Адмирал Алексей Грейг

Можно сказать, что с приходом Алексея Грейга русский флот на Черном море пережил второе рождение. В новой должности моряк пробыл почти восемнадцать лет, живя преимущественно в Николаеве, где располагалось управление всем Черноморским флотом. С первых же дней он сосредоточил свое внимание на модернизации кораблей, а также технологии их постройки. Большое значение будущий адмирал придавал строительству мелких транспортных и боевых парусных судов – люгеров, катеров, тендеров, шхун, бригов, использующихся для перевозки грузов, разведки, крейсерских операций и служивших базой для практического воспитания молодых офицеров. При Грейге стали строить специальные лоц-лодки для гидрографической службы, канонерские лодки с тремя орудиями и иолы – мелкие суденышки в составе Дунайской флотилии. Однако основное внимание Алексей Самуилович уделял созданию главной ударной силы флота – линейным кораблям и фрегатам. Новые суда строились по чертежам, разработанным или самим Грейгом, или по английским образцам. Они имели хорошую остойчивость, которая прекрасно сочеталась с мощной артиллерией, позволяя пользоваться ей в сильные ветры. Проектирование судов моряк выполнял не «на глазок», а всегда на научной основе. Алексеем Самуиловичем был разработан «параболический метод», предлагающий математическое описание подводной части корпусов кораблей различных типов, и метод определения центра тяжести судов на основе кренования, необходимый при решении задач остойчивости. Также широко были распространены его методики расчета крена судов в боевых условиях при сильном ветре в момент, когда орудия одного борта ведут огонь по врагу. С 1817 года испытания на основе данной методики проводились в России для каждого построенного линейного корабля и фрегата.
Шедевром кораблестроительного мастерства Алексея Самуиловича считается трехдечный 120-пушечный корабль «Варшава», являющийся первым судном подобного ранга на Черном море. По отзывам современников, Грейг вложил в судно все свои научные знания и опыт, корабль отличался прекрасными мореходными качествами, исключительной соразмерностью корпуса, мощным артиллерийским вооружением и прекрасным внешним видом. К сожалению, «Варшаву» спустили на воду уже после отъезда адмирала из Николаева. Сменивший его на посту главного командира Черноморского флота Лазарев после тщательных испытаний дал кораблю следующую оценку: «Корабль сей удобнейший по расположению внутреннему и по отделке лучший в российском флоте…. Руля слушает во всех отношениях превосходно и смотрится кораблем царским – на Балтике таких никогда не выдывали, да и в Англии тоже».

В ходе многочисленных улучшений, введенных Грейгом в технике судостроения, значительно возросла долговечность кораблей. Средний срок службы черноморских судов вырос с 10 лет до 14, а с капитальным ремонтом (тимберовкой) и до 17 лет. В 1818 году Алексей Самуилович издал распоряжение о замене песчано-каменного балласта на чугунный. Как следствие, возросла остойчивость, что позволило увеличить калибр артиллерии и сменить 24-фунтовые орудия на главной орудийной палубе на 36-фунтовые. А предпринятое им увеличение возвышения пушечных портов от уровня воды сделало русский флот боеготовым на ходу и в сильный ветер, а не только при стоянке на якоре или в слабый ветер, как это было раньше. Кроме того на кораблях Черноморского флота впервые стали применять сигнальные фонари, переговорные трубы, опреснительные установки, дневной и ночной телеграфы.

Адмирал разработал целый свод правил для сохранения кораблей в мирное время. Согласно им снимались кормовые и носовые орудия для снижения риска перелома судов, были установлены новые правила противопожарной безопасности, введены громоотводы. Грейг лично контролировал сохранность кораблей в Николаевском порту, отменил килевание, имеющее множество вредных последствий, ходатайствовал о постройке сухих доков для ремонта судов. Он даже придумал и ввел систему равномерного размещения кораблей, встававших на стоянку, по акватории порта с целью их равномерного прогрева и исключения пересыхания рангоута и корпусов. При Грейге были впервые созданы комиссии, наблюдающие за качеством постройки кораблей, а также осуществляющие надзор за поступающей древесиной. Понимая всю важность точного времени, Алексей Самуилович учредил специальную службу, стреляющую из пушки ровно в полдень, давая сигнал, по которому настраивались все адмиралтейские, городские, церковные и частные часы. Также он стал инициатором создания паровой землечерпательной машины, использующейся в дальнейшем для углубления фарватера реки Ингул. Это в свою очередь удешевило и упростило проводку в Севастопольский порт вновь построенных кораблей.

