Дмитрий Тёмкин из Кременчуга

Дмитрий Тёмкин написал музыку более чем к сотне фильмов, он работал с лучшими режиссерами Голливуда, среди которых были Альфред Хичкок, Говард Хоукс, Фрэнк Капра, Джордж Стивенс и многие...

Дмитрий Тёмкин написал музыку более чем к сотне фильмов, он работал с лучшими режиссерами Голливуда, среди которых были Альфред Хичкок, Говард Хоукс, Фрэнк Капра, Джордж Стивенс и многие другие. Его удивительно талантливые произведения продолжают звучать в фильмах по сей день, так Квентин Тарантино в начальных титрах своей скандально известной картины «Бесславные ублюдки» (2009) использовал музыку Дмитрия Тёмкина, написанную для фильма Джона Уэйна «Аламо» (1960). Его знаменитую песню Wild Is The Wind, написанную еще в 1957 году, исполняли Нина Симон, Дэвид Боуи и Барбара Стрейзанд. Дмитрий Тёмкин 22 раза (!) номинировался на премию «Оскар» и четыре раза был удостоен почетной награды. Кроме множества прочих призов и званий Дмитрий Тёмкин дважды награждался французским Орденом почётного легиона (как кавалер и как офицер), а также испанским Крестом кавалера Ордена Изабеллы Католической. 21 сентября 1993 года Почтовая Служба США выпустила в свет серию марок «Легенды Американской Музыки», посвященную шести выдающимся композиторам Голливуда. На одной из них был изображен Дмитрий Тёмкин.

Дмитрий Тёмкин из Кременчуга

Биография Дмитрия Темкина

1894 – 1921 (Кременчуг, Украина и Санкт-Петербург, Россия)

Дмитрий Зиновьевич Тёмкин родился в еврейской семье 10 мая 1894 года в городе Кременчуг Полтавской губернии (интересно, что в паспорте Тёмкина позднее было указан 1899 год рождения). Его отец Зиновий Ионович Тёмкин работал врачом, а мать Мария Давидовна Тартаковская занималась преподаванием игры на фортепиано. В 1921 году отец Дмитрия Тёмкина повторно женился и поселился в Берлине, а три года спустя перебрался в Париж, где занимался общественной деятельностью и стал видным членом президиума Всемирного союза сионистов-ревизионистов, председателем организации сионистов-ревизионистов Франции.

Начальное образование юный Дмитрий получил у своей матери. Уже в тринадцать лет Дмитрий Тёмкин стал учеником Петербургской консерватории, где обучался по классу фортепьяно у Феликса Блуменфельда и Изабеллы Вегеровой, а по классу композиции, гармонии и контрапункта у Александра Глазунова.

Дмитрий Тёмкин из Кременчуга

Спустя несколько лет Тёмкин начал сам зарабатывать себе на жизнь. Он аккомпанировал знаменитой балерина Тамаре Карсавиной и легендарному актеру французских комедий Максу Линдеру во время его гастролей в Санкт-Петербурге. Тёмкин также подрабатывал игрой на рояле, озвучивая немые ленты в кинотеатрах Петербурга. Свободное время молодой музыкант любил проводить в артистическом кафе «Бродячая собака» (см. ниже «Из мемуаров Дмитрия Темкина «Бродячая собака»), это заведение было популярным местом среди питерской богемы. Кафе было открыто антрепренером Борисом Прониным в 1912 году в подвале Дома Жакоба. Славу арт-подвала составили его посетили, среди которых были Гумилев, Ахматава, Мандельштам, Хлебников, Маяковский, Мейерхольд и многие другие. Именно здесь Дмитрий Тёмкин подружился с Сергеем Прокофьевым и знаменитым хореографом Михаилом Фокиным. В этом же кафе Тёмкин впервые услышал американскую музыку — «Alexander’s Ragtime Band» Ирвинга Берлина, который принес в «Бродячую собаку» рег-тайм, блюз и ранний джаз через одного из своих учеников – чернокожего певца, исполнителя негритянский песен из Нового Орлеана, оставшегося в России после одного из гастрольных туров составе шоу. К сожалению, в 1915 году с началом Первой мировой войны, «Бродячая собака» была закрыта, однако память о популярном заведении жива, и сегодня «Бродячая собака» — памятник культуры Серебряного века и достопримечательность Санкт-Петербурга.

Период жизни Темкина в Санкт-Петербурге совпал с такими политическими событиями как свержение царя, Русская революция и образование Советской России. После 17-ого года он был организатором грандиозных музыкальных действ нового времени. Художник Юрий Анненков так вспоминал о работе над «Взятием Зимнего дворца» (с тысячями исполнителей, включая 500 музыкантов и балетную труппу числом 125 человек): «Организатором этого спектакля был очень талантливый пианист и композитор, мой друг, юный Дмитрий Тёмкин. Его творческая и организаторская энергия была неисчерпаемой и чрезвычайно продуктивной, воодушевляющей всех создателей и участников спектакля». Очевидно, он принимал участие в музыкальном оформлении повторной постановки «Штурм Зимнего дворца» 1920 г. В этой масштабной инсценировке принимали участие тысячи исполнителей, среди которых было 500 музыкантов и 125 балетных танцовщиков.

