Александр Алябьев – основоположник национального русского романса

Среди композиторов доглинского периода Александр Александрович Алябьев занимает видное место. Он жил в то время, которое историки музыки называют эпохой «музыкальной некультурности», «когда музыкальной технике учиться было не у кого». Тем более удивительно, что Алябьев не только стал первоклассным музыкантом, но и основоположником русского романса.

Он родился 4 (15) августа 1787 года в Тобольске, в семье Тобольского губернатора, который дал сыну хорошее домашнее образование, уже в детстве Саша очень прилично играл на фортепьяно. Отец хотел видеть сына на военной службе, поэтому в 14 лет юноша был зачислен унтер-шихтмейстером 3 класса (низший чин горной табели о рангах, соответствовал подпрапорщику военной службы) в Берг-коллегию.

Благодаря поддержке отца продвижение по карьерной лестнице пошло быстро, Отечественную войну 1812 года Александр Алябьев встретил в чине офицера. Он принимал участие в нескольких сражениях с французами, в том числе в знаменитой Битве народов. Сражался в одном из партизанских отрядах Дениса Давыдова, во время взятия Лейпцига был ранен. Вместе с русской армией дошел до Парижа. Получил следующую характеристику руководства:

«Будучи ж употреблен в самых опаснейших местах, везде отлично исполнял данные препоручения».

За боевые заслуги награжден тремя орденами и медалью.

Занятия музыкой, прерванные войной, Алябьев продолжил в 1814 году. Он пишет оперы, романсы, музыку к водевилям, принимает активное участие в театральной жизни Москвы. Знакомится с писателями Александром Грибоедовым, Александром Шаховским, Михаилом Загоскиным и Петром Мухановым, композитором Алексеем Верстовским.

Имя Алябьева становится известным театралам, музыкантам и любителям музыки Петербурга и Москвы. Казалось впереди яркая жизнь в обеих столицах, но одно происшествие изменило все направление жизни композитора. Во время карточный игры у него произошел конфликт с одним из игроков, помещиком Времевым и, не сдержавшись, Алябьев ударил его. Спустя несколько дней помещик умер. И хотя следствие не доказало, что смерть наступила в результате удара, суд счел его виновным и отправил в ссылку в родные края, в Тобольск.

Три года, столько длилось следствие, Алябьев провел в тюрьме, в это время он написал знаменитый романс «Соловей» и другие произведения.

На родине он организовал оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, продолжил композиторскую деятельность, писал военные произведения и музыку для церковных песнопений. В ссыльные период он написал лучшие романсы: «Вечерний звон», «Зимняя дорога», «Два ворона».

Всего Алябьев написал свыше 180 романсов и песен, многие из них на стихи Александра Пушкина, Василия Жуковского, Дениса Давыдова, Петра Вяземского, Ивана Козлова.

Оставаясь в статусе ссыльного, он совершил поездку на Кавказ, где начал работать с музыкальным фольклором. Собирал и обрабатывал песни народов России – русских, украинцев, киргизов, туркменов, татар, башкир, черкесов и других. На стихи Михаила Лермонтова создал значительное произведение в жанре «восточной песни» — «Черкесскую песню».

В гражданских правах Алябьев был восстановлен в 1843 году, последние годы жизни он провел вместе с женой в Коломне и Москве. Скончался Александр Алябьев в 1851 году, похоронен в семейной усыпальнице Алябьевых в Симоновом монастыре.

автор: Кирилл Брагин

источник: rusplt.ru

AesliB