Под руководством адмирала в 1827 году для кораблей выше 100-пушечного ранга были разработаны новые, более длинные пушки, позволяющие вести огонь без опасности возгорания борта от пламени выстрелов. Вскоре после отливки первых 24- и 26-фунтовых орудий было постановлено на всех флотах «производить длинные пушки по Черноморским чертежам, как наилучшим». Алексей Самуилович проявлял немалый интерес и к химии. Ему принадлежит изобретение в 1821 году нового заряда для брандскугелей (зажигательных снарядов), который дольше горел и лучше поджигал вражеские суда.

Как верно заметил один из соратников Грейга «для осуществления дел больших и малых, кроме ума требовались и средства, а в них то и ощущался недостаток». В многочисленных архивных материалах сохранились свидетельства невероятной настойчивости адмирала, с которой ему приходилось вести борьбу за внедрение даже самых бесспорных по полезности предложений. В основном на пути моряка вставала мелочная ограниченность и консерватизм чиновников, ведавших экономикой судостроения. Алексею Самуиловичу приходилось изыскивать всевозможнейшие пути для сбережения средств. Ему пришлось реорганизовать хозяйственную часть флота, усилить контроль за хозяйственными делами, установить жесткую отчетность по всем финансовым операциям, а также лично перепроверить контракты с подрядчиками и взыскать с них все найденные переплаты. Архивные документы подтверждают, что Грейг следил за всеми расходами по кораблестроению, на многих бумагах имеются его собственноручные проверочные расчеты. В 1828 году адмирал издал приказ об установлении единого расчетного водоизмещения корабля – «строевого веса». До этого брались «строевые тонны» или «грузовые тонны», вносившие запутанность при определении стоимости и открывавшие путь к злоупотреблениям при платеже. Кроме того Грейг ввел новые правила работы с подрядчиками, в частности контракты стали заключаться после сравнения предложений, полученных в запечатанных конвертах.

С приходом Грейга Черноморский флот начал учиться. По инициативе адмирала в Николаеве было расширено Штурманское училище и создано Артиллерийское, а в 1824 году в Севастополе открыта библиотека для офицеров, помогающая морякам коротать время в осенне-зимние периоды.

Алексей Самуилович запретил применять в училищах телесные наказания, по словам современников: «Грейг часто посещал морские заведения, присутствовал при экзаменах штурманов и мичманов, лично испытывал поступающих в лейтенанты в практических знаниях». По примеру Крузенштерна в Петербурге, Алексей Самуилович организовал в Николаеве дополнительные курсы для офицеров флота – своеобразную морскую академию, на которых читались курсы по физике, корабельной архитектуре, механике, гидростатике, пневматике и гидродинамике. Наиболее способные офицеры отправлялись за границу для дальнейшего повышения образования. Интересен один случай – узнав, что некий флотский юнкер проявляет исключительные способности в рисовании, адмирал, сам, к слову, неплохой рисовальщик, «пробил» ему место в Академии художеств, отправив туда юнкера в качестве «пенсионера» флота. Также стоит отметить, что Грейг ввел определение девиации магнитных компасов, а для изучения влияний земного магнетизма на стрелку корабельного компаса организовал специальный физический кабинет, в котором флотские офицеры могли ставить опыты.

Адмирал ежегодно ходил в практические плавания, проводил артиллерийские и парусные учения. Были налажены регулярные связи между городами-портами северо-западного побережья (Херсон, Одесса, Севастополь, Николаев) и побережьем Кавказа, где корабли флота поддерживали сухопутные войска в борьбе с восставшими горцами. Из морской школы Грейга вышли моряки, позднее прославившиеся в русско-турецкой и Крымской войнах. Кроме того им была воспитана целая плеяда талантливых кораблестроителей. Проявлял адмирал и заботу о матросах. Ему удалось добиться разрешения о соединении женатых моряков с семьями, была улучшена пища и обмундирование матросов, запрещены самые жестокие телесные наказания.

