Его позывной — «Сокол-17»

Отважный воздушный боец, он показал себя настоящим мастером и в небе Украины. В январе 1943 года, неподалеку от аэродрома Зеты, Владимир перехватил транспортный самолёт Ju-52 и атаковал его. Подбитый «Юнкерс» рухнул прямо на взлётную полосу аэродрома…

Зимой 1943 года полк получил новые самолёты Як-1Б и перебазировался под Ростов. К этому времени Лавриненкова представили к званию Героя Советского Союза, и он добавил к своему списку ещё 7 побед.

…На прикрытие своих войск, зажатых в районе Севастополя, фашистское командование бросило большое количество авиации. Эскадрилья истребителей под командованием В. Д. Лавриненкова барражировала в указанном ей районе. Командир разделил самолёты эскадрильи по различным высотам, сам занял место в верхнем эшелоне. Он учитывал, откуда светило солнце, с какого направления можно ждать появление противника. Минут через 20 на западе появились «Юнкерсы». Капитан нацелил удар группы истребителей на них, а сам стал искать «Мессершмитты». Где-то они должны быть !

Лавриненков со своим ведомым набрал ещё большую высоту. Наконец, он заметил 3 пары Ме-109, шедших на добрую 1000 метров ниже, и нацелил на них наши истребители.

Его позывной - "Сокол-17"

— Атакую, прикрой ! — скомандовал Лавриненков ведомому и свалил самолёт в крутое пике.

Свой истребитель он нацелил на ведущего первой пары «Мессеров», рассчитывая первым ударом внести растерянность в ряды врага. Он начал выводить машину из пике, и когда Ме-109 оказался в перекрестии прицела, дал точную пушечную очередь по врагу. Тот рухнул на землю.

Оглянувшись, Лавриненков увидел приближающиеся к нему 2 фашистских самолёта. Он мгновенно изменил направление полёта своего «ястребка» и трассирующая очередь из вражеского пулемёта прошла стороной.

Выйдя из-под удара, Лавриненков вступил в ожесточённый бой с «Мессерами». Вместе с ведомым он связал всю группу фашистских истребителей и тем самым отвлёк их от нашей ударной группировки, расправлявшейся с «Юнкерсами». Нелегко было противостоять численно превосходящему противнику. Но уверенность в своих силах, смелость и расчётливость помогли Лавриненкову сбить ещё один Ме-109. Фашистские бомбардировщики, понеся большие потери, поспешили уйти. За ними последовали и уцелевшие «Мессеры».

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко — фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Лавриненков Владимир Дмитриевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В конце июня над Доном, в районе станции Великокрепинской, во главе четвёрки «Яков», он стремительно атаковал, сверху — в лоб, и сбил подряд 2 бомбардировщика Ju-88. Его ведомый Н. Остапченко сбил один из истребителей прикрытия — Ме-109. Неприятельские самолёты были рассеяны, бомбометание сорвано. Эта эффектная и красивая схватка происходила в ясную, солнечную погоду, над передним краем, и за ней наблюдали сотни воинов и командующий фронтом Ф. Толбухин. Восхищённый генерал — полковник вызвал к себе лётчика, поздравил с «великолепным воздушным боем над нашими войсками» и наградил золотыми часами.

Его позывной - "Сокол-17"
Вручение партбилета В. Д. Лавриненкову.

Тот бой стал для лётчика судьбоносным: через несколько дней лейтенанта Лавриненкова вызвал маршал авиации А. Новиков, расспросил о себе, о товарищах, попросил написать статью о своих воздушных боях. Лавриненков с его 23 личными победами на «Яках» был в то время в числе лучших советских истребителей и одним из самых результативных лётчиков на самолётах этого типа.

Обобщая свой боевой опыт, он писал в газете «Красная Звезда»:

«Летая над вражеской территорией, лётчики — истребители должны действовать весьма осторожно и в отдельных случаях проявлять максимум терпения. Горячность и опрометчивость могут только принести вред. В принципе, мы придерживаемся правила: «Атакуй внезапно». Первая атака должна быть решающей».

В июле 1943 года 9-й Гвардейский авиаполк сдал свои оставшиеся «Яки» и получил новую матчасть — американские самолёты Р-39 «Аэрокобра». Непривычно мощное вооружение истребителей из 6 пулемётов и 20-мм пушки представило советским лётчикам новые возможности. Уже в следующем месяце Лавриненков сбил с дистанции 150 метров 2 бомбардировщика Не-111, а на следующий день отправил к земле Ме-109.

Его позывной - "Сокол-17"

Истребитель Р-39 «Аэрокобра». На такой машине сражался В. Д. Лавриненков.

24 августа 1943 года, по приказу командующего 8-й Воздушной армии генерал — майора Т. Т. Хрюкина, во главе 4 истребителей Лавриненков вылетел на перехват разведчика FW-189. Владимир обнаружил «раму» в районе села Александровка Матвеево — Курганского района Ростовской области и атаковал её. Немец стал уходить, снижаясь по спирали. Затем в атаку пошёл А. Плотников, но промахнулся. После этого «раму» атаковала вторая пара, но противник, круто поворачивая под атакующих, выходил из зоны обстрела. Тогда Лавриненков стал на предельной скорости преследовать корректировщик, повторяя его траекторию. Он подавил огневую точку «Фокке — Вульфа», но сбить самолёт всё не удавалось. Тогда Владимир пошёл на сближение. Набрав на пикировании слишком большую скорость, он не успел отвернуть в сторону и крылом своей «Аэрокобры» ударил по хвостовому оперению «рамы». Оба самолёта понеслись к земле…

Его позывной - "Сокол-17"
Выбросившись с парашютом, Владимир опустился на оккупированной территорию и в бессознательном состоянии был взят в плен. При нём не было ни орденов, ни документов — только последнее письмо из дому.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB