Во время воздушного боя 23 января 1943 года был сбит и получил лёгкое осколочное ранение в грудь, некоторое время не летал.
4 апреля 1943 года Майор В. И. Бобров был назначен командиром 27-го истребительного авиаполка на Воронежском фронте, где «состоялись» такие выдающиеся асы, как Николай Гулаев и Фёдор Архипенко.
В мае 1943 года обстановка на Восточном фронте вновь накалилась: потерпев поражение на Волге, немцы попытались взять реванш на Курской дуге. Надо было сорвать их попытку захватить стратегическую инициативу. Бобров получил приказ: «Нельзя пропустить в тыл ни одного воздушного разведчика!»
Эту ответственную задачу лётчики 27-го полка решили успешно. С 10 мая по 5 июля, вплоть до начала наступления немецких войк, полк сбил 23 самолёта — разведчика. Часть экипажей всегда находилась в готовности №1. У самой линии фронта противника встречали истребители, вылетавшие из засад, близ переднего края. Кроме того, всегда были начеку и экипажи, базировавшиеся на основном аэродроме. Таким образом, немецкие разведчики попадали в своеобразные клещи, вырваться из которых было невозможно.
Удручённый неудачами, враг, по-видимому, решил во что бы то ни стало отомстить нашим истребителям. Вечером 14 мая, на подходе к аэродрому Грушки, где находился 27-й полк, показалась группа бомбардировщиков Ju-87. Немцы, конечно, рассчитывали застать наших лётчиков врасплох. Но недаром говорят: «Где бдительность есть, там врагу не пролезть». Звено истребителей, которое барражировало в воздухе, сразу же получило приказ перехватить вражеские бомбардировщики. Оно нанесло по врагу внезапный удар. Строй «Юнкерсов» дрогнул, и они в беспорядке стали сбрасывать бомбы за пределами аэродрома. Воспользовавшись замешательством неприятеля, в воздух поднялась дежурная эскадрилья. Ей пришлось вступить в бой с Me-109, спешившими на помощь бомбардировщикам.
В этой схватке пополнили свой боевой счёт лётчики В. А. Карлов, Л. В. Задирака, М. В. Бекашонок, Чепинога, В. Г. Кармин и командир полка В. И. Бобров. Каждый из них сбил по самолёту противника. Ни одному Ju-87 не удалось уйти за линию фронта или хотя бы дотянуть до своего переднего края.
Особенно отличился Николай Дмитриевич Гулаев, ставший впоследствии дважды Героем Советского Союза. Он сбил 2 бомбардировщика, а когда выяснилось, что боеприпасы кончились, — пошёл на таран. И третий «Юнкерс», потеряв управление, полетел в последнее пике. Гулаев же, благодаря замечательной выдержке и самообладанию, сумел посадить израненную машину близ переднего края.
Лётчики 27-го ИАП особенно отличились в битве на Курской Дуге, где тогда за период с 5 июля по 5 августа 1943 года сбили в воздушных боях 88 самолётов противника (19 из них — 5 июля!).
В книге «Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», на странице 225 есть следующее сообщение, относящееся к тому периоду:
14 августа 1943 года В. И. Боброву присвоено звание Подполковник.
За успехи в воздушных боях Указом от 8 октября 1943 года 27-му истребительному авиаполку было присвоено звание 129-го Гвардейского. Словно отмечая это торжественное событие новыми успехами, 20 октября Владимир Бобров уничтожил в одном бою сразу 2 пикировщика Ju-87.
По февраль 1944 года командовал полком, участвовал в боях за освобождение Украины, воевал на 2-м Украинском фронте. Затем был отстранён от занимаемой должности и назначен инспектором — лётчиком по технике пилотирования 190-й ИАД.
Известный лётчик — ас, Герой Советского Союза Фёдор Фёдорович Архипенко, вспоминая о тех днях пишет:
«О командире 129-го ГвИАП подполковнике Боброве Владимире Ивановиче скажу — энергичный, колготной, правда, но был он хороший лётчик и блестящий боец, участник боев ещё в Испании, а как человек добрый и сердечный… Накануне перелёта полка в Кировоград что-то не поладил он со своим заместителем майором Овчинниковым и его сняли, переведя в другую дивизию нашего корпуса. Очень жалко было нам потерять такого командира, каким был Владимир Бобров в то трудное время».
Действительно, личная неприязнь некоторых крупных военных чинов долгое время преследовала Боброва. В начале 1944 года он без достаточных оснований был снят с командования полка (с апреля по май 1944 года находился в резерве отдела кадров 5-й Воздушной армии), и лишь несгибаемый рыцарь А.И. Покрышкин взял на себя смелость пригласить Боброва в свою прославленную 9-ю Гвардейскую истребительную авиационную дивизию.
