Единственный «женский тральщик» Великой Отечественной

Помните забавную и по-советски тёплую музыкальную комедию 1981-го года «Берегите женщин»? В центре сюжета картины сплочённый женский коллектив, пробившийся не только на флот, но даже выбивший себе старенький буксир «Циклон» и взявший круговую оборону от всех попыток выбить их из морской профессии. Но мало кто знает, что чисто женский экипаж служил ещё во время Великой Отечественной войны в составе Волжской военной флотилии.

А началось всё с боевой, как говорится, пробивной девушки Антонины Куприяновой. Тоня до войны проживала в Саратове в большой семье. Когда грянула война, все три брата Куприяновы ушли на фронт. Тоня с матушкой осталась ждать вестей в родном городе. Вскоре пришла первая похоронка. После первой невосполнимой потери последовала и вторая. А вскоре пришла похоронка и на третьего, последнего Куприянова.

Тоня приняла решение занять место братьев в строю. Естественно, мать взмолилась не оставлять её, так как более в этом мире у неё никого не осталось. Некогда большая семья была вырвана из жизни войной. Но Антонина была непреклонна.

Единственный «женский тральщик» Великой Отечественной

Антонина Куприянова в центре

В мае 1943-го года Антонину Куприянову направили служить в сформированную в октябре 1941 года Волжскую военную флотилию. История трагедии семьи Куприяновых тайной не была, поэтому отправили Антонину служить вестовой, тогда эта должность считалась достаточно спокойной и безопасной, насколько это вообще возможно.

В то же самое время фронт стал неуклонно двигаться на запад. Но, несмотря на это, работы Волжской военной флотилии хватало, а вот чего не хватало, так это тральщиков и экипажей. Люфтваффе, чтобы остановить какие-либо речные коммуникации по Волге, завалили русскую реку электромагнитными и акустическими донными минами от самой Самары чуть ли не до Астрахани. Объяснять, насколько важна водная артерия Волги для транспортировки продовольствия, оборудования и сырья, думаю, не стоит. Более того, даже после отступления немцев, их авиация регулярно совершала попытки блокировать судоходство по Волге минированием реки.

Понимала всю сложность положения и Антонина Куприянова, учитывая её должность и вольные и невольные знакомства в различных подразделениях флотилии. Правда, осознать это было не сложно, так как на Волге начали взрываться суда, наскочившие на немецкие мины. Одним из таких судов была нефтеналивная баржа. Если обладаете воображением, можете себе представить, что означает взрыв речной баржи, наполненной нефтью под завязку. Нефтью, которая как воздух необходима для воюющей державы. И это ещё не учитывая, что судоходство было парализовано самой затонувшей баржей на фарватере и гигантским пожаром.

Так как Антонина обладала, как говорится, организаторским талантом и умела расположить к себе товарищей, она решила сколотить полноценную корабельную команду. Многие девушки, с которыми познакомилась Тоня, уже проходили службу на кораблях флотилии или же были достаточно компетентны, чтобы заступить на вахту.

В то время Антонина Куприянова уже была в звании старшины 2 статьи (по-армейски – младший сержант). Используя весь свой боевой дух и обаяние Тоня направилась не к кому-нибудь, а сразу к контр-адмиралу Юрию Алексеевичу Пантелееву – командующему Волжской флотилией с весны 1943-го года. Естественно, Пантелеев несколько оторопел от такой просьбы. Во-первых, хоть женщины в армии и на флоте вовсе не экзотика, но полностью женский экипаж, да ещё и тральщика – это, как минимум, непривычно. Во-вторых, были у контр-адмирала и сомнения в профпригодности такого экипажа, у которого просто не было совместного опыта разминирования водных путей. Но офицеры флотилии, которые хорошо знали как саму Куприянову, так и девушек её команды, убедили контр-адмирала в том, что девушки достаточно крепкие специалисты и справятся с речным тралением.

Единственный «женский тральщик» Великой Отечественной

Газоход

Пантелеев дал добро. Но судов, как и экипажей, тоже не хватало. Поэтому девушкам достался мобилизованный речной газогенераторный буксир, как их называли, газоход Г-12, который находился в плачевном состоянии и требовал срочного ремонта, хотя старым он не являлся, т.к. был построен в 1937 году. Вообще, сами газогенераторные буксиры появились в нашем флоте не от хорошей жизни. Страна Советов остро нуждалась в речных судах, нуждалась в путях коммуникаций, но современного топлива на все задачи не хватало. Поэтому советские инженеры (Московская судостроительная верфь и Центральный научно-исследовательский институт водного транспорта) сконструировали газогенераторную установку, которая будет в достаточной степени генерировать силовой газ.

Газогенераторы установили на речные суда. Им для питания требовались дрова и вода. Ну, с водой всё понятно – бери не хочу. По поводу дров оказалось немногим сложнее. Так, практически на всём протяжении многих рек располагались лесопилки или лесозаготовительные пункты, у которых недостатка в древесных отходах не было. Мощность таких двигателей газогенераторных установок достигала 120 л.с. Их в изобилии начали ставить на речные буксиры, начиная с 1932-34 годов, а также конструировали различные модификации увеличенной мощности.

Именно такое судно и получили девушки. И оно требовало не только ремонта, но и переоборудования в тральщик. Экипаж Куприяновой: моторист Агния Шабалина, механик Евдокия Пархачева, рулевой Тамара Лекалина, пулемётчица Вера Чапова, матрос Вера Ухлова и минёр Анна Тарасова. При этом «ветеранами» буксира были Евдокия и Агния, именно они работали на нём ещё до мобилизации судна и знали свой газоход, как пять пальцев. Девушки принялись за работу с неподдельным энтузиазмом. То ли девчата раскусили адмиральскую хитрость затянуть начало тральных работ, пока Волгу не почистят мужчины, и девушкам не придётся рисковать, то ли это вообще характерно для того поколения наших соотечественников, а может и то, и другое.

Единственный «женский тральщик» Великой Отечественной

Мобилизованный газогенераторный буксир Г-21

Так или иначе, но тральщик оснастили пулемётом ДШК на тумбе и тралами. Некогда буксирный газоход под номером 12 стал катерным тральщиком Т-611, войдя в 6-й дивизион тральщиков 2-й бригады траления Волжской флотилии под командованием капитан-лейтенанта Олега Селянкина. Как раз он после войны будет вспоминать один из самых конфузных моментов своей боевой службы. Тогда молодого ещё Селянкина только назначали командиром дивизиона. По молодецкой порывистости Олег решил проверить вверенный ему дивизион боевой тревогой без предупреждения на каждом тральщике. Оказавшись на борту Т-611 перед самым рассветом, Олег вломился в кубрик и скомандовал тревогу. Как только на ошалевшего комдива высыпался полуодетый девичий экипаж, его и след простыл.

Единственный «женский тральщик» Великой Отечественной

Олег Селянкин

Т-611 был примерно 21,7 м длиной, 4,4 м шириной, с осадкой на корму 0,56 м, а на нос и вовсе 0,14 м. Корпус был древесным, что делало его менее заметным для магнитных мин. Однако Т-611 как и все газоходы, кроме очевидной экономии топлива, отличался неуклюжестью, низкими маневренностью и скоростью. Но служба его началась.

Читай продолжение на следующей странице
AesliB