Два учителя: Матвейка и Илюшка

Подальше от войны

Дверь в доме Хохловых была толстая, дубовая. Она скрипела, открываясь, — здоровалась таким образом с гостями. А гости захаживали сюда каждый вечер, в любую погоду. Рыжие, веснушчатые, светловолосые, чернявые, кудрявые ― вот какие они были, гости ― ученики начальных классов школы села Бигильдино Данковского района.

Школа большая, а учителей мало ― мужчины-то ушли на фронт. Учительница начальных классов Зинаида Матвеевна осталась одна с младшими ребятишками ― первым, вторым и третьим классами. Вот и решил шестиклассник Илья Хохлов помочь Зинаиде Матвеевне ― устроить у себя в доме избу-читальню для мальчишек и девчонок.

Книг в доме Хохловых было тридцать восемь. Двадцать одну родители Ильи купили ещё до начала Великой отечественной войны. А семнадцать дала Зинаида Матвеевна, когда Илюшка поделился с ней своей задумкой.

Читальня открылась первого сентября 1941 года. В первый же вечер к Илюшке пришли трое братьев Кузьминых: Слава, Серёжка и маленький Петя. А ещё первоклассница Леночка. Илья показал ребятам книги:

— Выбирайте любую и читайте на здоровье!

— А мы не умеем, — протянула Леночка и потянулась к «Сказке о золотом петушке» Александра Пушкина.

— Да, не умеем, — деловито подтвердил Петька и, встав на цыпочки, указал на толстовского «Филипка». — Почитай нам лучше ты, а?

Илья растерялся: выходило, что он не предусмотрел самого главного условия избы-читальни. А сам мальчишка читал вслух, как говорили учителя, «как пономарь, безо всякого выражения». Ну, да что было делать…

Илья посмотрел на своих гостей, подумал и тряхнул головой:

— Ладно! А ну, садитесь поскорее!

На лавке уместились Леночка с Петькой. Слава и Серёжка сели прямо на пол. А Илюшка подошёл к окну. Он не хотел тратить драгоценную свечу, пока на улице ещё не окончательно стемнело и можно было разобрать слова в книге. И медленно начал читать, с трудом разбирая в полутьме мелкие буквы:

— Жил мальчик, и звали его Филипп…

Вечером второго сентября ребят в читальню пришло вдвое больше. А третьего ― ещё больше.

Лавок в доме было только две ― для самых маленьких. Ребята постарше приносили с собой половицы, циновки, а то и просто старые чистые тряпки. Усаживались рядышком, грея друг друга. Илюшка становился к окну и читал до темноты. А когда уже не мог разобрать буквы, зажигал огарок свечи.

Чаще всего ребятишки просили почитать им «Рассказы для детей» Льва Николаевича Толстого. Илюшка уже знал их наизусть, а всё равно волновался, когда читал про дружбу льва и собачки и храброго мальчика Васю, спасшего котёнка от собак. И все ребята знали, что собачка умерла и лев тоже умер, а всё равно каждый вечер надеялись, что уж на сей-то раз всё выйдет иначе. И маленькая Леночка плакала оттого, что история, вопреки её ожиданиям и надеждам, опять закончилась печально. И все замирали от волнения, когда мальчик Вася бросался вперёд, закрывая собой котёнка. А первоклассница Катя дёргала себя за косичку и шептала: «Не успеет!» И облегчённо вздыхала, когда охотник снова отгонял от Васи собак.

Каждый вечер война словно обходила дом Хохловых стороной. Тяжёлое ожидание писем от родных, голод, холод, опасность, печаль ― всё отступало, когда скрипучая дверь закрывалась, впустив в дом последнего на сегодня гостя.

А Илюшка с каждым днём читал всё лучше и лучше. И совсем неважно, что по утрам его голос был немножко хриплым. Зато вечерами он снова и снова уводил своих младших друзей подальше от войны.

…Очень хотел Илья Хохлов стать учителем математики. Но когда с фронта не вернулись отец и двое старших братьев, ему пришлось поступить в ремесленное училище, чтобы помочь маме вырастить младшую сестру. Золотые руки оказались у Ильи Александровича. Он стал плотником. Изготавливал мебель. Жил в Липецке. Даже обычный стул Илья Александрович мастерил с любовью к своему делу и выдумкой.

автор: Софья Милютинская

источник: topwar.ru

AesliB