С мая по сентябрь 1944 года командовал эскадрильей в 104-м Гвардейском ИАП, затем до конца войны был командиром этого полка. Воевал в Крыму и Молдавии, участвовал в Ясско-Кишиневской и Сандомирской операции, освобождал Польшу. Участвовал в боях над Германией и Чехословакией. Его ведомым долгое время был Михаил Девятаев, сбивший 9 самолётов противника и улетевший из плена на немецком бомбардировщике He-111.
Летом 1944 года наши войска вели упорные бои в районе Львова. Отличный бой провела 13 июля группа из трёх звеньев под командованием П. П. Крюкова. Прикрывая наземные войска, она была наведена с КП дивизии на группу из 9 бомбардировщиков Не-111, шедших без истребительного прикрытия. Наши лётчики атаковали противника и добились полной победы — 6 самолётов были сбиты, а 3 подбитых — совершили вынужденные посадки в расположении наших войск. В этом бою Павел Крюков сбил 3 самолёта, а Владимир Бобров — 2.
В конце июля 1944 года группа из 12 «Аэрокобр» 104-го ГвИАП под командой Л. И. Горегляда вылетев на задание, обнаружила в районе Броды 4 девятки бомбардировщиков Ju-87 в сопровождении 16 FW-190. Наши лётчики разделившись на 2 группы атаковали врага. Неожиданно свалившись сверху, Горегляд последовательно сбил 2 «Юнкерса». Бобров своей шестёркой нанес удар по второй девятке и, сбив одного, сразу же устремился на «Фоккеров», связав их боем. Этим воспользовалась группа Горегляда и в короткий период сбила ещё 3 Ju-87. Бомбардировщики, сбросив свой груз неприцельно, стали поспешно уходить на запад. Потеряв двух «Фоккеров», вражеские истребители также вышли из боя.
В совершенстве владея «Аэрокоброй», Бобров продемонстрировал своё высокое боевой мастерство и в сентябре 1944 года, когда в паре с Павлом Крюковым они буквально растерзали группу бомбардировщиков Не-111, уничтожив по 3 грозные машины…
…Когда 1-й Украинский фронт повернул на Прагу, 104-й Гвардейский Краковский орденоносный полк получил боевое задание по «зачистке» воздуха от фашистских самолётов. 9 мая 1945 года около 12 часов дня в полк поступил приказ: подняться в воздух и нести патрульную службу над Прагой в течение часа. Ведущий ударной группой был Владимир Бобров. Станция наведения передала:
— Над Прагой корректировщик, высота 3500 метров.
Вскоре Бобров увидел прямо перед собой FW-189, корректирующий огонь немецкой артиллерии. Бобров ринулся на врага, увлекая за собой звено. Это была последняя победа лётчика.
Итоги его боевой деятельности в период Великой Отечественной войны, по различным источниках, весьма неоднозначны. По документам, официально опубликованным в советские времена, Гвардии подполковник В. И. Бобров, с учётом поездки в Испанию, совершил 577 боевых вылетов. Проведя 159 воздушных боёв, сбил 43 самолёта лично и 24 в группе. 11 августа 1944 года командир 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии Гвардии полковник А. И. Покрышкин представил В. И. Боброва к званию Героя Советского Союза за 24 лично сбитых самолёта и 18 в составе группы.
Взяв за основу исправленные данные по Испании (4 + 13 побед) и официальные данные по Великой Отечественной войне (30 + 20 побед), получим в итоге 67 (34 + 33) побед В. И. Боброва в 2-х войнах. [Согласно данных М. Ю. Быкова за время Великой Отечественной войны он выполнил 451 боевой вылет, провёл 112 воздушных боёв, сбил 23 самолёта лично и 11 в группе. Таким образом, на его счету 27 личных и 24 групповые победы: 4 + 13 в Испании и 23 + 11 в ВОВ.]
Как бы там ни было, в любом случае, этих побед с лихвой хватало на звание дважды Героя Советского Союза! Но единственная «Золотая Звезда» была присвоена ему лишь в 1991 году, 20 лет спустя после смерти.
За участие в Великой Отечественной войне был награждён орденом Ленина (27.04.1942), двумя орденами Красного Знамени (11.08.1943 и 1.05.1945), орденами Суворова 3-й степени (18.05.1945), Отечественной войны 1-й степени (29.01.1944), Александра Невского (25.09.1945), медалями «За боевые заслуги» (3.11.1944), «За победу над Германией» (9.05.1945), «За взятие Берлина» (9.06.1945), «За освобождение Праги» (9.06.1945).
Хочется отметить и тот факт, что уже в наше время в воспоминаниях некоторых ветеранов стали появляться довольно негативные высказывания в адрес В. И. Боброва. Например, Е. П. Мариинского в своей книге «Я дрался на «Аэрокобре» (серия «Война и мы», издательства «Яуза», «ЭКСМО», 2005 год.), С. З. Букчина в книге А. Драбкина «Я дрался с асами Люфтваффе» (та же серия и издательство, 2006 год.). По словам этих людей, В. И. Бобров и сбитые самолёты сам себе приписывал, и награды зажимал (пока, мол, сам Героем не стану, и вам ничего не дам), и даже самолёт Мариинского умудрился сбить (при этом — записал его на свой личный счёт). Странно одно, почему подобная информация появилась только в наши дни, спустя многие десятилетия после смерти самого В. И. Боброва. Так, тот же Мариинский в своих первых книгах (они вышли в свет в 1960 — 1970-х годах) ни словом не обмолвился о «проделках» своего бывшего командира, а вот теперь — пожалуйста… Ну, да ладно. Бог им судья.
После войны Владимир Иванович продолжал служить в ВВС на различных руководящих постах. 26 января 1948 года ему присваивают очередное воинское звание — полковник. С декабря 1951 года по сентябрь 1952 года учился на курсах усовершенствования командиров и начальников штабов авиационных дивизий.
Затем, за нарушения по службе, он был понижен в звании сразу до майора! 10 февраля 1956 года снова получил звание подполковника, а 19 февраля 1958 года ему вернули звание полковника.
За выслугу лет был награждён орденами Красного Знамени (5.11.1954), двумя орденами Красной Звезды (15.11.1950 и 16.10.1957), медалями «30 лет Советской Армии и Флота» (22.02.1948), «40 лет Вооружённых Сил СССР» (22.02.1958).
30 июля 1960 года вышел в отставку. Окончив юридический институт, работал заместителем директора Харьковского института «Гипрокомунстрой». Проживал в Харькове (Украина). Умер 28 февраля 1970 года.
При жизни вновь неоднократно представлялся к званию Героя Советского Союза, однако главные Маршалы авиации (Новиков, а потом и Вершинин), «от представления воздерживались». Лишь 20 марта 1991 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза с награждением орденом Ленина. Столь позднее присвоение этого высокого звания, по всей видимости, связано с тем, что В. И. Бобров неоднократно имел взыскания по службе. Кроме того, ещё в мае 1944 года он был исключён из членов ВКП(б) с достаточно красноречивой формулировкой «за недостойное поведение в быту и нарушение партийной этики». Лишь в марте 1945 года, за большие боевые успехи, его восстановили в партии с сохранением прежнего стажа.
Список побед гвардии подполковника В.И. Боброва во время Великой Отечественной войны*
№ п/п | Дата | Самолёт противника | Место боя |
1 | 10.02.1942 г. | Ме-109 | зап. Ржев |
2 | 19.02.1942 г. | Ju-87 (в группе — 1/5) | зап. Звягино |
3 | 14.05.1943 г. | Ju-87 | сев. Озерово |
4 | 20.10.1943 г. | Ju-87 | Зелёная |
5 | 24.10.1943 г. | Hе-111 (в паре — 1/2) | Чечеливка |
6 | 30.11.1943 г. | FW-189 (в группе — 1/3) | юж. Морозовка |
7 | 15.12.1943 г. | 2 Ju-87 | сев. Новгородка |
8 | 08.01.1944 г. | Ju-87 | зап. Фёдоровка |
9 | 08.01.1944 г. | Ме-109 | зап. Фёдоровка |
10 | 03.06.1944 г. | FW-190 | юж. Стынка |
11 | 13.07.1944 г. | FW-190 | Княжув |
12 | 13.07.1944 г. | FW-190 | аэр. Переспа |
13 | 14.07.1944 г. | FW-190 | сев. — зап. Скобелка |
14 | 15.07.1944 г. | Ju-87 | зап. Ляхув |
15 | 17.07.1944 г. | FW-189 | Стоянув |
16 | 21.07.1944 г. | FW-190 | сев. Томашу |
17 | 21.07.1944 г. | Ju-87 | зап. Найдув |
18 | 22.07.1944 г. | Не-111 | зап. Лобачев |
19 | 31.01.1945 г. | FW-190 | юж. Домбраго |
20 | 03.02.1945 г. | Ме-109 | сев. — зап. Шпурвиц |
21 | 17.04.1945 г. | FW-190 | Форст |
источник: www.airaces.ru