Грейг с детства увлекался астрономией. Эта страсть объяснялась не столько профессиональным интересом моряка, сколько врожденной пытливостью и тягой к точным наукам. В молодости во время вахт и в свободное время он часто наблюдал за светилами и определял их положения, о чем свидетельствуют оставшиеся многочисленные черновики с вычислениями. Вскоре после того как Грейг переехал в Николаев он устроил в своем особняке небольшую «домашнюю» обсерваторию. Для этого в центральной части дома главного командира был поставлен астрономический купол. Обсерватория Алексея Самуловича была оснащена отменным комплектом личных инструментов моряка, которые он при отъезде из города подарил флоту. А весной 1820 года Алексей Самуилович в письме морскому министру поставил вопрос о необходимости строительства в Николаеве специальной Морской астрономической обсерватории. Разрешение от Александра I пришло в этом же году, и уже вскоре началось ее сооружение на Спасском кургане. По рекомендации Струве Грейг пригласил на место «морского астронома» его талантливого ученика Карла Кнорре, обладавшего обширнейшими познаниями в области математики, физики и астрономии. К слову, Карл Христофорович проработал на этой должности до конца жизни – почти пятьдесят лет. Сам Кнорре писал: «К счастью, устройство обсерватории было поручено человеку, приложившему все старания, дабы соорудить здание, соответствующее в полной мере современному состоянию науки и с учетом ограниченности средств, ему предоставленных». Николаевская обсерватория открылась в 1827 году и являлась крупнейшей обсерваторией в России в то время. В данном месте постигали мореходную астрономию флотские офицеры и кадеты, собирались моряки-гидрографы, выполнявшие составление морских карт и съемки берегов Черного моря, проводились проверки корабельных приборов. Сам будущий адмирал неоднократно принимал участие в научных работах заведения, проводил наблюдения вместе с Кнорре и Карлом Далем – братом выдающегося русского лингвиста. За ряд научно-организационных работ в сфере астрономии Грейг в 1822 году был выбран в почетные члены Петербургской академии наук.

Алексей Самуилович проявлял огромную заботу о развитии города Николаева. При нем была построена первая пристань, рынок, торговые ряды, открылись мужское и женское училища, богадельня, больница, основаны «вольные» аптеки и огромный базар в конце Соборной улицы. На перешейке между Ингулом и Бугским заливом была выстроена каменная стена, ограждающая жителей от диких зверей, заразных болезней и разбойников. Благодаря деятельности адмирала было положено начало освещению города, а также озеленению улиц. Работы Грейга по развитию сельского хозяйства и садов в окрестностях Николаева являлись очень важными, учитывая полупустынные городские окраины и знойный климат. В построенной оранжерее Алексей Самуилович сам проводил эксперименты по акклиматизации растений. В случае успеха рассада высаживалась в обозначенных им местах. Известно, что Алексей Самуилович обращался к императору за разрешением на постройку Спасского самотечного водопровода – грандиозного инженерного сооружения, подававшего родниковую воду на улицы города.

Спустя десять лет успешного руководства Алексея Самуиловича Черноморский флот вновь превратился в могучую боевую организацию. За период с 1816 по 1828 год было построено 145 судов разного размера и назначения, кроме того 16 судов было куплено и еще 9 заканчивали строиться. Предвидя неизбежность военного конфликта с Турцией, Грейг форсировал создание новых кораблей и спешно готовил имеющиеся суда к боевым действиям. Война вспыхнула в 1828 году. На Черноморский флот была возложена новая в стратегическом плане задача – взаимодействие и поддержка сухопутных частей при движении русских войск через земли Малых Балкан к Константинополю, уничтожение и захват приморских крепостей, удерживание фланга наступающих армий и разгром турецкого флота, порывающегося вырваться в Черное море. В этой войне наилучшим образом проявился весь огромный боевой опыт, скопленный Алексеем Самуиловичем за предыдущие годы. Соратник адмирала Сенявина и наследник тактических действий выдающегося адмирала Ушакова, он успешно выполнил возложенные на флот задачи, сумев обеспечить теснейшее стратегическое взаимодействие флота и армии. В 1828 году он возглавил осаду крепости Анапа и за короткий срок занял ее, несмотря на трехкратный перевес осажденных. После этого он сразу же с флотом перешел к Варне, являющейся ключом к Константинополю. Гарнизон в двадцать семь тысяч человек сражался ожесточенно и упорно, однако русский флот под руководством Грейга совместно с сухопутными силами взял эту мощную крепость после непродолжительной осады. Далее последовали Ахиолло, Мессемврия, Инада, Сан-Стефано, Мидия, Сизополь, Бургас и блокада Босфор. Война, победоносно закончившаяся в 1929 году, принесла освобождение Греции и ряду придунайских государств от турецкого ига, а также подарила надежду на освобождение болгарам. Наградой же Алексею Самуиловичу за взятие приморских твердынь был адмиральский чин и орден Св. Георгия Победоносца второго класса.

