35 воздушных побед майора Луганского

Подобных примеров решающего значения пары или четвёрки мастеров воздушного боя в нашей части имелось много. Таким образом у нас был разрешён вопрос о месте «аса» при сопровождении штурмовиков. Мы знаем немало образцов эффективного использования «асов», но они в основном относятся к борьбе истребителей за господство в воздухе. В этом случае сравнительно легко определить место «аса», позволяющее ему свободно маневрировать или выжидать на выгодной позиции завязки боя, чтобы в решительную минуту своим вмешательством изменить обстановку в нашу пользу. Ещё шире применяется тактика свободного полёта «асов». Но в группах сопровождения мастер воздушного боя обычно нёс обязанности ведущего, и это привязывало его к штурмовикам. Естественно, что в таких условиях лётчик не может проявить полностью своё индивидуальное мастерство. Он не имеет возможности самостоятельно маневрировать и применять одному ему присущие комбинации атак.

Разумеется, что ведущим группы сопровождения тоже должен быть опытный лётчик, но оборонительный бой его группы необходимо обеспечивать одной или двумя парами сильного и активного резерва.

Всегда ли нужно выделять отдельные пары резерва ? На наш взгляд, это надо делать в зависимости от обстановки. В нашей части к этому прибегали в тех случаях, когда противник был весьма активен, а также при определенных метеорологических условиях.

Но время облачности выгодно иметь резервную пару под кромкой облаков. Например, в районе Кременчуга при сопровождении штурмовиков я шёл за их группой под кромкой облаков. При внезапной атаке немцев я использовал облака и в короткое время сбил 2 «Мессера».

Я имею на своём счету 37 личных побед, которые одержал почти все при сопровождении штурмовиков. Сочетая искусство ведущего и мастерство индивидуального боя, я находился там, где этого требовала обстановка. Если нужно, я возглавлял группу, а когда враг был особенно активен, обеспечивал ей бой.

Формы боя истребителей сопровождения довольно разнообразны. Почти каждый полёт требует новых приёмов борьбы с врагом, отвечающих обстановке. При действии на предельный радиус боевые порядки истребителей сопровождения значительно отличаются от тех, которых требует полёт над полем боя. В первом случае нельзя вести активный наступательный бой. Лётчики ограничены в своих действиях запасом горючего и вынуждены только обороняться. Другое дело — над полем сражения. Здесь истребители сопровождения получают возможность упреждать действия противника, а при слабой его активности в воздухе — даже атаковать наземные цели. Каждый командир обязан постоянно менять тактику боя истребителей сопровождения, помня, что шаблон ведёт к поражению.

35 воздушных побед майора Луганского
Бюст С. Д. Луганского в городе Алма — Ата на проспекте Абылай — хана.

источник: airaces.narod.ru

AesliB