы Александр Колдунов.

Этапы большого пути дважды Героя Советского Союза Колдунова Александра Ивановича

Группа лётчиков 866-го ИАП (слева направо): лейтенант Рабинов, младший лейтенант Ващенко, капитан Колдунов, старшие лейтенанты Шишов и Шамонов, лейтенант Богданов. Август 1944 года.

20 октября 1944 года при штурмовке вражеских позиций был сбит самолёт командира звена 707-го штурмового авиаполка лейтенанта М. И. Антипова. Лётчик приземлил Ил-2 «на живот» у железнодорожного полустанка в районе города Скопле. Ведомый Антипова, лётчик Дорохов, посадил свою машину рядом с товарищами и хотел вывезти их, но штурмовик увяз в грязи. В это время противник устремился к нашим лётчикам. Им пришлось залечь, отстреливаясь из пистолетов. Это увидел Колдунов, случайно оказавшийся в том районе. Он со своим напарником прижали врагов огнём, не давая им поднять головы. Воспользовавшись этим, лётчики-штурмовики выкатили Ил-2 на подходящее для взлёта место, кое-как разместились и Антипов пошёл на взлёт. Вскоре они были на своём аэродроме…

Читай продолжение на следующей странице
AesliB