После событий «красного террора», которые странным образом затронули молодого музыканта (см.«Из мемуаров Дмитрия Темкина «О послереволюционном времени» ), а также предчувствуя печальную судьбу музыки в Советской России, Темкин решил уехать в Германию, где его отец жил в Берлине со второй женой (к счастью, Темкин хорошо владел как немецким, так и французским языком).

1921-1923 (Берлин, Германия) 1924-1925 (Париж, Франция)

В Берлине Темкин брал уроки у Феруччо Бузони и его учеников (Эгона Петри и Михаэля Цадоры), был концертным пианистом и писал легкую популярную и классическую музыку: этюды, фокстроты, марши и вальсы. Его выступление в Берлинской филармонии со вторым фортепианным концертом Листа в дальнейшем помог его репутации как пианиста. По совету соседа по комнате и коллеги-пианиста Михаэля Каритона Темкин вместе с последним отправился на гастроли в Париж. Они выступали как дуэт пианистов, что было модно в то время. Российский певец Федор Шаляпин много рассказывал Темкину об Америке, о том, как хорошо платят за водевильные турне, и о спросе на гастроли европейских музыкантов. В конечном итоге, это привело к приглашению от бродвейского театрального магната Мориса Геста, еще одного русского эмигранта, принять участие в качестве фортепианного дуэта в водевильном турне.

1925-1929 (Нью-Йорк, США)

Темкин приехал в Нью-Йорк в 1925 г. Они с Каритоном играли в сетях Кейт / Элби и Орфей, аккомпанируя балетной труппе под руководством Альбертины Раш, балерины и хореографа, которая родилась в Австрии. Со временем профессиональные отношения перешли в личные и Темкин женился на «Альбертиночке» в 1927 г.

В начале 1927 г. пути Темкина с Каритоном разошлись, он уехал в турне по стране вместе с Альбертиной Раш и её «Американским балетом». Он был музыкальным директором и аранжировщиком труппы из 30 танцовщиков. Ритмы балета позже повлияли на чувствительность музыки Темкина к кинофильмам, ведь он представлял движения людей в кинокадре как танец на сцене. В том же году он дал сольный концерт в Карнеги-Холле, во время которого он исполнял современные произведения Александра Скрябина, Фрэнсиса Пуленса, Александра Тансмана и Мориса Равеля, а также и свои собственные композиции, квази-джаз, перед американскими слушателями. В то время как Темкин продолжал давать концерты как соло-пианист, Альбертина ставила балетные показы и дорогие музыкальные постановки. Одной из них была «Рапсодия в стиле блюз» Джорджа Гершвина, в которой Темкин исполнял главную партию фортепиано.

Дмитрий Тёмкин из Кременчуга

В 1928 г. молодожены приехали в Париж, где Темкин выступил в Парижской опере. В программу входила «Рапсодия» и европейская премьера концерта Гершвина для фортепиано. Присутствовал сам Гершвин. После возвращения в Соединенные Штаты, Темкин отправился в концертное турне по стране, выступая с французской музыкой импрессионистов вперемежку с джазовыми номерами. Это стало его последним турне, потому что в 1929 г. биржевой крах на Уолл-стрит отобрал работу и у Темкина, и у Раш. Приглашение принять участие в премьере Голливудского фильма вдохновило супругов на переезд в Калифорнию и поиски работы на территории музыкальных звуковых фильмов, которые только появлялись.

1929-1967 (Голливуд, Калифорния, США)

В прологе «Ночи на Бродвее» к мировой премьере «бродвейский мелодии» производства Метро Голдвин-Мейер в Китайском театре Граумана в феврале 1929 г. было представлено балетную труппу Альбертины Раш (привезенную впервые с Нью-Йорка и Европы в Лос-Анджелес Сидом Грауманом исключительно для этого показа). В программе был также «Романтический балет» на музыку Темкина, хореографом которого была Раш, он был представлен ее танцевальной труппой. До конца года Раш выполнила постановку трех MGM мюзиклов (Темкин продолжал писать музыку для труппы Альбертины Раш. По его словам «Если ты не можешь заработать деньги для своей жены, все безнадежно»). Раш рассказала руководителям MGM про «Балет с Марса» Дмитрия, и они поручили ему озвучить 2 хореографических номера Раш. Осенью 1929 года Дмитрий подписал контракт со студией. В течение следующих двух лет он сочинял музыку для балетных номеров Раш в Devil-May-Care, The Rogue Song (Песня сорванца) и Lord Byron of Broadway (Бродвейский лорд Байрон).

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector