Эта история (в некотором смысле – об инициации) вполне соответствует духу той романтической легенды, которая сложилась вокруг имени Анны Павловой. Ведь балерина никогда не удовлетворялась голым совершенством техники, никогда не была просто профессионалом танца.
Павлова брала другим – мастерством импровизации. Её называли «душой танца» и говорили, что танцевальный рисунок Павловой никогда не повторяется в точности. Она буквально придумывала на ходу целые комплексы танцевальных движений и воплощала их на глазах у изумленных педагогов и публики.
«Во время дебюта Павлова очень переживала из-за своих «недостатков». Но ей было суждено вернуть на нашу сцену забытое очарование романтических балетов эпохи Тальони», – вспоминала балерина Тамара Карсавина.
Павлова смягчила строгость классического балета, который к началу XX века уже во многом превратился в технический танец. Она не гналась за виртуозностью как таковой, но создавала выразительные художественные образы. На это работала мягкая пластика балерины, её «говорящие руки» и необычайный талант к импровизации.
3. Умирающий лебедь
В 1899 году Анна Павлова окончила Императорское театральное училище, после чего попала в труппу Мариинского театра. Её сразу же зачислили в корифейки и в кордебалете ей танцевать не пришлось. Через пару лет Павлова получила свои первые главные партии, а в 1906 году стала примой-балериной Мариинского театра.
На сцене Мариинки Павлова танцевала во многих классических балетах: «Щелкунчике», «Жизели», «Коньке-Горбунке», «Раймонде», «Баядерке» и других. Но визитной карточкой балерины стала знаменитая ныне миниатюра «Умирающий лебедь», которую для Павловой поставил реформатор классического балета Михаил Фокин.
Премьера танца состоялась в декабре 1907 года в Зале Дворянского собрания Санкт-Петербурга. «Умирающий лебедь» – это изначально импровизация, миниатюра, подготовленная на случай, но именно она стала одним из самых известных и востребованных танцев в истории балета – вплоть до нашего времени.
Классический рисунок «Умирающего лебедя» проявлялся постепенно. Танец менял очертания при каждом исполнении. Но главное – менялась и содержательная трактовка номера.
Например, сначала лебедь не должен был умирать. Этот завершающий штрих, который наполняет танец драматургической динамикой и создаёт всю трагическую глубину, придумала сама Павлова, ведь изначально в музыкальной пьесе Сен-Санса лебедь не умирал.
Трёхминутный номер очень быстро завоевал популярность. «Лебедь» стал не просто концентрированным выражением индивидуального танцевального стиля Павловой, но и символом всего балетного искусства.
4. Русские сезоны
Расцвет танцевальной карьеры Анны Павловой неразрывно связан с общим расцветом русского балета и его триумфом на европейской сцене.
В 1909 году Павлова приняла участие в знаменитых «Русских сезонах» Дягилева, что заметно увеличило её популярность и фактически стало началом многолетних гастролей балерины по всему миру.