Ас Пушкин. Карьера гения в небе

30 мая отметил бы день рождения Анатолий Иванович Пушкин – советский военный летчик, герой Великой Отечественной войны. Анатолий родился 30 мая 1915 года в Подмосковье, в деревне Суконниково...

30 мая отметил бы день рождения Анатолий Иванович Пушкин – советский военный летчик, герой Великой Отечественной войны.

Анатолий родился 30 мая 1915 года в Подмосковье, в деревне Суконниково Можайского района, в семье крестьянина Ивана Семёновича Пушкина. Отец будущего пилота поначалу пытался прокормить семью со своего земельного надела, но сосед-кулак его разорил – пришлось переезжать в город и поступать на авторемонтный завод. Мама, Матрёна Ивановна, вела домашнее хозяйство.

В 1931 году Анатолий, окончив 7-й класс московской школы № 8 в Сокольниках, пошел на тот же завод – учеником токаря. Здесь вступил в комсомол, и как многие ровесники, начал заниматься в аэроклубе. Первый полёт с инструктором на стареньком учебном биплане произвёл на юношу неизгладимое впечатление – отныне мечта стать профессиональным летчиком завладела его сердцем.

Ас Пушкин. Карьера гения в небеТоле Пушкину 19 лет

И когда пришла пора идти в армию, Толик Пушкин безапелляционно потребовал от военкома:

— Посылайте меня куда угодно, хоть за тридевять земель, но только чтобы там на лётчиков учили!

— Фамилия у тебя, парень, знаменитая… Стихов, часом, не пишешь?

— Нет.

— Правильно. И не пиши! Зачем нам второй Пушкин в литературе, если можно стать первым Пушкиным в небе? Быть по-твоему, определим в лётчики.

И вот, в августе 1933 года 18-летний комсомолец по спецнабору отправляется в город Ейск — в школу морских лётчиков. Потом учится в Луганском военном лётном училище, пилотирует сначала классический У-2, а потом – и разведчики Р-1 и Р-6. Позже, уже в действующей части под Смоленском, осваивает средние бомбардировщики СБ.

Ас Пушкин. Карьера гения в небеСамолет Р-1

К 1938 году Анатолий – офицер, командир звена. Война уже стоит у порога: побывавшие в Испании опытные пилоты эскадрильи охотно делятся с молодым командиром боевым опытом, утверждают: каждый вылет на бомбёжку должен проходить при истребительном сопровождении. «Мессершмитт» быстрее и манёвреннее наших «Ишаков», но умеючи — бить можно! В том, что вскоре их придется бить, лётный народ как-то и не сомневается, несмотря на то, что с немцами, вроде бы, мир, и даже готовится дипломатический пакт о дружбе и границах…

Ас Пушкин. Карьера гения в небеСамолет Р-6

Однако, первое боевое задание свело лётчика Пушкина не с немецкими, а с японскими авиаторами. В 1938 году бомбардировщиков Отдельной эскадрильи под командованием Тимофея Тимофеевича Хрюкина направляют в Китай – для участия в боевых операциях против японских войск, вторгшихся на его территорию.

Пушкин с товарищами летает бомбить японские автоколонны, уничтожает неприятельский склад с боеприпасами при полевом аэродроме. Но в одном из вылетов молодого аса сбивают японские перехватчики…

Самолёт Пушкина упал в горах, это видели уцелевшие летчики эскадрильи, и в штабе для семьи Анатолия уже успели выписать «похоронку»: «Ваш сын Анатолий Иванович геройски погиб, выполняя важное боевое задание командования»… К счастью – отослать не успели: на аэродром приехал верхом на низкорослой горной лошадке пастух-китаец и сообщил, что его односельчане спасли летчика, вытащив из горящей кабины. Летчик ранен, но в сознании, за ним ухаживает мать пастуха, искусная знахарка…

— Этим простым честным людям, китайским крестьянам, я обязан своим вторым рождением, — говорил потом Анатолий Иванович. — Они оказали мне, насколько смогли, медицинскую помощь, накормили, отогрели, напоили какими-то своими народными средствами для поддержания сил, сообщили обо мне нашим, и как только я смог подняться, помогли мне в течение нескольких дней добраться до базы нашей эскадрильи в районе города Хами.

Ас Пушкин. Карьера гения в небе
Летчик Пушкин в кабине своего самолета

В Китае Пушкин на самолете СБ сделал более 20 боевых вылетов. Командование высоко оценило мастерство и мужество молодого лётчика, он был награждён орденом Красного Знамени.

В сороковом году Анатолий сражался на фронте войны с Финляндией – в качестве ведомого у командира бомбардировочного авиаполка. Участвовал в 18 боевых вылетах, в основном – бомбил финские укрепрайоны. За уничтожение вражеского укреплённого пункта лётчик получил второй орден Красного Знамени.

После Финской войны 25-летний пилот служит заместителем командира 135-го лёгкобомбардировочного полка и по совместительству — лётчиком-инструктором. В его обязанности входит экзаменовка пополнений, обучение ведомых. Причем, обучая других, Анатолий учится и сам. К этому времени на вооружение Красной армии начал поступать новейший бомбардировщик Су-2, и Пушкин одним из первых его освоил.

Ас Пушкин. Карьера гения в небеПушкин у своего самолета Су-2

В декабре 1940 года Пушкин вместе с другими летчиками – участниками боёв в Испании, на Халхин-Голе и в Финляндии – направлен в Монинское отделение усовершенствования командиров авиаполков при академии Военно — Воздушных Сил. Обучение было поставлено на научно-практическую основу: с вечера летчики слушают лекционный курс, утром отрабатывают новые навыки на учебном аэродроме. Анатолий Пушкин закончил курс на отлично и вернулся в полк – как раз к июню 1941-го…

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock detector