Александр Остроградский: он учил глухих детей говорить

Лица с ограниченными возможностями всегда испытывали определенные трудности полноценного участия в жизни общества. Один природный или приобретенный недуг частично или полностью лишал человека дееспособности и выключал его из социума.

Изменение отношения общества к таким людям происходило довольно медленно и зависело от общих социальных условий. В России внимание на гражданских людей с ограниченными возможностями власти обратили довольно поздно, лишь в XIX веке.

Неудивительно, что это вызывало серьезную критику со стороны советских ученых:

«Буржуазная филантропия по отношению к глухим в своей основе является лицемерием, она стремится замаскировать эксплуататорскую, антигуманную сущность капиталистического общества».

При этом очень многое в решении проблем людей с ограниченными возможностями зависело не столько от властей, сколько от альтруистов, которые самоотверженно занимались этими вопросами. И если, к примеру, имена Сербского и Кащенко, призывавших к гуманному отношению к душевнобольным, хорошо известны нашему современнику, то имя Александра Остроградского, выдающегося сурдопедагога, много сделавшего для решения проблем глухих в России, незаслуженно забыто.

Свою педагогическую деятельность он начал в учебном заведении для обычных детей, а продолжил в Петербургском училище глухих. Для педагогов училища он составил методику обучения устной речи «Руководство к первоначальному обучению глухонемых детей по звуковому способу» (1889).

Дети, которые родились глухими или потеряли слух в возрасте до года, имеют возможность научиться говорить, лишь пройдя специальное обучение. Это связано с тем, что развитие речи у ребенка совершается на основе слухового восприятие речи окружающих и подражания ей.

Поэтому методика Остроградского учила глухих детей воспроизводить речь.

Остроградский разработал комплекс специальных упражнений, направленных на изменение дефектов речи. Звуки русского языка были разделены на группы по особенностям артикуляции. В освоении звуков дети использовали руки и зеркало, что способствовало запоминанию произнесенных слов на зрительной основе, это называется чтением по губам.

Остроградский стремился к тому, чтобы глухие дети могли говорить так, как и обычные, без жестикуляции. Она использовалась лишь в первые два года обучения. Как как только ученик начинал говорить, жесты выводились из программы. Поэтому этот метод имел название «чистый устный метод».

Кроме этой методики, которая, впрочем, как и любая методика обучения не была лишена некоторых изъянов, Остроградский составил несколько других учебных пособий: «Рассказы из русской истории со статьями о жизни первобытных людей» (1900) — первый специальный учебник по русской истории для глухих и «Книгу по грамоте» (1901).

Много сил педагог отдал на организацию учебно-воспитательного процесса. Он добивался приближения организации учебной работы с глухими детьми к стандартам обучения обычных городских училищ.

Разработанный им Устав училища, позволял детям после трехлетнего подготовительного обучения переходить в основные классы училища и обучаться по обычной программе городских училищ.

Среди других заслуг Остроградского – его большое внимание к проблеме подготовки сурдопедагогов. В 1897 году им при училище были открыты курсы для подготовки учителей для глухих детей.

Александр Федорович оставил глубокий след в теории и практике обучения и воспитания глухих в России. Воспитанники школы Остроградского становились полноценными членами общества, так в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» показан один из учеников его школы:

«Неизвестный любил поговорить, причем главным для него было не общение и обмен мыслей, а самая деятельность речи, произнесение слов и издавание звуков». Этот человек «с невероятным совершенством» выучился «говорить не по слуху, а на глаз, по движению горловых мышц учителя, и таким же образом понимавшим речь собеседника».

И таких глухих детей, которых научил говорить Александр Остроградский и его ученики, и дал им возможность жить полноценной жизнью, сотни и тысячи.

автор: Кирилл Брагин

источник: rusplt.ru

AesliB