После окончания военных действий Грейг был назначен председателем Комитета, занимающегося улучшением кораблестроения, и получившим название Комитет Грейга. Почти год, начиная с лета 1830, он находился в Петербурге. На 53 заседаниях Комитета было проанализировано более 350 важных вопросов и предложений касательно усовершенствования конструкций отечественных судов, поступающих от русских моряков – Крузенштерна, Лазарева, Авинова, Казарского и многих-многих других. Почти все предложения благодаря поддержке Комитета были приняты для использования на кораблях русского флота.

Начиная с 1830 года, в жизни Грейга возникли определенные кризисные явления. Адмирал никогда не был фаворитом ни Александра I, ни Николая I – императоры ценили его, однако «держали на расстоянии». Историк русского флота Евгений Аренс пишет:

«Служба почтенного адмирала на юге в последние годы была сильно омрачена наветами и доносами подпольных клеветников, вымещающих на нем свои неудачи или личные неудовольствия. Грейг из этой грязи вышел безупречно чистым, коим он в действительности и являлся, однако его карьера уже была отравлена».

Отнюдь не безоблачной была и личная жизнь Алексея Самуиловича. В Николаеве холостой адмирал влюбился в девушку-простолюдинку. Звали ее Юлия Михайловна Сталинская, была она дочерью трактирщика и еврейкой по-национальности. Сначала Юлия Михайловна поселилась в его доме на положении экономки, а затем и фактической жены – хозяйки обширного особняка. Грейг изначально скрывал связь, отлично понимая, что шовинистически настроенные верхи русского дворянства, ровно как и царский двор, не дадут согласие на брак с женщиной не «своего круга», к тому же столь «низкого» происхождения и «иноверке». Однако слухи о «прелестной Юлии» быстро достигли Петербурга. Моряк был вынужден вступить в гражданский брак, однако даже это вызывало регулярные выпады против него и членов его семьи. У Грейгов родилось пятеро детей – трое мальчиков и две девочки. После смерти адмирала его супруга посвятила свою жизнь благотворительности, а также устройству судеб и карьер своих детей. Официально Юлию Михайловну признали женой Грейга только в 1873 году при открытии памятника, посвященного адмиралу. Великие князья послали ей поздравительное письмо, в котором отмечали заслуги Юлии как спутницы Грейга.

В 1833 году адмирал был назначен членом Государственного совета. Он переехал в Петербург и в последующие годы вел активную политическую и общественную деятельность. По ходатайству академика Василия Струве Алексей Самуилович возглавил Комитет по строительству Главной астрономической обсерватории, которая была торжественно открыта в августе 1839 года. Кроме того Грейг принимал деятельное участие в работах Вольного экономического общества, выступал на заседаниях Госсовета, возглавлял целый ряд комиссий – законов и законодательства, военных и моских дел, гражданских дел, экономики, польских дел. В уже преклонном возрасте в 1843 году Алексей Самуилович, как и его отец, был удостоен высшего отличия государства русского – ордена Св. Андрея Первозванного. В последние годы своей жизни Грейг жил под Петербугом в своем имении поблизости от Ораниенбаума. По свидетельству близких его любимым занятием было чтение книг из огромной личной библиотеки. Адмирал скончался 18 января 1845 года на семидесятом году жизни и был похоронен в Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище.

Алексей Грейг прожил сложную и долгую жизнь, богатую, как успехами, так и огорчениями. Шотландец по происхождению, он вырос и сформировался как моряк, инженер и ученый именно в России. Он говорил, что считает себя ее сыном и трудится во имя усиления могущества государства Российского. Один из историков русского флота справедливо заметил о нем: «… родом англичанин, но по принесенной России и русскому флоту пользе, более русский, чем многие россияне». Современники адмирала отмечали высокие человеческие достоинства Грейга – душевность, честность, заботливое внимание к каждому, кто обращался к нему, дружелюбие в отношении со всеми. В повседневной жизни Алексей Самуилович был скромным и непритязательным человеком. В свободное время он занимался музыкой и садоводством, играл на четырех музыкальных инструментах и разводил в оранжерее экзотические растения и цветы. Уважение, которым он пользовался среди коллег и сослуживцев, отразилось в географических названиях, запечатлевшихся на карте мира. Служившие под командованием Грейга мореплаватели Беллинсгаузен и Станюкович нарекли его именем открытые ими объекты – остров Грейга в Тихом океане и мыс Грейга в Беринговом море.

автор: Ольга Зеленко-Жданова

источник: topwar.ru

AesliB