Адмирал Иван Григорович — при нем началось возрождение российского флота

Поражение в русско-японской войне и Первая русская революция вогнали Российскую империю в состояние депрессии, из которой она стала выбираться в конце первого десятилетия XX века.

Рост промышленного производства и сельского хозяйства, подъем экономики, и относительная политическая стабильность давали основания для усиления российского влияния в мире. Одним из ключевых факторов в достижении этой цели должно было стать восстановление и усиление российского военного флота, почти полностью потерянного в войне с Японией, и возвращение России статуса великой морской державы. С этим связывалась и серьезная реорганизация Морского министерства. С марта 1911 года его возглавил вице-адмирал Иван Константинович Григорович.

Талантливый морской офицер, блестяще проявивший себя при обороне Порт-Артура, взялся за дело решительно: в короткий срок ему удалось вывести работу морского министерства на качественно новый уровень.

Григоровичу удалось убедить императора принять судостроительную программу, найти взаимопонимания с высшими органами управления Российской Империи и добиться частичного удовлетворения запросов и нужд флота. Флот начал строиться. Немцы и французы уговаривали часть военного заказа разместить у себя, а американцы предлагали фантастическую взятку, но министр от таких предложений открещивался – российский флот должен строиться в России.

Подход по развитию отечественного судостроения в 1911 году поддержал премьер-министр Столыпин: «…быстрое пополнение нашего флота, отвечающими современным боевым требованиям судами, может быть достигнуто лишь при… полной независимости от иностранных судостроительных фирм».

Под руководством талантливого управленца были созданы линкоры типа «Севастополь», эсминцы типа «Новик, первый в мире подводный заградитель «Краб», первые в мире тральщики, лучшие в мире образцы мин и тралов. В 1916 году началось формирование флотилии Северного Ледовитого океана.

За время руководства Григоровичем российский флот динамично восстанавливался, и начало Первой мировой войны для русских моряков не стало неожиданностью.

О результатах деятельности «неугомонного министра» Григоровича свидетельствует и тот факт, что построенные в его времена боевые корабли составили 100% линкоров, 40% крейсеров, и 30% эсминцев, вступивших в сражения уже в 1941 году.

Отправленный Временным правительством в отставку, Иван Григорович после несколько лет жизни в Советской России добился разрешения на лечение за границей. Он уехал во Францию, где и скончался в 1930 году. Он умер в изгнании, но завещал себя похоронить на Родине. В 2005 году его прах был доставлен из Франции в Россию на крейсере «Москва» и погребен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.

Иван Григорович не успел завершить запланированных реформ, но его начинания, продолженные уже в советское время, вернули России статус великой морской державы.

автор: Кирилл Брагин

источник: rusplt.ru

AesliB